Социологический анализ феномена потребелния в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть потребление как социальный феномен. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: во-первых, необходимо рассмотреть понятия потребления и потребительства, проанализировать понятие «потребление» в контексте экономического поведения, проанализировать эволюцию концепции «общества потребления», для того, чтобы подойти ко второй задачи, а именно рассмотреть объективные и субъективные факторы формирования и усиления тенденции потребительства в современном социокультурном контексте.

Файлы: 1 файл

Социологический анализ феномена потребелния в современном обществе.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Начиная с XX века, изучение потребления как особого социального  феномена становится весьма актуальным для многих общественных наук.

Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.), сопряженные с этим социокультурные и экономические особенности, и как следствие, изменение характера потребления, его функций и места в обществе – все это послужило толчком в развитии новой отрасли знания в общественных науках – «социологии потребления». Интерес социологии к экономической изначально категории «потребление» проявляется в исследовании таких аспектов потребления, как мода; образцы потребления; культура потребления в рамках определенного образа жизни; характер социальных отношений, воспроизводящихся и развивающихся в процессе потребления материальных, духовных и социальных благ, образующих благосостояние.

В социологии потребление  рассматривается как социальный и социально-психологический феномен, как сфера социализации личности, формирования социальных норм, ценностей, культуры.

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. Именно классики социологии – М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др. – дают в своих работах теоретическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим явлением. Американец Т. Веблен [1], например, в конце XIX в. предложил теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель [2] выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт [3] предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М. Вебер [4] сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Следует так же обратить внимание на вклад К. Маркса [5] в становление проблематики потребления, который, изучая характер потребления в капиталистическом обществе, раскрыл значения таких понятий как «товарный фетишизм», «закон возвышения потребностей», «формационные типы потребления».

Особенности этапа, связанного с развитием массового производства и массового потребления в  первой половине XX века отражены в возникших  в 1950–1960-е гг. в западной науке концепциях «общества потребления», авторами которых являются крупнейшие социологи: У. Ростоу, Ж. Форрестье, Р. Арон [6], Дж. Гэлбрейт. Характер потребления в постсовременных обществах описывается в работах ряда ученых: Ж. Бодрийяра [7], П.Бурдье, Д. Лиона, С. Майлза [8], М. Фезерстоуна [9], Э.Фромма [10], и др. Многие из них указывают на опасности, таящиеся в усиливающейся тенденции к потреблению. Большинство авторов отмечают также, что в постсовременном обществе усиливается символическая функция потребления. Потребление становится своего рода звеном, частью более широкого символического обмена, в который вовлечены все члены общества.

Данная идея получает развитие в работах Дж. Ритцера [11], который рассматривает ее применительно к новым средствам потребления (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карты, супермаркеты), получающим широкое распространение в последние десятилетия XX века. Другой крупный современный теоретик потребления – французский ученый П.Бурдье [12]. Главной его работой, посвященной этой проблеме, является «Отличия: социальная критика суждений о вкусе» (первое Французское издание вышло в 1979 г.). Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И. Гофмана [13].

Начиная с середины 1980-х гг., стали появляться объективные исследования, посвященные изучению сферы потребления в СССР. Например, в работах Л. Н. Жилиной [14], А. Г. Здравомыслова [15] и др. значительное внимание уделяется изучению структуры потребления, образа жизни, стиля и уровня жизни, характерных для различных социальных слоев российского общества. В советский период данная тема разрабатывалась политэкономами, которые изучали тенденции, динамику, структурные изменения потребления населением продовольственных и непродовольственных товаров, закономерности изменения данной сферы общественного воспроизводства под влиянием научно-технического прогресса.

Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами потребления можно выделить целый  ряд имен, среди них: И. В. Алешина, В. Л. Афанасьевский, Л. Г. Бызов, А. Б. Гофман, В. И. Ильин, М. Д. Красильникова, С. В. Краснов, В. Г. Николаев, А. А. Овсянников, В. В. Радаев[16], Н. М. Римашевская, Я. М. Рощина, В. П. Терин и др.

