Социологические исследования.Парадигмы по Т.Куну

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:38, реферат

Краткое описание

Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА.docx

— 36.42 Кб (Скачать)

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов  научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым  явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений  об объекте и предмете науки, созданием  новых теорий, обоснованием новых  понятий и их систем, исследовательских  методов и процедур.

Paradeigma: (para - подле, возле, против, почти, deigma - образец, пример, проба) в переводе с греческого означает - то, что возле образца, но как бы вопреки ему, причем почти то же, что образец, но все же нечто иное и самодостаточное, одним словом - первообразец. В 1960-е гг. новое звучание этому понятию придал американский физик и историк науки Томас Кун (1922-1995), автор книги <Структура научных революций>, ставшей философским и социологическим бестселлером. Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке возник из размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и естественных наук. Он был потрясен количеством и степенью разногласий среди обществоведов относительно фундаментальных принципов, на которых зиждилась их наука. Совсем иначе обстоят дела в естественных науках. Хотя занимающиеся астрономией, физикой и химией вряд ли обладают более четкими и точными решениями, чем психологи, антропологи и социологи, они не затевают почему-то серьезных споров по фундаментальным проблемам. Исследовав глубже это очевидное несоответствие, Кун ввел в научный оборот понятие парадигмы как (концептуальной схемы, которая признается членами научного сообщества в качестве основы их исследовательской деятельности и с этой позиции пересмотрел всю историю европейских наук. Его книга <Структура научных революций> (1962) вызвала в ученом братстве подобие шока. Кун пишет: <Под парадигмами я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу>[23]. Парадигма определяет видение мира учеными, их картину мира, методы познания и характер выбираемых проблем. Периоды смены парадигм Кун назвал научными революциями. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы и непереводимы: ученые, принимающие разные парадигмы, как бы живут в различных мирах. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент; приверженность к специфическим парадигмам необходимая предпосылка любого серьезного научного дела. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится обязательной точкой зрения[24] мощным катализатором научного прогресса.

Следовательно парадигма - (1) краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо самостоятельной области знаний или теоретического подхода; (2) в методологии - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный исторический период. Парадигма - одно из ключевых понятий современной философии науки, обозначающее совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы тождественно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки.

В целом понятие парадигмы  шире понятия <отдельная теория>; парадигма формирует строй научной  дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена  парадигм ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменению  элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой парадигме  диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями[25]. Под дисциплинарной матрицей Кун понимал, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной  деятельности. Наборы предписаний парадигмы  состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; <общепринятых образцов> - схем решения  конкретных задач (<головоломок>), задающим ученым методику решения проблем  в их повседневной научной работе.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Введение

Прогресс науки и техники  в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры  тех коренных, качественных изменений  научного знания, которые принято  называть революциями в науки. В  западной философии и истории  науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура  научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.

 В книге излагается  довольно-таки спорный взгляд  на развитие науки. На первый  взгляд Кун не открывает ничего  нового, о наличии в развитии  науки нормальных и революционных  периодов говорили многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного  ответа на вопросы: "Чем отличаются  небольшие, постепенные, количественные  изменения от изменений коренных, качественных, в том числе революционных?", "Как эти коренные сдвиги  назревают и подготавливаются  в предшествующий период?". Не  случайно поэтому история науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.

Кратко теория Куна состоит  в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может  разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

 В качестве попытки  наглядно представить рассматриваемую  теорию читателю предлагается  схематический график развития  науки по Куну. Дальнейшее изложение  идет по пути раскрытия понятий  и процессов, изображенных на  схеме.

История науки по Т.Куну

 1.1. Допарадигмальный период

Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. В качестве примера можно рассмотреть историю физической оптики. От глубокой древности до конца XVII века не было периода, для которого была бы характерна единственная и общепринятая в научном сообществе точка зрения на природу света. Вместо этого было множество противоборствующих школ, большинство из которых придерживалось какой-либо разновидности теории Эпикура, Аристотеля или Платона. Одно из направлений рассматривало свет как частицы, испускаемые материальным телом; для другого свет был модификацией среды, находящейся между этим телом и человеческим глазом; кроме того, свет объяснялся в терминах взаимодействия среды с излучением самих глаз. Хотя представители всех этих школ физической оптики до Ньютона были учеными, результат их деятельности нельзя в полной мере назвать научным. Не имея возможности принять какую-либо общую основу для своих убеждений, представители каждой школы пытались строить свою собственную физическую оптику заново, начиная с наблюдений.

