Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть потребление как социальный феномен. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: во-первых, необходимо рассмотреть понятия потребления и потребительства, проанализировать понятие «потребление» в контексте экономического поведения, проанализировать эволюцию концепции «общества потребления», для того, чтобы подойти ко второй задачи, а именно рассмотреть объективные и субъективные факторы формирования и усиления тенденции потребительства в современном социокультурном контексте.
Заключение
В ходе написания курсовой
работы был рассмотрен такой социальный
феномен современности как
Рассматривая потребительское
поведение в узком смысле, и
выделяя его центральный
Таким образом, любой объект материальных потребностей реализует, по крайней мере, две относительно самостоятельные функции: первичную, которая связана с основным процессом присвоения полезностей определенного вида, и вторичную, обеспечивающую знаково-символическую демонстрацию социальной принадлежности потребителей. Сущность вторичной функции, которая была давно известна и интерпретировалась многими специалистами, обобщил Х. Лейбенстайн. Он выделил функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора. Среди таких эффектов Х. Лейбенстайн отметил:
Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных и социальных целей. Потребление, в конечном счете, перестает нести жизненно необходимый, витальный характер, оно лишь способствует обретению индивидом необходимого статуса. Такой нефункциональный спрос в дальнейшем в данной работе будет определяться словом потребительство, которое будет нести в целом критическое значение.
Потребление — это не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы уравновесить таким образом две наивных схемы человеческого поведения (и отчуждения). Потребление есть активный модус отношения — не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, — что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный отклик на внешние воздействия, что на нем основана вся система культуры.
Уделяя внимание анализу
эволюции концепции «общества
Первые феномены потребления
как значимого социального
В анализе Г.Зиммеля люди потребляли, чтобы противостоять подавляющим силам мегаполиса, чтобы отличаться и быть замеченным.
Впервые понятие «общество потребления» ввел немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик Эрих Фромм. Фромм называл такое общество «нездоровым» и считал стремление к накоплению все большего количества вещей вместо функционального пользования ими, самым наглядным типом обладания.
По мнению Ж.Бодрийяра, в современном, постиндустриальном обществе, роль симулякра (каковым является любой товар) выполняет симуляция. То есть, любой продукт симулирует нечто, в то же время, сама эта реалистическая симуляция включает в себя и деконструкцию реальности, и самоотражение, и серийную форму производства, и создание общей парадигмы симулируемого объекта и самого симулякра.
Дж. Гэлбрейт, автор работы
«Общество изобилия» (вышло в
свет в 1958 году), начинает свой анализ роли
потребления в современном
В «Обществе изобилия» Гэлбрейт указывает на разрыв между тем, как в реальности функционирует современное общество, и представлениями людей о механизмах экономической и социальной жизни. Потребление, а не производство становится движущей силой экономики, именно от того, насколько удачным будет формирование спроса, зависит благосостояние общества в целом и его отдельных членов, стабильность и процветание общества и государства. Гэлбрейт показывает, каким образом формирование спроса становится одним из важнейших элементов деятельности корпораций и каким образом эта деятельность позволяет обществу, как социальной системе, поддерживать свое равновесие и решать социальные проблемы, в том числе безработицу. По мнению Гэлбрейта, регулирование спроса и управление им является обширной и быстро растущей отраслью экономической деятельности. Гэлбрейт высказывает неоднозначную оценку рассматриваемых изменений - с одной стороны, расширение доступа к материальным благам для него означает демократизацию, с другой стороны, он отмечает недостатки системы. Движущей силой социальных изменений выступает развитие технологий, которое предопределяет экономические отношения.
Явление потребительства
в современном обществе обусловлено
рядом объективных и
Разделение объективного и субъективного подчас носит весьма спорный характер, и при рассмотрении разных уровней той или иной проблемы один и тот же фактор можно охарактеризовать обоими определениями. В связи с этим для каждого отдельного человека объективными могут являться все процессы, протекающие в обществе помимо него. Для самого же общества подобные процессы будут субъективными, а объективными становятся, например, вечные законы окружающей нас природы. Исходя из этих соображений, под объективным подразумевается все, что обусловлено самой биологией человека и неизбежными формами организации его взаимодействия с окружающим миром. Под субъективным имеется ввиду все, что связано с деятельностью отдельных людей и их социальных и экономических групп (семья, компания, партия и т.д.). При этом следует помнить, что объективное реализуется в социальной сфере только через взаимодействие тысяч и миллионов субъективностей.
