Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:22, контрольная работа
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие «молодежь»………………………………………………………......4
2. Тенденции молодежного развития……………………………………………5
3. Потребности молодежи………………………………………………………..7
4. Особенности культурных потребностей молодежи………………………….8
5. Особенности молодежи в современном российском обществе……………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...14
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»
Институт экономики и финансов
ИДО
Контрольная работа
по дисциплине: Социология
тема: «Социология молодежи»
БС/2-090423
Тюмень 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
«молодежь»……………………………………………………
2. Тенденции
молодежного развития…………………………
3. Потребности
молодежи……………………………………………………….
4. Особенности
культурных потребностей
5. Особенности
молодежи в современном
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.
Молодёжь,
социально-демографическая
1. Понятие «молодежь».
Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.
О развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», открывшим новый этап в развитии социологии под эгидой социологической группы при ЦК ВЛКСМ, начала исследования жизненных планов молодежи.
Прошедшее время не только оставило свой след на этой сфере социологии, но и дает возможность утверждать, что в нашей социологической науке сложилось и получило международное признание специальное направление - социология молодежи.
Многообразие
вопросов социальной действительности,
которое изучает эта
Прежде речь идет о социологическом определении понятия «молодежь». Здесь ведущим методологическим принципом являются поколенческие отношения. Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференцированность в смене и преемственности поколений.
Таким
образом, определение понятия «молодежь»
взаимосвязано с
Первый, так называемый демографический подход. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.
Второй подход - статистический. Возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.
Третий подход – социологический. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет.
Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация.
Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.
Производственные рабочие.
Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом.
Техники,
технический обслуживающий
Особую группу молодежи составляют менеджеры, агрономы, зоотехники.
В
последнее время активно
Итак,
молодежь - это такая часть населения (в
возрасте от 14 до 30 лет), которая связана
с современным образом жизни, участвует,
по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности
и труда и является носителем и потребителем
всех современных форм культуры.
2. Тенденции молодежного развития.
Среди современных социальных проблем молодежи намечается ряд приоритетных направлений, исследование которых позволяет говорить о новых тенденциях молодежного развития.
К их числу принадлежит, прежде всего, проблема молодежной субкультуры, в которой с наибольшей достоверностью отражаются современные молодежные проблемы.
В классической социологии понятие субкультуры связано с наличием в обществе наиболее распространенной культуры. Показатели нормативной культуры отражают различные общественные явления: обычаи, нормы и ценности, культурные ориентации, художественные вкусы и предпочтения исследуемого общества.
Современное российское общество характеризуется размытостью социальных типов культур. Что касается молодежи, то эта социально-демографическая группа наиболее остро переживает катаклизмы рыночных отношений, дестабилизируется и из «части класса» превращается в неустойчивую массу со сниженными духовно-культурными потребностями.
Однако нельзя не понимать, что у молодежи есть перспектива формирования собственной субкультуры в будущем. Процессы стабилизации, устойчивости политико-экономических отношений, социализации культурных типов и приоритеты социокультурной регуляции определят тенденции духовного и морального возрождения общества. Это, в свою очередь породит культурную идентичность и приведет к созданию культуры особого склада. Динамика культурной жизни, обогащенная национальными достижениями, послужит основой для появления различных субкультур, где особое место займет молодежная субкультура.
Поэтому уже, сегодня стоит важная практическая задача - разработка методологической модели социологического изучения молодежной субкультуры российского общества. ее основе должна лежать теория потребностей: от их возникновения до развития и реального состояния.
Эти
методологические позиции позволяют
охарактеризовать сложности и противоречия
формирования культурных потребностей.
3. Культурные потребности молодежи.
Для
определения культурного вида потребностей
известный интерес представляет
осмысление социально-психологических
механизмов этого явления. Свое начало
социально-психологическая
В сфере культуры при формировании разумных потребностей нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.
В
данном случае эти условия определяются
рядом факторов: изменениями социально-
И еще одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние.
Исходя из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:
- потребность в знании;
- нравственная потребность;
-
потребность в духовном
-
художественно-эстетическая
Учитывая пластичность культурных потребностей, их динамичность и способность проявляться в определенных индивидуализированных продуктах духовного производства, надо иметь в виду, что особое место в их характеристике принадлежит деятельности личности. Производство и потребление, являясь двумя сторонами единой системы, выражают основу индивидуализации культурной потребности.
В свою очередь, стимулом культурной деятельности является интерес как объективная реальность. Если представить структурно процесс реализации культурных потребностей, то интерес будет той первоначальной ячейкой, от которой личность начинает свой путь в приобщении к духовным ценностям и их усвоению, на основе которых и формируется субкультура.
Использование интереса в качестве базисного ядра культурных потребностей позволяет особенно близко подойти к определению содержания этих потребностей.
Интерес всегда выражает волю и желание конкретного человека. Словом, потребность не может проявляться иначе, чем через интерес. В особенности это относится к таким специфическим потребностям, как культурные, которые одновременно являются носителями интереса личности. Поэтому в разработке этого понятия большое место принадлежит эмпирическим показателям, позволяющим проследить путь формирования культурных потребностей, охарактеризовать их структуру. Опираясь на эти подходы, охарактеризуем систему культурных потребностей молодежи.