Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…....3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………...….4
2. Виды и функции социальных институтов……………………………….…...8
3. Практический вопрос……………………………………………………...….18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы ……………………………………….…...22

Файлы: 1 файл

кр хорошая — копия.docx

— 52.80 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…....3

  1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………...….4
  2. Виды и функции социальных институтов……………………………….…...8
  3. Практический вопрос……………………………………………………...….18

Заключение………………………………………………………………………...21

Список использованной литературы ……………………………………….…...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Целью работы является охарактеризовать такие устойчивые структуры, как социальные институты. Для этого были выдвинуты следующие задачи: охарактеризовать понятие «социальный институт», его элементы, ресурсы; описать процесс институционализации, этапы, пути развития; изучить виды и функции социальных институтов; выполнить практическое задание. Объектом исследования является социальный институт. Предметом исследования являются специфические черты, характеризующие социальный институт в системе общественных отношений.

  1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.

Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Социа́льный институ́т (от лат. institutum — установление, учреждение) -  исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.1

Есть и другой подход к социальным институтам. Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, «социальный институт» — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним. История цивилизации, по мнению Т. Веблена, есть смена различных социальных институтов. Они обеспечивают надежность, жизнеспособность, устойчивость в развитии общества, оберегают его от разрушений и катаклизм.

Американский социолог Н. Смелзер придерживается несколько иной точки зрения. По его мнению, социальные институты – это человеческие инструменты, созданные для обеспечения устойчивых форм интеракции (взаимодействия), рассчитанные на удовлетворение той или иной социальной потребности. Современные общества, по его мнению, имеют разнообразие форм и изменчивость социальных институтов: образования, семьи и брака, религии, труда, экономики, организации.

Согласно С. С. Фролову, «социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов или институциональной структурой общества. Большинство социологов считают, что система социальных институтов включает, пять основных институтов:

1) институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной            социализации, обеспечивающие воспроизводство населения;

2) политические институты, связанные с завоеванием и осуществлением политической власти, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы);

3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения разного типа);

4) институты образования и культуры, ориентированные на создание, развития и распространения научных знаний, духовных и культурных ценностей, на развитие подрастающего поколения, подготовку кадров (образование, наука, искусство);

5) институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.

Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:

1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.

2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление не желаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.

Ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества, которые необходимы для функционирования этих социальных институтов.

Ресурсы института религии: потребность в разрешении духовных сомнений, вере,; духовное учение; служители культа, священники; места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности.

Ресурсы института экономики: земля, или вся совокупность природных ресурсов и технических знаний; труд, или мотивация и навыки людей; капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства; организация, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов – государство

Ресурсы института образования: желание обучающихся получать знания и социализироваться; оборудование для изучения курса;  
преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний; учебная литература и источники информации.

Ресурсы института семьи: любовь и чувство долга между родителями и детьми; материальная обеспеченность; разумное использование власти членами семьи для преодоления внутрисемейных конфликтов .

Ресурсы института политики: безопасность; доступ к информации; власть; государство.

 

Процесс формирования и развития социальных институтов называют институционализацией.

Институционализация представляет собой выработку, определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворять некоторой общественной потребности. Кроме того, институционализация включает в себя интернализацию членами общества этих норм и статусов, т. е. перевод внешних требований на уровень внутренней системы ценностей. Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.2

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно - ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

 

 

 

  1. Виды и функции социальных институтов.

Разнообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и т.д.

В аналитических целях все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, разделяют на главные (их именуют так - же основными, фундаментальными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушение правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Неосновные институты можно представить как учреждение или организацию. К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей отстранения от власти являлось поедание вождя. Современная же его форма — импичмент президента. Сравнивая начальный и современный этапы развития исторической эволюции этого института, установим различие: поедание вождя — социальная практика, а импичмент — частный институт в ранге учреждения. Отсюда вывод: некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению.

В зависимости от сферы действия можно указать на следующие институты:

1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым различным критериям — пол, возраст, образование, способности;

2) регулятивные (сюда относятся все механизмы социального контроля);

3) культурные (религиозные, связанные с образованием, искусством);

4) интегративные, связанные  с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и интересов социальной общности.

По способности удовлетворять общественные потребности:

- политические (государство, политические партии) удовлетворяет  потребности общества в безопасности и социальном порядке;

- экономические (институты частной собственности), удовлетворяет потребность в производстве материальных благ, необходимых людям;

- духовные (институты религии), удовлетворяет потребность в решении духовных проблем;

- социальные, которые делятся на 2 части: а) институты семьи и брака, удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода; б) институты образования, включая науку и культуру, удовлетворяет потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов  общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

Информация о работе Социальные институты