Реферат
Тема «Социальный
контроль»
Выполнил:
Москва
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социализация………………………………….………………….4
Глава 2. Социальный контроль и что
он в себя включает……...….…...6
2.1 Понятие социального контроля………………………………….6
2.2 Экспектации, нормы и санкции…………………………………..6
Глава 3. Конформизм как вид социального
поведения …………….…..9
3.1 Понятие конформизима………………..…………………………9
3.2 Факторы, влияющие на конформизм…………………………….9
3.3 Исследования Эша………………………………………………10
Глава 4. Девиантное поведение…………..…………………………...….11
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………......14
Введение
Я выбрала тему «Социальный
контроль», потому что считаю её очень
актуальной в нынешнее время. Все мы живем
внутри общества, которое с самого раннего
детства влияет на нас, демонстрируя приемлемый
образ жизни, манеру поведения и т.д. Именно
поэтому очень важную роль в общественной
жизни играет социальная культура, то
есть социальные нормы, ценности, организации.
Даже если индивид отрицает социальные
нормы, он всё равно опирается на них.
Наряду с названными
мною элементами социальной культуры
существует еще одно структурное образование
– институт социального контроля. Термин
«социальный контроль» был введен известным
французским социологом, Габриэлем Тардом,
одним из основоположников социальной
психологии. Позднее в работах целого
ряда ученых (А. Лапьера, Э. Росса, Р. Парка)
была разработана теория социального
контроля.
Механизмы социального
контроля давно прошли проверку временем,
и самыми распространенными среди них
считаются групповое давление и социализация
человека. К примеру, для того, чтобы в
государстве наблюдался прирост населения,
необходимо убедить семьи в том, что иметь
детей хорошо и полезно для их здоровья.
Более примитивные общества стремятся
контролировать поведение человека через
принуждение, однако такой способ не всегда
срабатывает. Кроме того, при большой численности
населения в государстве практически
невозможно использовать эту меру социального
контроля.
Никакое общество не
может нормально развиваться и функционировать
без института социального контроля. Все
люди хотят спокойствия, благополучной
жизни и порядка, и именно этот институт
обеспечивает всё это. Чем лучше будет
развит этот институт – тем организованней
будет общество и тем комфортней индивиду
будет в нём находиться.
Глава 1
Социализация
Существуют различные теории,
которые сводят общество к индивидам или
рассматривают индивида как всего лишь
часть, “молекулу “ общества. Существуют
так же и представление, будто индивид
и общество - это два отдельных и независимых
друг от друга явления, которые имеют собственные
отдельные и независимые законы своего
возникновения и развития. Между тем человек
и общество взаимосвязаны. Они не могут
рассматриваться изолированно, отдельно
друг от друга: нет общества без человека,
но и человек существует только в обществе.
Отношение между обществом и человеком
является сложным. Эта сложность воздействие
человека на общество и общества на человека
проистекает из того, что человек как отдельный
индивид появляется на свет с определенными
психическими склонностями, которые лишь
в обществе, в продолжение жизни в общественном
коллективе, развиваются и через развитие
которых индивид становится личностью.
Личность, как единство особенностей,
свойств, формируется в результате взаимодействия
организма и общественной среды. Важнейшими
свойствами личности являются:
- ее творческая способность
(которая проявляется в способности изменить
внешний мир, а так же во внутренней потребности
в творчестве);
- социальность (которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы);
- субъективность (выражение
своеобразной индивидуальности);
- целостность (в которой выражается
взаимосвязанная организация со всеми
психосоциальными характеристиками и
которая обеспечивает относительное единство
поведения в различных ситуациях).
Люди устанавливают взаимоотношения
и согласуют между собой свое поведение
как личности. В этом взаимосвязанном
поведении проявляются личные качества
индивида, такие, как совесть, характер,
отношения к общественным ценностям и
др. Таким образом, то, что отдельные люди
представляют собой как личности, индивидуальность
имеет большое значение для характера
отношений, которые они устанавливают
в обществе своим взаимосвязанным поведением.
С другой стороны, и общество,
более или менее организованное, через
социальные институты оказывает влияние
на всякого индивида, то есть на формирование
личности. Именно в обществе развертывается
процесс превращения биологического индивида
в личность. Этот процесс называется социализацией.
