Социология молодежи: современные проблемы и подходы к анализу

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Анализ различных слоев населения позволяет рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных поколений. Это методологическое положение позволяет определить фундаментальную роль поколенческих отношений в определении тех или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3

Понятие «молодежь»…………………………………………………...5


Тенденции молодежного развития…………………………………….7


Потребности молодежи………………………………………………...9


Особенности культурных потребностей молодежи………………...11
Заключение……………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Басурина 2.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

    Поэтому уже, сегодня стоит важная практическая задача - разработка методологической модели социологического изучения молодежной субкультуры российского общества. В ее основе должна лежать теория потребностей: от их возникновения до развития и реального состояния. Эти методологические позиции позволяют охарактеризовать сложности и противоречия формирования культурных потребностей.

  1. Культурные потребности молодежи.

    Для определения культурного вида потребностей известный интерес представляет осмысление социально-психологических механизмов этого явления. Свое начало социально-психологическая теория потребностей ведет от школы представителя немецкой гештальтпсихологии К. Левина, который рассматривал потребность как двигатель человеческой деятельности, как динамическое состояние, возникающее у человека при реализации его намерений. Для раскрытия процесса функционирования потребностей много сделала экспериментальная психология, изучавшая личность (Б.Г. Ананьев, В. П. Мясищев). Значительным вкладом в изучение природы потребностей личности явилась и концепция Д.Н.Узнадзе об установке.

    В отечественной социологии известен также оригинальный подход к определению структуры потребностей, который носит название иерархической системы диспропорций. Смысл этого подхода в том, что потребности образуют некую иерархическую систему, состоящую из четырех уровней: низкого, где формируются элементарные (витальные) потребности; второго уровня, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третьего уровня, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности.

    Названные подходы не могут в полной мере характеризовать методологию осмысления проблемы субкультур без учета такого аспекта, как формирование разумных потребностей. В сфере культуры при формировании последних, нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и на их характер специфические условия общественной жизни. В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени.

    И еще одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненное с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью.

Исходя  из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:

- потребность  в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию  окружающей действительности и  применение этого знания в  практической деятельности с  целью воздействия на природу  и общество и создания нового  продукта материальной и духовной  жизни;

- нравственная  потребность, стремление к развитию  таких нравственных сторон поведения  и характера личности, как чувство  социальной справедливости, совести,  милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество  и за собственные поступки. На  реализацию этих потребностей  не в последнюю очередь влияют  такие факторы, как разница  в культурном развитии разных  социальных слоев общества, в  их интересах, занятиях в свободное  время;

- потребность  в духовном общении (коммуникативная), желание человека устанавливать  связи и взаимоотношения в  различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере  семейных отношений. Эта потребность  человека удовлетворяется путем  обмена информацией, усвоения  произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что  способствует формированию благоприятных  условий для развития личности;

- художественно-эстетическая  потребность является реализацией  природного чувства прекрасного  как проявление гармонии и  эстетических стимулов в мироощущении  человека. Эта потребность реализуется  в процессе приобщения к художественной  культуре и в значительной  степени отражает показатели  конкретной субкультуры. 

4. Особенности культурных потребностей.

    Важной особенностью культурных потребностей является их дуалистичность. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям, познания или создания тех или иных образцов культуры. Но этим процесс удовлетворения культурной потребности не ограничивается.

    Другая сторона культурной потребности - ее предметно-деятельная сущность. Потребность в художественном творчестве может быть удовлетворена, если она нашла формы оценочного воплощения и была воспринята не только отдельной личностью (мастером, актером, участником самодеятельности), но и массовым потребителем художественных ценностей (читатель, зритель, аудитория). Учет этих особенностей позволяет дифференцировать потребности художественного творчества с точки зрения их практической реализации. А это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно формировать потребности в художественном творчестве, принимая во внимание их обратную связь, проявляющуюся в каждой конкретной культурно-исторической ситуации по-разному.

    Значительное место в системе субкультуры молодежи принадлежит познавательным потребностям. Круг их проявления довольно широк. Условно можно выделить три сферы их проявления: система получения знания, чтение, средства массовой информации и искусства. Что касается первой сферы удовлетворения познавательной потребности молодежи, то она, в основном, реализуется за счет различных форм государственного образования, а, кроме того, за счет повышения квалификации, самообразования в экстерных учреждениях, а также в многочисленных образовательных структурах частного характера или работающих на принципах контракта. Определенное место здесь занимают краткосрочные формы обучения (курсы, семинары, различные школы, работающие за рубежом).

    Реализация потребности в чтении, прежде всего, связана со сложной дифференциацией читательского интереса молодых людей. Лишь часть этих потребностей удовлетворяется в нужном объеме в системе образования, что определяется учебной программой учреждений просвещения и курсов повышения квалификации.

    Что касается потребности в средствах массовой информации и искусства, то ее удовлетворение чрезвычайно усложнено главным образом за счет «плюрализма», царящего в СМИ и в сфере художественной жизни, за счет отсутствия должных нравственных норм, засилья низкопробной рекламы и произведений сомнительной художественной ценности. Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Это наиболее сложная категория, которая с трудом поддается эмпирической фиксации, а проявляется в идеологических взглядах и мировоззренческой культуре личности.  Будучи существом социальным, человек в своей деятельности особую роль отводит нравственной регуляции. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость определенной системы нравственных потребностей, которые имеют критериальное значение для оценки поведения человека.

