Социология молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие «молодежь»………………………………………………………......4
2. Тенденции молодежного развития……………………………………………5
3. Потребности молодежи………………………………………………………..7
4. Особенности культурных потребностей молодежи………………………….8
5. Особенности молодежи в современном российском обществе……………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГОУ  «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»

Институт  экономики и финансов

ИДО 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

тема: «Социология  молодежи»

БС/2-090423 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнила студентка

                                                                           гр. 411, заочное отделение

                                                                       Специальность: бухгалтерский   

                                                                учет, анализ и аудит             

                                                              Ганиева Р.Р. _____        

                                                                        Проверил преподаватель: 
 
 
 

Тюмень 2009

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие  «молодежь»………………………………………………………......4

2. Тенденции  молодежного развития……………………………………………5

3. Потребности  молодежи………………………………………………………..7

4. Особенности  культурных потребностей молодежи………………………….8

5. Особенности  молодежи в современном российском  обществе……………10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  используемой литературы……………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одна  из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.

     Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.  
 
 
 
 

     1. Понятие «молодежь».

     Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой  как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

     О развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х  годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», открывшим новый этап в развитии социологии под эгидой социологической группы при ЦК ВЛКСМ, начала исследования жизненных планов молодежи.

     Прошедшее время не только оставило свой след на этой сфере социологии, но и дает возможность утверждать, что в  нашей социологической науке сложилось и получило международное признание специальное направление - социология молодежи.

     Многообразие  вопросов социальной действительности, которое изучает эта специальная  социологическая теория, позволяет  рассмотреть ведущие направления в исследованиях молодежи.

     Прежде  речь идет о социологическом определении  понятия «молодежь». Здесь ведущим  методологическим принципом являются поколенческие отношения. Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференцированность в смене и преемственности поколений.

     Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой  поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места. Это не отрицает социальных особенностей молодежи. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

     Первый, так называемый демографический  подход. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

     Второй  подход - статистический. Возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

     Третий  подход – социологический. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет.

     Еще более полно раскрывает это понятие  представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация.

     Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.

     Производственные  рабочие.

     Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом.

     Техники, технический обслуживающий персонал.

     Особую  группу молодежи составляют менеджеры, агрономы, зоотехники.

     В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи - научная и творческая интеллигенция

     Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры. 

     2. Тенденции молодежного  развития.

     Среди современных социальных проблем  молодежи намечается ряд приоритетных направлений, исследование которых  позволяет говорить о новых тенденциях молодежного развития.

     К их числу принадлежит, прежде всего, проблема молодежной субкультуры, в  которой с наибольшей достоверностью отражаются современные молодежные проблемы.

     В классической социологии понятие субкультуры связано с наличием в обществе наиболее распространенной культуры. Показатели нормативной культуры отражают различные общественные явления: обычаи, нормы и ценности, культурные ориентации, художественные вкусы и предпочтения исследуемого общества.

     Современное российское общество характеризуется размытостью социальных типов культур. Что касается молодежи, то эта социально-демографическая группа наиболее остро переживает катаклизмы рыночных отношений, дестабилизируется и из «части класса» превращается в неустойчивую массу со сниженными духовно-культурными потребностями.

     Однако  нельзя не понимать, что у молодежи есть перспектива формирования собственной  субкультуры в будущем. Процессы стабилизации, устойчивости политико-экономических  отношений, социализации культурных типов и приоритеты социокультурной регуляции определят тенденции духовного и морального возрождения общества. Это, в свою очередь породит культурную идентичность и приведет к созданию культуры особого склада. Динамика культурной жизни, обогащенная национальными достижениями, послужит основой для появления различных субкультур, где особое место займет молодежная субкультура.

     Поэтому уже, сегодня стоит важная практическая задача - разработка методологической модели социологического изучения молодежной субкультуры российского общества. ее основе должна лежать теория потребностей: от их возникновения до развития и реального состояния.

     Эти методологические позиции позволяют  охарактеризовать сложности и противоречия формирования культурных потребностей. 
 

     3. Культурные потребности  молодежи.

     Для определения культурного вида потребностей известный интерес представляет осмысление социально-психологических  механизмов этого явления. Свое начало социально-психологическая теория потребностей ведет от школы представителя немецкой гештальтпсихологии К. Левина, который рассматривал потребность как двигатель человеческой деятельности, как динамическое состояние, возникающее у человека при реализации его намерений.

     В сфере культуры при формировании разумных потребностей нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.

     В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической  ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени.

     И еще одно важное обстоятельство, без  которого нельзя в полной мере представить  структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние.

     Исходя  из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:

     - потребность в знании;

     - нравственная потребность;

     - потребность в духовном общении;

     - художественно-эстетическая потребность. 

     Учитывая  пластичность культурных потребностей, их динамичность и способность проявляться в определенных индивидуализированных продуктах духовного производства, надо иметь в виду, что особое место в их характеристике принадлежит деятельности личности. Производство и потребление, являясь двумя сторонами единой системы, выражают основу индивидуализации культурной потребности.

     В свою очередь, стимулом культурной деятельности является интерес как объективная  реальность. Если представить структурно процесс реализации культурных потребностей, то интерес будет той первоначальной ячейкой, от которой личность начинает свой путь в приобщении к духовным ценностям и их усвоению, на основе которых и формируется субкультура.

     Использование интереса в качестве базисного ядра культурных потребностей позволяет  особенно близко подойти к определению  содержания этих потребностей.

     Интерес всегда выражает волю и желание конкретного  человека. Словом, потребность не может  проявляться иначе, чем через интерес. В особенности это относится к таким специфическим потребностям, как культурные, которые одновременно являются носителями интереса личности. Поэтому в разработке этого понятия большое место принадлежит эмпирическим показателям, позволяющим проследить путь формирования культурных потребностей, охарактеризовать их структуру. Опираясь на эти подходы, охарактеризуем систему культурных потребностей молодежи.

Информация о работе Социология молодежи