Глубокий анилиз такого явления, как мода, осуществил российский социолог А. Б. Гофман, предлагая новое, более широкое понятие определения «мода», подробно анализируя структуру и функции моды. Работы В. И. Ильина [17] являют собой, по сути, вводный курс в дисциплину «потребительское поведение».

Анализ научной литературы показывает, что характерный для  западного общества на протяжении последних 2-х столетий непрерывный рост материального  благосостояния впервые в истории  обеспечивает людям комфортабельный  уровень потребления, но, вместе с  тем, создает явление, обозначаемое термином «потребительство». Это – «особая идеология, специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и смыслом существования» [17].

Уже в последние два десятилетия советской власти было отмечено появление подобных тенденций в общественном сознании и психологии. Значительную роль в этом сыграла, во-первых, активно формировавшаяся уже тогда психология социального и экономического иждивенчества. Наличие у страны колоссальных сырьевых ресурсов создавало иллюзию возможности нескончаемого благополучия. Во-вторых, возникшее и продолжающее усиливаться сильное социально-экономическое расслоение в обществе не способствует оптимизации процессов в сфере потребления. В-третьих, ни одно общество не может существовать в изоляции от общемировых тенденций и проблем.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть потребление как социальный феномен. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: во-первых, необходимо рассмотреть понятия потребления и потребительства, проанализировать понятие «потребление» в контексте экономического поведения, проанализировать эволюцию концепции «общества потребления», для того, чтобы подойти ко второй задачи, а именно рассмотреть объективные и субъективные факторы формирования и усиления тенденции потребительства в современном социокультурном контексте.

Для написания данной курсовой работы были использованы следующие работы: Веблен Т. «Теория праздного класса», Фромм Э. «Иметь или быть», «Человек одинок», Бодрийяр Жан. «Символический обмен и смерть», «Система вещей», Бурдьё П. «Различение: социальная критика суждения», Зиммель Г. «Мода», Зомбарт В. «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека».

Были использованы метод анализа, синтеза, дедукции, индукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Потребление и потребительство

 

1.1 Потребление как разновидность экономического поведения

 

Если рассматривать  феномен  потребления в широком контексте истории человечества, то связь его с экономическим поведением не кажется очевидной. Потребление изначально возникло для удовлетворения витальных потребностей индивида, когда ни о какой экономике не могло быть и речи. В первобытном мире единственным источником пропитания была природа. Древнейшие люди, еще не научившиеся земледелию и скотоводству, были вынуждены заниматься собирательством и охотой, целиком и полностью завися от окружающей их среды. На этом раннем этапе человека трудно назвать производителем, так как, по сути, он мало чем отличался от животных. С биологической точки зрения такой процесс потребления был своего рода круговоротом веществ между человеком (или животным) и природой: люди собирали съедобные ягоды и травы, а взамен возвращали переработанный органический материал.

Вскоре, обретая новые  навыки производства, индивид все  более отдалялся от того первоначального  образа жизни. Возникающая социальная организация – общество – взяла  на себя многие функции естественной окружающей среды. Большинство процессов до этого протекавших в непосредственном контакте и взаимодействии между человеком и природой, стали опосредованы социальными отношениями.  Так почти в каждом роду или племени стало наблюдаться своего рода разделение труда [5]. Земледельцы стали производителями продуктов питания, ремесленники изготавливали необходимый для этого инвентарь и домашнюю утварь, воины и руководители общин могли рассчитывать на солидную часть этих товаров в обмен на безопасность и стабильность общества. То есть, в конечном счете, потребление становится одной из основных разновидностей социальных отношений, и в современном мире его трудно вычленить из всей сети общественно-экономических процессов.