Возникновение потребительства вполне закономерно, оно явилось адекватным ответом потребностей людей в благополучии и комфорте на расширение возможностей добиться этого. Потребление в итоге потеряло свою основную функцию – оно перестало быть средством для продолжения жизнедеятельности живых организмов.
Экономический бум в мировой экономике второй половины XX в., а как следствие быстрое развитие рынков и обострение конкуренции вынудило подавляющее большинство производителей переориентировать свои товары не на какого-то «мифического потребителя», а на конкретного человека приобретающего их товары. Угадывание нужд человека для производителя становится трудным и не всегда успешным делом, поэтому от прогнозирования спроса потребителя они переходят к его формированию. Приобретение населением товаров потребления важно не только для конкретного производителя, но и для экономики страны в целом, состояние которой зависит от поведения ее игроков, то есть тех же самых предпринимателей и компаний. Поэтому в том числе и правительство предпринимает большое количество шагов в сторону увеличения спроса и потребительской активности своих граждан. Единственно верным путем к этому раньше было улучшение благосостояния населения.
Итак, можно сделать некоторые общие выводов:
- потребительство
есть одно из разновидностей
нефункционального спроса, т.е. потребления
товара не ради его
- основным фактором
различных тенденций в
является психология
человека, которая провоцирует
- потребление и
потребительство являются важны
Список использованной литературы:
1 Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.
2 Зиммель Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. – М.: Юристъ, 1996. – С.266-291.
3 Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994.
4 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С.61-344.
5 Маркс К. Капитал // К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные сочинения. Т.7. – М.: Изд-во политической литературы, 1987.
6 Арон Р. Введение в философию истории // Р.Арон. Избранное: Введение в философию истории. Пер. с фр. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – С.215-524.
7 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино», 1995. – 172с.
8 Miles S. Consumerism - as a Way of Life. – L. et al.: Sage Publications, 1998.
9 Featherstone M. Consumer culture and postmodernism. – L.: Sage Publication, 1991.
10 Фромм Э. Иметь или быть. – М.: АСТ, 2000. – 448 с.
11 Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
12 Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. – 1993. – № 1–2.
13 Гофман А. Мода и обычай // Рубеж: Альманах социальных исследований. – 1992. – Вып. 3. – С.123-142
14 Жилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. – М., 1988.
15 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223с.
16 Радаев В.В. Экономическая социология. – М., 1997
17 Ильин В. И. Поведение потребителей. Краткий курс. – СПб: Питер, 2000.
18 Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 459 с.
19 Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии. – М.,1992.
20 Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. – СПб., 1993.
21 Приепа А. Производство теории потребления//http://www.
22 Бурстин Д. Американцы: демократический опыт - Пер. с англ./Под общ. ред. и с коммент. В. Т. Олейника. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Литера», 1993. - 832 с.
23 G. Simmel. The metropolis and mental life// http://www.
24 Краткая история США/Пер. с англ., предисл. и примеч. Б. М. Шпотова. - М.: Олимп, 1993. - 238 с.
25 Фромм Э. Человек одинок//«Иностранная
литература», 1966, №1. - С.230-233.//http://scepsis.ru/
26 Бодрийяр Жан. Символический обмен и
смерть// http://yanko.lib.ru/books/
27 Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Москва, "Прогресс", 1969, с. 256.
28 Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков: Основа, 1994. – 558с
29 Сартр Ж.-П. Тошнота: Роман; Стена: Новеллы. – Харьков: Фолио, 1998. – 399с.
30 Кафка Ф. Сочинения. В 3-х т. Т.3: Афоризмы; Письма к отцу; Письма; Из дневников. – М.: Худож. лит.; Харьков: Фолио, 1994. – 560с.
31 Thomas M.J. Consumer market research: does it have validity? Some postmodern thoughts // Marketing Intelligence & Planning. Vol.15. –1997. – №2. – P.54 - 59.
Информация о работе Социологический анализ феномена потребелния в современном обществе