Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…....3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………...….4
2. Виды и функции социальных институтов……………………………….…...8
3. Практический вопрос……………………………………………………...….18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы ……………………………………….…...22

Файлы: 1 файл

кр хорошая — копия.docx

— 52.80 Кб (Скачать)

2) Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные  институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3) Социокультурные и  воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

 

Функции социальных институтов.

Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Список универсальных, т. е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия). Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты — институты государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру. К ним относятся институты церкви и религии.

Функции социальных институтов:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.
  2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
  3. Интеграционная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) комфортность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграционные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.
  4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.
  5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

 

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте (или о любом виде социальной деятельности) говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы». К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должен выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем — к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функция превращается в дисфункцию, плюс — в минус. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функциональная, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. И она расценивается как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, к концу 60-х годов  СССР  готовил  специалистов  с  высшим образованием на душу населения больше, чем  любая  страна  в  мире.  Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким  на  планете. В штате  США  дискутировался  вопрос  о  вызове,  брошенном  миру  советской системой образования. Американцы  срочно  разработали  систему  практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский  Союз.  Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых  образованных.  Но в целом советская, а затем российская система образования в  период  с  70-х по 90-е годы развивались слишком медленно.  Возник  серьезный  разрыв  между теоретической  подготовкой  студентов  и  практическими   навыками   молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией  вузовских  знаний  не хватало, а там,  где  трудились  на  устаревшем  оборудовании,  знаний  было излишне много.

       В  конце  80-х  годов,  с  началом  перестройки  российское  общество повернулось к рыночным отношениям.  При  этом  оказалось,  что  марксистское обществоведение не способно  обеспечить  молодежь  необходимыми  знаниями  в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии,  психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать  знания технологии  обучения.  Народное   хозяйство   недополучило   сотни   тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло  за собой колоссальный ущерб в  экономической  области.  К  нему  надо  добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на  старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе,  следовательно,  направляет страну не всегда так, как требуют новые  реалии.  Урон  же  от  неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений  вообще не поддается исчислению.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

       Функции  и дисфункции бывают явными, то есть  официально  заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми,  не заявленными.   Явные   функции   институтов   являются   необходимыми.   Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены  в  системе  статусов  и ролей.  Латентные  функции  выражаются   в   непредусмотренных   результатах деятельности институтов или лиц,  представляющих  их.  Так,  демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов,  через  парламент, правительство и президента  стремились  улучшить  жизнь  народа,  создать  в обществе цивилизованные отношения и внушить  гражданам  уважение  к  закону.

Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле  в  стране  вырос  уровень преступности, а уровень жизни населения упал.  Таковы  результаты  латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего  хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные –  о  том,  что из этого получилось.3

Латентные функции, таким образом, являются побочным эффектом деятельности социального института. Они могут быть как позитивными, так и негативными. В качестве примера влияния латентных функций часто упоминают деятельность Генри Форда — крупного бизнесмена и основателя знаменитой автомобильной компании. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие города, крупные кредиты и покупки в рассрочку, однако по мере своего продвижения в обществе он более, чем кто-либо другой, стимулировал их развитие, понимая (возможно, интуитивно), что латентные, скрытые, побочные функции этих институтов работают на него и на его бизнес.

 

 

Жизненные циклы социального института.

Жизненный цикл института включает 4 относительно самостоятельных, автономных стадии (фаз), которые имеют свои качественные характеристики.

I фаза – зарождение и формирование социального института. Американский исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы появления и формирования социальных институтов: потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ и привилегий; потребность в безопасности граждан, защите их жизни и личного благополучия; потребность в регулировании системы сложившегося социального неравенства, в размещении социальных групп, слоев по позициям, статусам в зависимости от установленных критериев; потребность в социальном контроле за поведением членов общества – религия, мораль, право.

 II фаза – фаза эффективности. В этот период институт достигает пика зрелости, полного расцвета.

III фаза – период формализации норм, принципов, ознаменованный обюрокрачиванием, когда правила становятся самоцелью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает от чрезмерного стремления к аккуратности, четкости, субординированности. Одни институты (церковь, армия, государство, власть) «обрастают» частоколом инструкций, правил, нормативов.., а др. от этого вырождаются и погибают, например институты образования, здравоохранения.

       IV фаза – дезорганизация, дезодаптация, когда институт теряет свой динамизм, прежнюю гибкость и жизнеспособность и агонизирует. Институт ликвидируется или трансформируется в новый.                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практический вопрос.

Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.

Этот вопрос объясняется динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

  • жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
  • функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
  • эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга. 
зарождение организации:

-  зарождение и формирование  социального института

- период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.

Информация о работе Социальные институты