    Применительно к характеристикам культурных потребностей молодежи, влияющих на ее субкультуру, целесообразно остановиться на тех потребностях, которые формируют человека как нравственную личность. Нравственность - сторона духовного мира личности, культура --другая его сторона, причем неразрывно связанная с первой. Поэтому без раскрытия нравственной направленности, идеалов и принципов личности невозможно охарактеризовать ее культуру. Подлинная нравственность личности детерминируется развитостью общественных отношений, уровнем демократизации и культуры.

    Тем не менее носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира. Вот почему для понимания культурного развития личности необходимо рассматривать ее нравственные потребности. Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития. Определяя конкретные подходы к социологическому изучению молодежной субкультуры, надо иметь в виду, что культурное потребление и создание культурных благ неразрывно связаны с активностью субъекта. Элементы культурной инфраструктуры - образовательные и культурные учреждения, средства массовой информации, система пропаганды - могут реализовать свои возможности культурного воздействия не иначе, как через активное участие молодежи в их работе. В свою очередь, степень активности населения определяет действенность того или иного элемента культурной инфраструктуры. Фактическое проявление культурной активности молодежи в разных областях социально-культурной деятельности неодинаково. Наиболее охотно молодежь участвует в зрелищных мероприятиях, посещая более половины массовых представлений.

    На состояние молодежной субкультуры влияет наметившееся рассогласование между активностью читательских и зрительских интересов, с одной стороны, и их уровнем и возможностями удовлетворения, с другой. В сфере кино и в еще большей степени в сфере чтения молодежь сегодня сталкивается с особыми трудностями, так как эти социальные институты не готовы в достаточной мере удовлетворить потребности молодежной аудитории. В то же время, культурный уровень части молодежи затрудняет восприятие того, что предлагают эти институты. Это, в свою очередь, влияет на культурное развитие, делает личность молодого человека неустойчивой в культурном отношении. К сожалению, происходит отмирание традиционных видов молодежного творчества, что главным образом относится к народному ремеслу и промыслам. Это связано с общим процессом утраты традиционной культуры, что является следствием деформации национальных идеалов. Молодежь создает новые формы досуговой деятельности, которые постепенно приобретают право гражданства и распространяются как основа новой субкультуры. Будучи более мобильной, обладая более широким спектром интересов, молодежь активно ищет новые виды творческих объединений, культурно-познавательных мероприятий, смелее отказывается от старых, изживающих себя традиций культурной работы.

    Отмечая в целом позитивное содержание этих процессов как условие формирования молодежной субкультуры, нельзя не замечать тех сложностей, которые возникают при практической реализации этих вновь складывающихся направлений. Прежде всего, происходит постепенная индивидуализация культурной деятельности. Нельзя сказать, что это плохо само по себе, ведь подлинное творчество, как и потребности, строго говоря, всегда индивидуальны, плохо то, что новые виды занятий все более носят келейный характер. Появляются малые молодежные группы, закрытые для массового участника, для любого желающего. Стремление экономить на культуре усугубляет этот процесс, делает его элитарным. Это часто порождает факты жестокости, вандализма по отношению к ценностям духовной и материальной культуры, формирует бездуховность у определенной части молодежи.

    Таким образом, методологическая модель социологического изучения молодежной субкультуры базируется на изучении двух взаимосвязанных аспектов, охватывая систему культурных потребностей, с одной стороны, и интересы и ценности молодежной культуры с другой. Понятие «культурные потребности» направлено, главным образом, на раскрытие процессов создания, освоения и потребления ценностей культуры. Культурные потребности динамичны, способны проявляться в опредмеченных и индивидуализированных продуктах духовного и материального производства. Особое место в реализации культурных потребностей принадлежит деятельности личности, для которой стимулом активности является интерес как объективная реальность.

. 

 

                                  Заключение

    В настоящее время в связи с общим кризисом науки, а также появлением множества иных проблем, волнующих общественное мнение, число исследователей, занимающихся данной проблематикой, существенно сузилось. (Еще одно подтверждение тезиса о том, что интерес к проблемам молодежи развивается волнообразно.) Так, число цитирований по проблемам возрастов существенно уменьшилось по сравнению с началом 90-х гг. и с тех пор находится примерно на одном уровне.

    Если говорить о социальной ситуации в целом, то жесткие законы рыночной экономики и забота о чисто физическом выживании отодвинули на обочину научных интересов молодежную проблематику. В средствах массовой информации и социальной политике, молодежным проблемам также уделяется существенно меньше внимания. Достаточно сказать, что в правительственных структурах нет отдельного комитета или министерства, которые бы занимались непосредственно проблемами молодежи. С другой стороны, и интересы самой молодежи направлены больше не на способы молодежного самовыражения, а на поиски более быстрого и адекватного пути вхождения в полноправный статус взрослого, экономически самостоятельного человека.

Информация о работе Социология молодежи: современные проблемы и подходы к анализу