Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:29, реферат
Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Введение…………………………………………………………………3стр.
Понятие социального контроля…………………………………...5стр.
Элементы социального контроля…………………………………6стр.
Механизм действия социального контроля и
методы контроля……………………………………………………11стр.
Самоконтроль………………………………………………………..13стр.
Социальный контроль в современных условиях……………..15стр.
Литература…………………………………………………………19стр.
Министерство образования и наук РФ
ГОУВПО ИжГТУ
Факультет: ЭПиГН
Кафедра «политология, социология, право»
Реферат по дисциплине «Социология»
Тема «Социальный контроль»
Выполнил:
Проверил:
Ижевск 2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Понятие социального контроля…………………………
Элементы социального контроля…………………………………6стр.
Механизм действия социального контроля и
методы контроля……………………………………
Самоконтроль………………………………………………
Социальный
контроль в современных условиях……………..1
Литература……………………………………………………
Введение
Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, “молекулу “ общества. Существуют так же и представление, будто индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Отношение между обществом и человеком является сложным. Эта сложность воздействие человека на общество и общества на человека проистекает из того , что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями , которые лишь в обществе , в продолжение жизни в общественном коллективе , развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность , как единство особенностей , свойств , формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды . Важнейшими свойствами личности являются ее творческая способность ( которая проявляется в способности изменить внешний мир , а так же во внутренней потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы ) , субъективность
( выражение своеобразной
индивидуальности ) и целостность
( в которой выражается
Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как личности , индивидуальность имеет большое значение для характера отношений , которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .
С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность . Этот процесс называется социализацией . Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций , в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники . В таких случаях от индивида требуется , чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними . Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания , его человеческие и индивидуальные способности , готовя его к тому , чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо , способное производить .
Понятие социального контроля
Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом — семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития , которые следует поощрять.
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы , традиции .
Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .
Элементы социального контроля
Социальный контроль
помогает сохранить живую ткань
социальных отношений и представляет
собой особый механизм поддержания
общественного порядка и
Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя вести в обществе .
Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие людей соблюдать социальные нормы .
Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы , семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “общими правилами “ , а не “ групповыми привычками “ . К “общим правилам “ относятся обычаи , традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной группе .
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека , разглашение государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции .
Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом подобное происходит ? Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное , организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов действия , само действие , ожидание , оценку и средства .
Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от того , в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения ( обязанности , правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение других людей ) . Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения . Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи , надежда на то , что их честь и достоинство будут защищены.
Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ? Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен . А обществом ценится то , что способствует его стабильности и процветанию . Семья — основная ячейка общества , и забота о ней — его первейшая обязанность .
Социальные нормы —
действительно стражники
Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций .
Социальные санкции
— разветвленная система
Позитивные |
Негативные | |
Формальные |
Ф + |
Ф - |
Неформальные |
Н + |
Н - |
Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .
Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее от официальных организаций : дружеская похвала , комплименты, аплодисменты , улыбка и так далее .
Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные юридическими законами , правительственными указами , предписаниями , распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест, увольнение , штраф , конфискация имущества .
Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные официальными инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка , злая шутка , пренебрежение и так далее .
Видное место в социальном контроле занимают создаваемые
и одобряемые обществом нормы, которые носят общий характер и
не могут учитывать всего многообразия реальной жизни. Кроме
того, многие люди не имеют возможности или не желают
исполнять те или иные социальные нормы. Рассмотрим некоторые
из причин, способствующих нарушению социальных норм.
• Нормы противоречат культурным или религиозным
традициям тех или иных социальных групп. Так, например,
по советским законам в России запрещено многоженство, но
в реальности оно существует, т.к. в соответствии с
культурными и религиозными традициями некоторых
этнических групп многоженство считается легитимным.
• Нормы противоречат (не в полной мере соответствуют)
личностным убеждениям и ценностным ориентациям
индивида (группы). Например, человек становится изгоем,
уходит в монастырь, в секту, в криминальную группу, ищет
экстремальных ситуаций, т.к. в обыденной жизни он не
находит реального смысла своему существованию. Так,
например, известный путешественник Федор Конюхов в
одном из своих интервью (июнь 2004 г.) на вопрос, почему он
(Конюхов), еще не закончив очередное свое путешествие, уже
планирует следующее, ответил, что в обычных условиях его
жизни теряет всякий смысл.
• Противоречивый характер существующей нормативно –
правовой системы, когда исполнение одних норм неизбежно
приводит к нарушению других. Такая ситуация во многом
была характерна для российской правовой системы в 90-е
годы XX века, когда старые правовые нормы уже не
действовали, а новые еще не действовали и страна по сути
жила в правовом вакууме.
• Неопределенность поведенческих ожиданий, когда правила
не совсем ясны. Например, правила дорожного движения
предписывают переходить дорогу только в установленных