В более узком смысле потребление уже вполне логично  относить к образцам экономического поведения, так как последнее является «социальной субстанцией» всех воспроизводственных процессов, которые в своей совокупности составляют то, что называется хозяйственной жизнью общества. Это связано с тем фактом, что в основе оборота громадной массы экономических ценностей (благ, услуг, информации) и их трансформации друг в друга, лежат групповые и массовые акты поведения, реализуемые для удовлетворения потребностей людей непосредственным или, в большей части опосредованным образом.

«Экономическое поведение – это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения» [18, с.185].

В системе потребительского цикла реализуется процесс изъятия  экономических ресурсов из товарного  оборота и осуществляется присвоение их полезных свойств. При этом в процессе потребления одни экономические  ресурсы преобразуются в другие, которые при определенных условиях могут включаться в экономический оборот. Так, потребляемые человеком товары преобразуются в рабочую силу, необходимую в процессе производства.

Таким образом, изъятие  полезных свойств одних благ есть одновременно воспроизводство других, принимающих в условиях рынка товарную форму. Поэтому потреблением в широком смысле мы можем назвать «любой технологический процесс, который представляет собой потребление некоторых экономических ресурсов (факторов производства) для получения иных благ с новыми полезными свойствами» [18, с.192]. В узком же смысле понятие «потребление» – это особый тип экономической активности, который связан с процессом жизнеобеспечения домашних семейств (семей) и отдельных индивидов (потребителей)» [18, с.192].

Значение присвоения «полезностей» в процессе  потребления раскрыл еще К.Менгер [19]. Процесс потребления он характеризовал следующим образом: «Те предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время обладаем властью действительно применять данные предметы к удовлетворению наших потребностей, мы называем их благами» [18, с.280]. Поэтому, для того чтобы предмет стал благом, необходимо совпадение следующих четырех условий:

  1. человеческие потребности;
  2. свойства предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности (то есть полезности);
  3. познание человеком этой причинной связи;
  4. возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности [18, с.280].

Рассматривая потребительское  поведение в узком смысле, и выделяя его центральный элемент – извлечение полезных свойств потребительских благ, трудно свести потребление лишь к нему одному. Этот центральный элемент неразрывно связан с другими относительно самостоятельными действиями, без которых его реализация была бы невозможна.

При всей кажущейся очевидности разделения объектов человеческих потребностей на материальные, идеальные и социальные оно весьма относительно. Например, различные материальные объекты человеческих потребностей существенным образом отличаются параметрами потребления, среди которых можно выделить функционально-прагматические (собственно процесс извлечения полезностей) и ритуально-символические. Если мы говорим о последних, то выделяем некий контекст, который не сводится к получению конкретной потребительской пользы (выгоды), но предполагает наличие «глубинных» ценностей и стремления к ним. Материальный объект человеческих потребностей, реализуя непосредственно потребительскую (прагматическую) функцию, как правило, выступает и носителем неких символов, которые демонстрируют конкретные способы потребления. Эти символы указывают на конкретное место субъекта потребления в системе социальной стратификации. Так объект потребления в своей символической «оболочке» фиксирует социокультурные приоритеты и предпочтения потребителей, что дает возможность относить последних к определенным этническим, демографическим и другим социальным группам.

Таким образом, любой  объект материальных потребностей реализует, по крайней мере, две относительно самостоятельные функции: первичную, которая связана с основным процессом присвоения полезностей определенного вида, и вторичную, обеспечивающую знаково-символическую демонстрацию социальной принадлежности потребителей. Сущность вторичной функции, которая была давно известна и интерпретировалась многими специалистами, обобщил Х. Лейбенстайн [20]. Он выделил функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора. Среди таких эффектов Х. Лейбенстайн отметил:

  1. эффект присоединения к большинству – возрастание спроса на товар из-за того, что его покупают другие;
  2. эффект сноба или эффект «табу» – нежелание покупать товар, который покупает большинство;
  3. эффект Веблена – показательное потребление. То есть потребность покупать товар из-за возрастания его цены;
  4. нерациональный (иррациональный) спрос, основанный на прихоти, капризе [18, с.285].

Информация о работе Социологический анализ феномена потребелния в современном обществе