Социализация есть процесс неорганизованного
и организованного воздействия общества
на индивида с целью формирования личности,
которая отвечает потребностям данного
общества. Это может быть воздействием
на индивида определенных социальных
групп и общественных ситуаций, в которых
индивиды оказываются как члены общества
или как более или менее активные участники.
В таких случаях от индивида требуется,
чтобы он усвоил определенные правила
и нормы поведения и поступал в соответствии
с ними. Но общество может воздействовать
на индивида еще и развивая в человеке
(посредством различных видов и уровней
образования и воспитания) его человеческие
и индивидуальные способности, готовя
его к тому, чтобы стать членом коллектива
и проявить себя как существо, способное
производить.
Глава 2
2.1. Понятие социального
контроля
Социальный контроль – это
влияние общества на установки, представления,
ценности, идеалы и поведение человека.
В широком социально-психологическом
смысле социальный контроль охватывает
все возможные сферы влияния. В более узком,
юридическом смысле, под социальным контролем
понимается механизм саморегуляции в
социальных системах, действующий по принципу
обратной связи, когда органы социального
управления реагируют на факторы дестабилизации
социальной системы.
Г. Тард, один из родоначальников
социальной психологии, объяснял действие
социального контроля через законы подражания,
на которых строятся человеческие взаимоотношения.
Общество он сравнивал с мозгом, клеткой
которого является сознание отдельного
человека. При этом общество выступает
продуктом взаимодействия индивидуальных
сознаний через передачу людьми друг другу
идей, убеждений, ценностей, желаний и
т.д. Те многочисленные социальные связи,
которыми «обременен» человек, не остаются
незамеченными и в самой личности. В психологии
есть понятие «социальный тип личности»,
которое определяет то типичное, что несет
в себе человек, принадлежащий той или
иной социальной группе.
2.2 Экспектации, нормы
и санкции
В социальный контроль входят
экспектации, социальные нормы и санкции.
- Экспектации – требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий. Иными словами, это не столько прямые, сколько косвенные требования. Например, мать ожидает от своего ребенка,
что после окончания школы он поступит
в университет. Она может даже и не говорить
об этом, но ребенок точно знает ожидания
матери и старается их оправдать. Многие
требования-ожидания окружающих определяются
теми функциями, которые человек должен
выполнять, исходя из своего социального
статуса, положения в обществе и социальной
роли. Вполне понятно, что в одной и той
же ситуации экспектации по отношению к ребенку будут отличаться от экспектаций по отношению к взрослому человеку. Иногда экспектации провоцируются типичным поведением данного человека в определенных ситуациях, хотя само это типичное поведение формируется чаще всего под влиянием социальных норм.
Наиболее общее представление
о социальных нормах связано с понятием
согласия людей о должном.
- Социальные нормы – это некие
образцы, предписывающие то, что люди должны
говорить, думать (!), чувствовать, делать
в конкретных ситуациях. Можно сказать,
что в некоторых случаях нормы выступают
как определенные правила, которые выработаны
группой, приняты ею и которым должно подчиняться
поведение ее членов, чтобы их совместная
деятельность была возможна. Однако чаще
всего нормы представляют собой установленные
модели, эталоны должного поведения с
точки зрения как общества в целом, так
и конкретных социальных групп.
Нормы выполняют регулятивную
функцию как по отношению к конкретному
человеку, так и по отношению к группе.
В любом случае социальная норма выступает
как общественное явление, не зависящее
от индивидуальных вариаций. Мы можем
видеть, что люди, имеющие совершенно разные
мотивы, поступают идентично, поскольку
представление о должном в данной ситуации
у них совпадают и создают стандарт действия,
регулирующий поведение человека. Большинство
социальных норм – неписанные правила.
Просто люди, взаимодействующие в типичных
и повторяющихся ситуациях, приспосабливаются
друг к другу и ситуации, вырабатывая наиболее
приемлемые и оптимальные варианты поведения.
Постепенно эти варианты закрепляются
и стабилизируются, становятся привычными.
- Санкции – это все процедуры,
при помощи которых поведение индивида
приводится к норме социальной группы.
Социальная санкция – мера воздействия,
важнейшее средство социального контроля.
Выделяются следующие виды санкций: негативные
и позитивные, формальные и неформальные.