Ученые свои труды адресовали не к своим коллегам, а скорее к оппонентам из других школ в данной области исследований и ко всякому, кто заинтересуется предметом их исследования. С современной точки  зрения, их труды можно отнести  в разряд научно-популярных изданий.

Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. Ситуация, описанная выше, типична в развитии каждой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую всеми признанную теорию вместе с методологией исследований -- то, что Кун называет парадигмой. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления. Исключение могут составить такие науки, как математика или астрономия, в которых первые прочные парадигмы относятся к их предыстории, а также дисциплины, подобные биохимии, возникающие на стыке уже сформировавшихся отраслей знания. Одновременно с тем, начало астрономии характеризовалось "многопарадигмальностью". В таких разделах биологии, как, например, учение о наследственности, первые парадигмы появились лишь в XX веке.

1.2. Зрелая наука

На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы.

 Первоначальные расхождения,  характерные для ранних стадий  развития науки, с появлением  общих теоретических и методологических  предпосылок и принципов постепенно  исчезают, сначала в весьма значительной  степени, а затем и окончательно. Более того, их исчезновение обычно  вызвано триумфом одной из  допарадигмальных школ, например, общественным признанием парадигмы Франклина в области исследования электрических явлений.

 Существование парадигмы  предполагает и более четкое  определение области исследования  в зрелой науке (или профессионализм). Именно благодаря принятию парадигмы  школа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится вполне профессиональной научной школой, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину.

 В наши дни такие  парадигмы или научные достижения, которые в течение долгого  времени признаются определенным  научным сообществом как основа  для развития его дальнейшей  деятельности, излагаются в учебниках.  Учебники разъясняют сущность  принятой теории, иллюстрируют многие  ее применения и сравнивают  эти применения с типичными  наблюдениями и экспериментами. Они определяют правомерность  проблем и методов исследования  каждой области науки для последующих  поколений ученых. До того как  подобные учебники стали общераспространенными,  аналогичную функцию выполняли  знаменитые классические труды  ученых: "Начала" и "Оптика" Ньютона, "Электричество" Франклина, "Химия" Лавуазье и многие другие. Их создание было в достаточной мере беспрецедентным, чтобы на долгое время отвратить ученых от конкурирующих концепций, и, в то же время, они были достаточно открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида.

2. Этапы развития зрелой науки

Зрелая наука в своем  развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной  революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой  парадигмы снова наступает период нормальной науки.

 Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений -- через периодически происходящие научные революции. Однако, действительного прогресса, связанного с возрастанием объективной истинности научных знаний, Кун не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы лишь как более или менее эффективные для решения соответствующих задач, а не как истинные или ложные.

 В этой связи следует  отметить, что Кун не связывает  явно смену парадигм с преемственностью  в развитии науки, с движением  по спирали от неполного знания  к более полному и совершенному. По моему мнению, Кун опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Спираль развития зрелой науки у Куна не направлена вверх к высотам "абсолютной истины", она складывается стихийно в ходе исторического развития науки.

2.1. Нормальная наука

"Нормальной наукой" Кун называет исследование, прочно  опирающееся на одно или несколько  прошлых научных достижений, которые  в течение некоторого времени  признаются определенным научным  сообществом в качестве основы  для развития, то есть это исследование  в рамках парадигмы и направленное  на поддержание этой парадигмы.  При ближайшем рассмотрении "создается  впечатление, будто бы природу  пытаются втиснуть в парадигму,  как в заранее сколоченную  и довольно тесную коробку", "явления, которые не вмещаются  в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду".

Нормальная наука не ставит своей целью создание новой теории, и успех в нормальном научном  исследовании состоит не в этом. Исследование в нормальной науке  направлено на разработку тех явлений  и теорий, существование которых  парадигма заведомо предполагает. Кратко деятельность ученых в рамках нормальной науки можно охарактеризовать как наведение порядка (ни в коем случае не революционным путем).

 По мнению Куна, "три  класса проблем -- установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории -- исчерпывают ... поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической". Подавляющее большинство проблем, поднятых даже самыми выдающимися учеными, обычно охватывается этими тремя категориями. Существуют также экстраординарные проблемы, но они возникают лишь в особых случаях, к которым приводит развитие нормального научного исследования. Работа в рамках парадигмы не может протекать иначе, а отказаться от парадигмы значило бы прекратить те научные исследования, которые она определяет. В случае отказа от парадигмы мы приходим к научной революции.

Информация о работе Социологические исследования.Парадигмы по Т.Куну