Социология молодежи: современные проблемы и подходы к анализу

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Анализ различных слоев населения позволяет рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных поколений. Это методологическое положение позволяет определить фундаментальную роль поколенческих отношений в определении тех или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3

Понятие «молодежь»…………………………………………………...5


Тенденции молодежного развития…………………………………….7


Потребности молодежи………………………………………………...9


Особенности культурных потребностей молодежи………………...11
Заключение……………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Басурина 2.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

16                       Федеральное агентство по рыболовству

ФГОУ  ВПО «Астраханский государственный технический университет» 

                                                                                                                Кафедра социологии

                                                                                           и  психологии 

                                    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                    по дисциплине «Социология»

                                                    НА ТЕМУ:

          СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ 
 
 
 
 

                                                                                                     Выполнила:

                                                                             Студентка 2 курса ЗЮФ

                                                                             Дьякова Ольга

                                                                              Проверила:

                                                                              Басурина Лариса Юрьевна 
 
 
 

                                                Астрахань

                                               2010г. 

                                             ПЛАН

      Стр.

      Введение…………………………………………………………………...3

  1. Понятие «молодежь»…………………………………………………...5
 
  1. Тенденции молодежного развития…………………………………….7
 
  1. Потребности молодежи………………………………………………...9
 
  1. Особенности культурных потребностей молодежи………………...11

     Заключение……………………………………………………………….16

     Список литературы……………………………………………………...18 

 

.                                            ВВЕДЕНИЕ

    Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

    Говоря о  развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», открывшим новый этап в развитии социологии под эгидой социологической группы при ЦК ВЛКСМ, начала исследования жизненных планов молодежи.

    Прошедшее время не только оставило свой след на этой сфере социологии, но и дает возможность утверждать, что в нашей социологической науке сложилось и получило международное признание специальное направление -социология молодежи. Многообразие вопросов социальной действительности, которое изучает эта специальная социологическая теория, позволяет рассмотреть ведущие и в какой-то степени дискуссионные направления в исследованиях молодежи, ограничиваясь новейшими тенденциями в этой сфере. Ведущим методологическим принципом в социологическом определении понятия «молодежь» являются поколенческие отношения.

    Анализ различных слоев населения позволяет рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных поколений. Это методологическое положение позволяет определить фундаментальную роль поколенческих отношений в определении тех или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития. Это экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.

    Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет проследить сущностную сторону тех явлений, которые крепко связывают отдельную группу со всем поколением.

    По мере развития общества, наиболее важное значение приобретает проблема «преемственности поколений». Понятие это носит формационный характер, оно понимается в соответствии с экономическими, политическими и идеологическими возможностями общества.

    Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер. Объективная связь между поколениями устанавливается с учетом предыдущего опыта и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни.

    Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференци-рованность в смене и преемственности поколений. Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития. Преемственность, как правило, охватывает различные стороны общественной жизни и имеет особые социальные механизмы. В этой связи можно выделить преемственность в производственно-технических и экономических отношениях, а также в области политических, правовых, нравственных, эстетиче-ских отношений, в сфере социальных отношений -- межклассовых, межгосударственных, национальных, семейных: Существенное значение имеет преемственность в сфере культуры, досуга, художественных вкусов.

    Учет этих обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что наряду с сохранением характеристик общего порядка проблема преемственности приобретает в современных условиях ряд специфических черт. Во-первых, этот процесс осуществляется более планомерно и поступательно. Во-вторых, главенствующая роль принадлежит мировоззренческим факторам как ведущим в деле определения связи поколений. В-третьих, сама преемственность осуществляется в условиях стирания социально-классовых различий между людьми.

    Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса - молодежь.

  1. Понятие «молодежь»

    В настоящее время в определении понятия «молодежь» существует три подхода. Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

    Второй подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

    Третий подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

    Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

а) учащиеся неполных и полных средних школ;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

в) в  возрасте от 20до 24 лет;

г) от 25 до 30 лет.

    Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни. Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде. Производственные рабочие, механизаторы, работники ферм, транспортники, строители- в основном они имеют специальное образование на базе курсов и ПТУ.

    Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ. Техники, технический обслуживающий персонал - активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.

    Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования. В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи - научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов».

  Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

     «Молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры»1.

2. Тенденции молодежного развития.

    Среди современных социальных проблем молодежи намечается ряд приоритетных направлений, исследование которых позволяет говорить о новых тенденциях молодежного развития. К их числу принадлежит, прежде всего, проблема молодежной субкультуры, в которой с наибольшей достоверностью отражаются современные молодежные проблемы. В классической социологии понятие субкультуры связано с наличием в обществе нормативной, т. е. наиболее распространенной культуры. Показатели нормативной культуры отражают различные общественные явления: обычаи, нормы и ценности, культурные ориентации, художественные вкусы и предпочтения исследуемого общества. В то же время они характеризуют общенациональный, цивилизационный образ культуры.

    Именно богатство нормативной, господствующей культуры порождает ситуацию дифференциации духовной жизни и предопределяет значительное разнообразие субкультур. Можно утверждать, что чем богаче культура общества, чем насыщеннее его духовная сфера, тем больше возможностей для возникновения субкультур отдельных слоев населения.

    Современное российское общество характеризуется размытостью социальных типов культур. Что касается молодежи, то эта социально-демографическая группа наиболее остро переживает катаклизмы рыночных отношений, дестабилизируется и из «части класса» превращается в неустойчивую массу со сниженными духовно-культурными потребностями. В современных условиях спектр духовных интересов молодежи не имеет приоритетного характера, их духовные и бытовые проявления у молодежных групп населения нивелированы, культурные потребности и интересы неустойчивы.

    Однако нельзя не понимать, что у молодежи есть перспектива формирования собственной субкультуры в будущем. «Развитие субкультуры связано с фактическим культурным новообразованием более зрелых общественных отношений, глобализацией специализированных отношений в обществе»2. Процессы стабилизации, устойчивости политико-экономических отношений, социализации культурных типов и приоритеты социокультурной регуляции определят тенденции духовного и морального возрождения общества. Это, в свою очередь породит культурную идентичность и приведет к созданию культуры особого склада. Динамика культурной жизни, обогащенная национальными достижениями, послужит основой для появления различных субкультур, где особое место займет молодежная субкультура.

Информация о работе Социология молодежи: современные проблемы и подходы к анализу