Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:11, реферат
Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.
1. Понятие «молодежь».
2. Тенденции молодежного развития.
3. Потребности молодежи.
4. Особенности культурных потребностей молодежи.
5. Особенности молодежи в современном российском обществе.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬУРЫ
И ИСКУССТВ
Реферат
По дисциплине:
Социология
На тему:
«Социология
молодежи».
Выполнил:
Студент 2 курса
Группы 232
Факультета рекламы
Заочной формы обучения
Тимофеев А.Ю.
Проверила:
Акимова
Е.М.
Москва 2010 г.
План.
1. Понятие «молодежь».
2. Тенденции молодежного развития.
3. Потребности молодежи.
4. Особенности культурных потребностей молодежи.
5.
Особенности молодежи
в современном
российском обществе.
1.
Понятие «молодежь».
Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.
Прежде речь пойдет о социологическом определении понятия «молодежь», хочется отметить, что ведущим методологическим принципом являются поколенческие отношения. Существует социологически четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития. Это, экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.
Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет проследить сторону тех явлений, которые крепко связывают отдельную группу со всем поколением.
Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер. Объективная связь между поколениями устанавливается с учетом предыдущего опыта и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни. Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития. Преемственность, как правило, охватывает различные стороны общественной жизни и имеет особые социальные механизмы. В этой связи можно выделить преемственность в производственно-технических и экономических отношениях, а также в области политических, правовых, нравственных, эстетических отношений, в сфере социальных отношений межклассовых, межгосударственных, национальных, семейных. Существенное значение имеет преемственность в сфере культуры, досуга, художественных вкусов.
Учет
этих обстоятельств позволяет
Таким
образом, определение понятия «молодежь»
взаимосвязано с
Первый, так называемый, демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.
Второй подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.
Третий подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.
Придерживаясь
в целом социологического подхода
к определению понятия «
а) учащиеся неполных и полных средних школ;
б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
в) в возрасте от 20до 24 лет;
г) от 25 до 30 лет.
Еще
более полно раскрывает это понятие
представление о молодежи как
о социально-демографической
Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и Профессионального обучения.
Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
Техники,
технический обслуживающий
Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.
В
последнее время активно
Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.
Итак,
молодежь - это такая часть населения (в
возрасте от 14 до 30 лет), которая связана
с современным образом жизни, участвует,
по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности
и труда и является носителем и потребителем
всех современных форм культуры.
2.
Тенденции молодежного
развития.
Среди современных социальных проблем молодежи намечается ряд приоритетных направлений, исследование которых позволяет говорить о новых тенденциях молодежного развития. К их числу принадлежит, прежде всего, проблема молодежной субкультуры, в которой с наибольшей достоверностью отражаются современные молодежные проблемы. В классической социологии понятие субкультуры связано с наличием в обществе нормативной, т. е. наиболее распространенной культуры. Показатели нормативной культуры отражают различные общественные явления: обычаи, нормы и ценности, культурные ориентации, художественные вкусы и предпочтения исследуемого общества. В то же время они характеризуют общенациональный, цивилизованный образ культуры.
Именно богатство нормативной, господствующей культуры порождает ситуацию дифференциации духовной жизни и предопределяет значительное разнообразие субкультур. Можно утверждать, что чем богаче культура общества, чем насыщеннее его духовная сфера, тем больше возможностей для возникновения субкультур отдельных слоев населения.
Современное российское общество характеризуется размытостью социальных типов культур. Что касается молодежи, то эта социально-демографическая группа наиболее остро переживает катаклизмы рыночных отношений, дестабилизируется и из «части класса» превращается в неустойчивую массу со сниженными духовно-культурными потребностями. В современных условиях спектр духовных интересов молодежи не имеет приоритетного характера, их духовные и бытовые проявления у молодежных групп населения нивелированы, культурные потребности и интересы неустойчивы. Однако нельзя не понимать, что у молодежи есть перспектива формирования собственной субкультуры в будущем. Процессы стабилизации, устойчивости политико-экономических отношений, социализации культурных типов и приоритеты социокультурной регуляции определят тенденции духовного и морального возрождения общества. Это, в свою очередь породит культурную идентичность и приведет к созданию культуры особого склада. Динамика культурной жизни, обогащенная национальными достижениями, послужит основой для появления различных субкультур, где особое место займет молодежная субкультура.
Поэтому
уже, сегодня стоит важная практическая
задача - разработка методологической
модели социологического изучения молодежной
субкультуры российского общества. В ее
основе должна лежать теория потребностей:
от их возникновения до развития и реального
состояния. Эти методологические позиции
позволяют охарактеризовать сложности
и противоречия формирования культурных
потребностей.
3.
Культурные потребности
молодежи.
Для определения
культурного вида потребностей известный
интерес представляет осмысление социально-психологических
механизмов этого явления. Свое начало
социально-психологическая
В отечественной социологии известен также оригинальный подход к определению структуры потребностей, который носит название иерархической системы диспропорций. Смысл этого подхода в том, что потребности образуют некую иерархическую систему состоящую из четырех уровней: первый уровень, где формируются элементарные (витальные) потребности; второй уровень, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третий уровень, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности. Названные подходы не могут в полной мере характеризовать методологию осмысления проблемы субкультур без учета такого аспекта, как формирование разумных потребностей. В сфере культуры при формировании последних, нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.
В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени. И еще одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью. Исходя из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести: