Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть потребление как социальный феномен. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: во-первых, необходимо рассмотреть понятия потребления и потребительства, проанализировать понятие «потребление» в контексте экономического поведения, проанализировать эволюцию концепции «общества потребления», для того, чтобы подойти ко второй задачи, а именно рассмотреть объективные и субъективные факторы формирования и усиления тенденции потребительства в современном социокультурном контексте.
Введение
Начиная с XX века, изучение
потребления как особого
Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.), сопряженные с этим социокультурные и экономические особенности, и как следствие, изменение характера потребления, его функций и места в обществе – все это послужило толчком в развитии новой отрасли знания в общественных науках – «социологии потребления». Интерес социологии к экономической изначально категории «потребление» проявляется в исследовании таких аспектов потребления, как мода; образцы потребления; культура потребления в рамках определенного образа жизни; характер социальных отношений, воспроизводящихся и развивающихся в процессе потребления материальных, духовных и социальных благ, образующих благосостояние.
В социологии потребление
рассматривается как социальный
и социально-психологический
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. Именно классики социологии – М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др. – дают в своих работах теоретическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим явлением. Американец Т. Веблен [1], например, в конце XIX в. предложил теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель [2] выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт [3] предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М. Вебер [4] сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Следует так же обратить внимание на вклад К. Маркса [5] в становление проблематики потребления, который, изучая характер потребления в капиталистическом обществе, раскрыл значения таких понятий как «товарный фетишизм», «закон возвышения потребностей», «формационные типы потребления».
Особенности этапа, связанного
с развитием массового
Данная идея получает развитие в работах Дж. Ритцера [11], который рассматривает ее применительно к новым средствам потребления (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карты, супермаркеты), получающим широкое распространение в последние десятилетия XX века. Другой крупный современный теоретик потребления – французский ученый П.Бурдье [12]. Главной его работой, посвященной этой проблеме, является «Отличия: социальная критика суждений о вкусе» (первое Французское издание вышло в 1979 г.). Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И. Гофмана [13].
Начиная с середины 1980-х гг., стали появляться объективные исследования, посвященные изучению сферы потребления в СССР. Например, в работах Л. Н. Жилиной [14], А. Г. Здравомыслова [15] и др. значительное внимание уделяется изучению структуры потребления, образа жизни, стиля и уровня жизни, характерных для различных социальных слоев российского общества. В советский период данная тема разрабатывалась политэкономами, которые изучали тенденции, динамику, структурные изменения потребления населением продовольственных и непродовольственных товаров, закономерности изменения данной сферы общественного воспроизводства под влиянием научно-технического прогресса.
Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами потребления можно выделить целый ряд имен, среди них: И. В. Алешина, В. Л. Афанасьевский, Л. Г. Бызов, А. Б. Гофман, В. И. Ильин, М. Д. Красильникова, С. В. Краснов, В. Г. Николаев, А. А. Овсянников, В. В. Радаев[16], Н. М. Римашевская, Я. М. Рощина, В. П. Терин и др.
Глубокий анилиз такого явления, как мода, осуществил российский социолог А. Б. Гофман, предлагая новое, более широкое понятие определения «мода», подробно анализируя структуру и функции моды. Работы В. И. Ильина [17] являют собой, по сути, вводный курс в дисциплину «потребительское поведение».
Анализ научной литературы показывает, что характерный для западного общества на протяжении последних 2-х столетий непрерывный рост материального благосостояния впервые в истории обеспечивает людям комфортабельный уровень потребления, но, вместе с тем, создает явление, обозначаемое термином «потребительство». Это – «особая идеология, специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и смыслом существования» [17].
Уже в последние два десятилетия советской власти было отмечено появление подобных тенденций в общественном сознании и психологии. Значительную роль в этом сыграла, во-первых, активно формировавшаяся уже тогда психология социального и экономического иждивенчества. Наличие у страны колоссальных сырьевых ресурсов создавало иллюзию возможности нескончаемого благополучия. Во-вторых, возникшее и продолжающее усиливаться сильное социально-экономическое расслоение в обществе не способствует оптимизации процессов в сфере потребления. В-третьих, ни одно общество не может существовать в изоляции от общемировых тенденций и проблем.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть потребление как социальный феномен. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: во-первых, необходимо рассмотреть понятия потребления и потребительства, проанализировать понятие «потребление» в контексте экономического поведения, проанализировать эволюцию концепции «общества потребления», для того, чтобы подойти ко второй задачи, а именно рассмотреть объективные и субъективные факторы формирования и усиления тенденции потребительства в современном социокультурном контексте.
Для написания данной курсовой работы были использованы следующие работы: Веблен Т. «Теория праздного класса», Фромм Э. «Иметь или быть», «Человек одинок», Бодрийяр Жан. «Символический обмен и смерть», «Система вещей», Бурдьё П. «Различение: социальная критика суждения», Зиммель Г. «Мода», Зомбарт В. «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека».
Были использованы метод анализа, синтеза, дедукции, индукции.
1.1 Потребление как разновидность экономического поведения
Если рассматривать феномен потребления в широком контексте истории человечества, то связь его с экономическим поведением не кажется очевидной. Потребление изначально возникло для удовлетворения витальных потребностей индивида, когда ни о какой экономике не могло быть и речи. В первобытном мире единственным источником пропитания была природа. Древнейшие люди, еще не научившиеся земледелию и скотоводству, были вынуждены заниматься собирательством и охотой, целиком и полностью завися от окружающей их среды. На этом раннем этапе человека трудно назвать производителем, так как, по сути, он мало чем отличался от животных. С биологической точки зрения такой процесс потребления был своего рода круговоротом веществ между человеком (или животным) и природой: люди собирали съедобные ягоды и травы, а взамен возвращали переработанный органический материал.
Вскоре, обретая новые навыки производства, индивид все более отдалялся от того первоначального образа жизни. Возникающая социальная организация – общество – взяла на себя многие функции естественной окружающей среды. Большинство процессов до этого протекавших в непосредственном контакте и взаимодействии между человеком и природой, стали опосредованы социальными отношениями. Так почти в каждом роду или племени стало наблюдаться своего рода разделение труда [5]. Земледельцы стали производителями продуктов питания, ремесленники изготавливали необходимый для этого инвентарь и домашнюю утварь, воины и руководители общин могли рассчитывать на солидную часть этих товаров в обмен на безопасность и стабильность общества. То есть, в конечном счете, потребление становится одной из основных разновидностей социальных отношений, и в современном мире его трудно вычленить из всей сети общественно-экономических процессов.
В более узком смысле потребление уже вполне логично относить к образцам экономического поведения, так как последнее является «социальной субстанцией» всех воспроизводственных процессов, которые в своей совокупности составляют то, что называется хозяйственной жизнью общества. Это связано с тем фактом, что в основе оборота громадной массы экономических ценностей (благ, услуг, информации) и их трансформации друг в друга, лежат групповые и массовые акты поведения, реализуемые для удовлетворения потребностей людей непосредственным или, в большей части опосредованным образом.
«Экономическое поведение – это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения» [18, с.185].
В системе потребительского
цикла реализуется процесс
Таким образом, изъятие полезных свойств одних благ есть одновременно воспроизводство других, принимающих в условиях рынка товарную форму. Поэтому потреблением в широком смысле мы можем назвать «любой технологический процесс, который представляет собой потребление некоторых экономических ресурсов (факторов производства) для получения иных благ с новыми полезными свойствами» [18, с.192]. В узком же смысле понятие «потребление» – это особый тип экономической активности, который связан с процессом жизнеобеспечения домашних семейств (семей) и отдельных индивидов (потребителей)» [18, с.192].
Значение присвоения «полезностей» в процессе потребления раскрыл еще К.Менгер [19]. Процесс потребления он характеризовал следующим образом: «Те предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время обладаем властью действительно применять данные предметы к удовлетворению наших потребностей, мы называем их благами» [18, с.280]. Поэтому, для того чтобы предмет стал благом, необходимо совпадение следующих четырех условий:
Рассматривая потребительское поведение в узком смысле, и выделяя его центральный элемент – извлечение полезных свойств потребительских благ, трудно свести потребление лишь к нему одному. Этот центральный элемент неразрывно связан с другими относительно самостоятельными действиями, без которых его реализация была бы невозможна.
При всей кажущейся очевидности разделения объектов человеческих потребностей на материальные, идеальные и социальные оно весьма относительно. Например, различные материальные объекты человеческих потребностей существенным образом отличаются параметрами потребления, среди которых можно выделить функционально-прагматические (собственно процесс извлечения полезностей) и ритуально-символические. Если мы говорим о последних, то выделяем некий контекст, который не сводится к получению конкретной потребительской пользы (выгоды), но предполагает наличие «глубинных» ценностей и стремления к ним. Материальный объект человеческих потребностей, реализуя непосредственно потребительскую (прагматическую) функцию, как правило, выступает и носителем неких символов, которые демонстрируют конкретные способы потребления. Эти символы указывают на конкретное место субъекта потребления в системе социальной стратификации. Так объект потребления в своей символической «оболочке» фиксирует социокультурные приоритеты и предпочтения потребителей, что дает возможность относить последних к определенным этническим, демографическим и другим социальным группам.
Таким образом, любой объект материальных потребностей реализует, по крайней мере, две относительно самостоятельные функции: первичную, которая связана с основным процессом присвоения полезностей определенного вида, и вторичную, обеспечивающую знаково-символическую демонстрацию социальной принадлежности потребителей. Сущность вторичной функции, которая была давно известна и интерпретировалась многими специалистами, обобщил Х. Лейбенстайн [20]. Он выделил функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора. Среди таких эффектов Х. Лейбенстайн отметил:
Информация о работе Социологический анализ феномена потребелния в современном обществе