Социологические исследования.Парадигмы по Т.Куну

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:38, реферат

Краткое описание

Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА.docx

— 36.42 Кб (Скачать)

 Часто изменения во  взглядах маскируются тем, что  результате смены парадигмы не  происходит видимого со стороны  изменения терминологии науки.  Но при вдумчивом рассмотрении  оказывается, что в старые понятия  вкладывается новый смысл. Так  Птолемеевское понятие планеты отличается от Коперниканского, смысл понятия "время" у Ньютона не равнозначен времени Эйнштейна.

 Изложенное выше, является  одной из причин того, что выбор  между конкурирующими парадигмами  не может выть решен средствами  нормальной науки. Каждая из  научных школ, защищая свою точку  зрения, будет смотреть на мир  через призму своей парадигмы.  В таких спорах выясняется, что  каждая парадигма более или  менее удовлетворяет критериям,  которые она определяет сама, но не удовлетворяет некоторым  критериям, определяемым ее противниками.

2.3.3 Выбор новой парадигмы.

В рамках нормальной науки, ученый, занимаясь решением задачи-головоломки, может опробовать множество альтернативных подходов, но он не проверяет парадигму. Проверка парадигмы предпринимается  лишь после настойчивых попыток  решить заслуживающую внимания головоломку (что соответствует началу кризиса) и после появления альтернативной теории, претендующей на роль новой  парадигмы.

 Обсуждая вопрос о  выборе новой парадигмы, Кун  полемизирует с философскими  теориями вероятностной верификации. "Одна из... теорий требует, чтобы  мы сравнивали данную научную  теорию со всеми другими, которые  можно считать соответствующими  одному и тому же набору  наблюдаемых данных. Другая требует  мысленного построения всех возможных  проверок, которые данная научная  теория может хотя бы предположительно  пройти. ...трудно представить себе, как можно было бы осуществить такое построение..."13. Вместе с тем, Кун выступает и против теории фальсификации К.Р.Поппера: "роль... фальсификации, во многом подобна роли, которая в данной работе предназначается аномальному опыту, то есть опыту, который, вызывая кризис, подготавливает дорогу для новой теории. Тем не менее аномальный опыт не может быть отождествлен с фальсифицирующим опытом. Действительно, я даже сомневаюсь, существует ли последний в действительности. ...Ни одна теория никогда не решает всех головоломок, с которыми она сталкивается в данное время, а также нет ни одного уже достигнутого решения, которое было бы совершенно безупречно."

 В каком-то смысле, Кун  объединяет в своей теории  обе теории: как теорию фальсификации,  так и теорию верификации. Аномальный  опыт теории фальсификации выделяет  конкурирующие парадигмы по отношению  к существующей. А после победы новой парадигмы начинается процесс верификации, который "состоит в триумфальном шествии новой парадигмы по развалинам старой".

Иногда новая парадигма  выбирается не на основе сравнения  возможностей конкурирующих теорий в решении проблем. В этом случае аргументы в защиту парадигмы  апеллируют к "индивидуальному ощущению удобства, к эстетическому чувству". Новая теория должна быть более ясной, удобной и простой. Кун считает, что "такие аргументы более эффективны в математике, чем в других естественных науках"

ПРОГРАММА  СОЦ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа содержит теоретическое  обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа  социологического исследования - необходимое  условие его проведения на высоком  качественном уровне. Не случайно программу  называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо  заинтересовали организаторов и  побудили их предпринять попытку  осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное  изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование  проблемы, указание цели, определение  объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой  совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической  информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Столь емкая структура  программы исследования не плод научной  фантазии социологов. Она выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения самого исследования и анализа его  результатов.

Что касается формулировки и  обоснования проблемы исследования, то они возникают в связи с  необходимостью получить полное представление  о реально существующих противоречиях  с расчетом найти оптимальные  пути и средства их разрешения.

Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть проблемой. Для инициаторов и организаторов  социологического исследования проблема сравнима с состоянием `знания о  незнании` определенных количественных и качественных изменений, тенденций  развития и других характеристик  какого-либо социального явления  или процесса. В частности, это  может быть незнание действительных причин текучести кадров или снижения творческого потенциала работников и т. п.

В процессе формулировки проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно  более точное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее. При этом `важно  избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно  решенных`.

Следует опасаться и другой крайности - выдвижения проблем слишком  широкого плана. Если трудно сразу придать  формулировке ясность и четкость, то, возможно, это удается сделать  в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки остальных  частей программы.

Иногда в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что происходит, как правило, в  тех случаях, когда сама исследовательская  программа нацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, что может снизить качество собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит в свою очередь к старению данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом.

Определение цели исследования обычно предусматривает решение  или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов  управления общественным процессом  или явлением.

Как уже было отмечено, научная  проблема не существует сама по себе и  всегда предполагает ту общность людей  и их деятельность, с которыми она  неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком  смысле выступает носитель той или  иной общественной проблемы.

Вместе с тем причины  возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его  масштабов, чтобы можно было подойти  к ее истокам.


Информация о работе Социологические исследования.Парадигмы по Т.Куну