Негативные санкции направлены против
человека, отступившего от социальных
норм. Позитивные санкции направлены на
поддержку и одобрение человека, который
следует данным нормам. Формальные санкции
налагаются официальным, общественным
или государственным органом или их представителем.
Неформальные предполагают обычно реакцию
членов группы, друзей, сослуживцев, родственников,
знакомых и т.д. Таким образом, можно выделить
четыре типа санкций: формально негативные,
формально позитивные, неформальные негативные
и неформальные позитивные. Так, пятерка
за ответ учащегося на уроке – формально
позитивная санкция. Она носит не только
дидактический характер, но и социально-психологический,
хотя большинство учителей просто не задумываются
над этим. Примером отрицательной неформальной
санкции может быть осуждение человека
на уровне общественного мнения.
Глава 3
3. 1 Конформизм как
вид социального поведения
Конформность — свойство личности,
выражающееся в склонности к конформизму
то есть изменению индивидом установок,
мнений, восприятия, поведения и так далее
в соответствии с теми, которые господствуют
в данном обществе или в данной группе.
При этом господствующая позиция не обязательно
должна быть выражена явно или даже вообще
существовать в реальности.
Конформизм означает полную
солидарность личности с общественными
целями и с социально одобряемыми средствами
их достижения. Этот тип личностного поведения
противоположен девиантному. Он основан
на зависимости человека от господствующих
стандартов, мнений, стереотипов и установок
с целью самосохранения безопасности,
выживания. Без наличия конформистского
поведения нельзя говорить о стабильности,
социальном порядке и преемственности
в обществе. Чем шире представлен конформистский
тип приспособления, тем более устойчивым
и спокойным (надежным) является общественный
порядок.
3. 2 Факторы, влияющие
на конформизм
Проявление конформизма обуславливается
множеством факторов. Часть из них были
исследованы экспериментально, например,
Соломоном Ашем.[5] Выделяются следующие
факторы:
- индивидуально-психологические
особенности индивида (уровень интеллекта,
степень внушаемости, устойчивость самооценки,
уровень самоуважения, потребность в одобрении
и так далее).
- микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее).
- ситуационные характеристики
(личностная значимость обсуждаемых проблем
для индивида, уровень компетентности
индивида и членов сообщества, принимается
ли решение публично, в узком кругу или
наедине и так далее).
- половозрастные характеристики
индивида.
3. 3 Исследование
Эша
Исследование Эша продемонстрировало
наличие сильного давления в сторону конформизма.
Но нетрудно догадаться, что конформизм
в разных обстоятельствах проявляется
в разной степени. Перед нами встает вопрос:
какие факторы определяют степень уступчивости
или противодействия конформизму? Таких
факторов множество, но мы обратим внимание
на четыре переменных, которые представляются
нам наиболее важными:
- привязанность – степень привлекательности
группы, оказывающей влияние, подверженность
влиянию со стороны тех, кто нам нравится;
- размер группы – число людей,
оказывающих социальное влияние;
- стремление к точности
- степень того, насколько человек
ценит индивидуальность.
Результаты некоторых исследований
свидетельствуют о том, что решение подчиняться
может вызвать изменение в восприятии
фактов – изменения, обычно оправдывающие
конформизм. Интересно узнать, одинаково
ли эта модель действует в различных культурах.
В таких обществах как американское, где
ценится индивидуальный выбор, основанный
на рациональном анализе, подобные явления
не удивительны: люди чувствуют необходимость
в объяснении, почему они должны подчиняться.
Тем не менее, в культурах, где больше ценятся
коллективные суждения и не приветствуются
действия, подрывающие социальные устои,
давление, ведущее к когнитивному оправданию
конформизма, может быть более слабым.
Глава 4
Девиантное поведение
Анализ проблем личности, ее
социализации и образа жизни позволяет
увидеть, что индивид далеко не всегда
конформен по отношению к обществу и принятым
в нем нормам. Часто его установки и модели
поведения не соответствуют ни социальным
и культурным целям, ни институционализированным
средствам, существующим в обществе. Такое
поведение принято называть отклоняющимся
или девиантным (от лат. deviatio – отклонение).
Поэтому в самом общем виде под отклоняющимся
поведением будем понимать поступки и
действия людей (девиантов – нарушителей,
делинквентов – правонарушителей), вступающие
в противоречие с утвердившимися в данном
обществе нормами и правилами поведения.