Материалы прикладного социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:37, реферат

Краткое описание

Цель исследования: Проанализировать отношение учащихся ГФ ТГТУ к чтению и узнать литературные предпочтения студентов.


3. Задачи исследования:

А) Определить примерное количество читающей молодежи

Б) Выяснить литературные предпочтения студентов

В) Выяснить, что заменяет книги, альтернативные занятия

Г) Проанализировать результаты и предложить варианты привлечения студентов к книгам.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 93.00 Кб (Скачать)
 

«Читательские предпочтения студентов ГФ».

Материалы прикладного социологического исследования. 

  1. Программа прикладного социологического исследования.
 

1. Актуальность проблемы.

     Современная Россия не стала преемницей СССР по количеству читающего населения. Молодежь сейчас располагает широким выбором развлечений для ума, и чтение среди них - не самое популярное занятие.

Досуг детей сейчас может быть более  чем разнообразен, и многие подростки, выбирая легкий путь, предпочитают книге телевизор или компьютер.

Оно и понятно, ведь адаптированные современные фильмы и компьютерные игры      требуют гораздо меньших умственных усилий и не ставят перед зрителем морально-этических задач.

     Читающая  молодежь предпочитает не классику приключенческого жанра, как их родители в свое время, а актуальные рассказы о своих современных сверстниках. Именно в таких произведениях подростки надеются найти решение своих собственных проблем, находящих отражение на страницах книги.

     С другой стороны, классические произведения не привлекает юных читателей, да и знакомство с ними происходит исключительно на уроках литературы.

     Всем  известно, что десятилетиями проверенная  схема проведения этих уроков стабильно, из поколения в поколение отбивает охоту читать не только классику, но и любую другую литературу. Доскональное разжевывание даже гениального произведения, навязывание стереотипных выводов, не соответствующих подростковому восприятию, делает чтение настоящей пыткой для ребенка.

     Не  стоит упускать из вида, что привычка и любовь к чтению прививаются с раннего детства, когда родители не только регулярно и много читают для малыша, но и сами не расстаются с книгой.

     В такой семье ребенок с удовольствием  читает и классические произведения, и современную литературу. 

    2. Цель исследования: Проанализировать отношение учащихся ГФ ТГТУ к чтению и узнать литературные предпочтения студентов. 

    3. Задачи исследования:

          А) Определить примерное количество  читающей молодежи

          Б) Выяснить литературные предпочтения  студентов

          В) Выяснить, что заменяет книги, альтернативные занятия

          Г) Проанализировать результаты  и предложить варианты привлечения  студентов к книгам. 
     
     
     
     

  1. Операционализация:

Семантическая часть 

  Книга — термин, имеющий несколько значений:

1) литературное или научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания;

2) в полиграфии — один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая объём более 48 страниц и, как правило, твёрдый переплёт;

3)объединенные под единым переплётом листы бумаги, предназначенные для ведения записей («записная книжка», «амбарная книга»), а также одно из нескольких крупных подразделений литературного произведения.

Аудиокнига — художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель. Аудиокниги можно считать разновидностью радиоспектакля (радиопостановки).

Журнал (от фр. journal) — печатное периодическое издание.

Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц.

  Комикс (от англ. comic — смешной) — рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.          

Альманах (от араб. ألمناخ‎‎ — астрономический календарь) — разновидность сериального издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).

Словарь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литературные  жанры: 

Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни.

Детектив — литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Фантастика— жанр художественной литературы; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения.

Триллер— тип произведений литературы, стремящихся создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие произведения, акцент в которых смещён на подготовку к какому-то сложному преступлению. Другие детективы тоже часто относят к триллерам, но если повествование в них ведется не от лица сыщика, а от лица жертвы или преступника. К триллерам иногда относят также литературу ужасов и фильмы ужасов, при наличии в сюжете преступления и расследования, как обязательных элементов.

Мелодрама — жанр художественной литературы, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Эссе— литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний, либо путём «разбухания» одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора. Поэма развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения.

Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Новелла — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

Сказка:

1) Сказка  фольклорная — эпический жанр  устного народного творчества: прозаический  устный рассказ о вымышленных  событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.

2) Сказка  литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной  сказкой, но, в отличие от нее,  принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Анекдот— жанр фольклора — короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны.

Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Данное определение жанра характерно исключительно для отечественной литературоведческой традиции. В западном литературоведении для прозаических произведений такого рода используются определения «роман» или «короткий роман». В отечественном литературоведении жанровое определение «повесть» ведет свое происхождение от древнерусского отношения рассказчика к описываемым событиям: слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Трагедия - это жанр художественные произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Драма — литературный (драматический) жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров.

Сага — понятие, обобщающее литературные произведения, записанные в Исландии в XIII—XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном с 930 по 1030 годы, так называемый, «Век Саг».

Информация о работе Материалы прикладного социологического исследования