Социология молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие «молодежь»………………………………………………………......4
2. Тенденции молодежного развития……………………………………………5
3. Потребности молодежи………………………………………………………..7
4. Особенности культурных потребностей молодежи………………………….8
5. Особенности молодежи в современном российском обществе……………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

     4. Особенности культурных  потребностей.

     Важной  особенностью культурных потребностей является их дуалистичность. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям, познания или создания тех или иных образцов культуры. Но этим процесс удовлетворения культурной потребности не ограничивается.

     Другая  сторона культурной потребности - ее предметно-деятельная сущность. Потребность в художественном творчестве может быть удовлетворена, если она нашла формы оценочного воплощения и была воспринята не только отдельной личностью (мастером, актером, участником самодеятельности), но и массовым потребителем художественных ценностей (читатель, зритель, аудитория). Значительное место в системе субкультуры молодежи принадлежит познавательным потребностям. Условно можно выделить три сферы их проявления: система получения знания, чтение, средства массовой информации и искусства.

     Что касается первой сферы удовлетворения познавательной потребности молодежи, то она, в основном, реализуется за счет различных форм государственного образования.

     Реализация  потребности в чтении, прежде всего, связана со сложной дифференциацией  читательского интереса молодых  людей.

     Что касается потребности в средствах  массовой информации и искусства, то ее удовлетворение чрезвычайно усложнено  главным образом за счет «плюрализма», царящего в СМИ и в сфере художественной жизни, за счет отсутствия должных нравственных норм и произведений сомнительной художественной ценности.

     Изучение  культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей.

     Применительно к характеристикам культурных потребностей молодежи, влияющих на ее субкультуру, целесообразно остановиться на тех  потребностях, которые формируют  человека как нравственную личность. Нравственность - сторона духовного мира личности, культура - другая его сторона, причем неразрывно связанная с первой. Поэтому без раскрытия нравственной направленности, идеалов и принципов личности невозможно охарактеризовать ее культуру.

     Носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира.

     Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в  основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития.

     На  состояние молодежной субкультуры  влияет наметившееся рассогласование  между активностью читательских и зрительских интересов, с одной стороны, и их уровнем и возможностями удовлетворения, с другой. В сфере кино и в еще большей степени в сфере чтения молодежь сегодня сталкивается с особыми трудностями, так как эти социальные институты не готовы в достаточной мере удовлетворить потребности молодежной аудитории. Молодежь создает новые формы досуговой деятельности, которые постепенно приобретают право гражданства и распространяются как основа новой субкультуры.

     Таким образом, методологическая модель социологического изучения молодежной субкультуры базируется на изучении двух взаимосвязанных аспектов, охватывая систему культурных потребностей, с одной стороны, и интересы и ценности молодежной культуры с другой.

     Понятие «культурные потребности» направлено, главным образом, на раскрытие процессов создания, освоения и потребления ценностей культуры. Культурные потребности динамичны, способны проявляться в опредмеченных и индивидуализированных продуктах духовного и материального производства. Особое место в реализации культурных потребностей принадлежит деятельности личности, для которой стимулом активности является интерес как объективная реальность.

     Культурные  потребности молодежи следует рассматривать  в диалектической взаимосвязи двух форм их проявления, выражающихся в  производстве культуры и потреблении созданных культурных ценностей. 

     5. Особенности молодежи  современного российского  общества.

     Исследование  молодежной субкультуры делает необходимым  изучение всей совокупности условий, определяющих культурное развитие молодежи в контексте социально-экономических изменений современного российского общества.

     Под влиянием новых социально-экономических  процессов происходят значительные изменения в культурном облике современной  молодежи. Характерные черты этого  облика реализуются в социокультурной деятельности складывающейся молодежной субкультуры. Происходящие при этом изменения фиксируются за счет проявления нового отношения к социальным и культурным реалиям. Их конкретное содержание зависит от многих обстоятельств. Здесь влияние оказывает и расположение конкретного региона, и культурно-бытовые традиции, и национальные особенности, и степень развития новых форм хозяйствования, и внимание к социальным вопросам со стороны властных структур и хозяйственного руководства.

     Еще одной новой тенденцией, веянием времени в молодой среде стала проблема занятости молодежи. В результате проводимых реформ наше общество из социально стабильного стало такой системой, в которой большинство превращается в социальных аутсайдеров, теряет жизненную перспективу и возможность достижения приемлемого образа жизни.

     В широком смысле слова занятость - это участие граждан в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). В узком смысле занятость - совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, обеспечение граждан рабочими местами. Будучи функциональной характеристикой населения, занятость определяет степень его включения в процесс труда и, как следствие, распределение трудоспособных граждан по конкретным родам, видам и формам деятельности. В этом выражаются экономические аспекты занятости. Социологию же интересуют, прежде всего, закономерности, функционирование и развитие занятости как социального взаимодействия между человеком, желающим быть занятым и получать доход за свое участие в производительном труде, и обществом, обеспечивающим желание гражданина быть занятым за счет предоставления ему рабочего места. В современных условиях особые проблемы с занятостью возникают в молодежной среде, поскольку здесь сложились две достаточно устойчивые основные тенденции, характеризующие состояние молодежи в процессе становления и развития рыночных отношений. Во-первых, часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. Вторая тенденция связана с появлением на рынке труда новых отрядов молодежи, которые пополняются за счет молодых людей, закончивших средние специальные и высшие учебные заведения, выпускающие специалистов, не обеспеченных рабочими местами. В настоящее время доля безработной молодежи составила 36 % от общего числа незанятого населения. При этом 32 % молодых людей не работают более года.

     Решение проблем социологии молодежи во многом зависит от целенаправленной и взвешенной молодежной политики, которая должна осуществляться в жесткой взаимосвязи  с учетом современных изменение в развитии российского государства.

     Таким образом, молодежная проблематика требует  особого внимания, а социология молодежи как специальная социологическая  теория дальнейшего обогащения данными  эмпирических исследований. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм. Бездуховность и ее результат - потребительски - эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

     Молодежная  проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.

     В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы. 

     1. Жуков В. И. Российское образование:  проблемы и перспективы развития. М., 1998. 

     2. Кравченко А.И Введение в социологию. Учебное пособие. - М., «На Воробьевых», 1994. 

     3. Кравченко А. И. Социология: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 

Информация о работе Социология молодежи