Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:51, реферат

Краткое описание

Естественно есть немало и других причин, побуждающих общество всё глубже заниматься вопросами семьи. Нередко упускают из виду связь между характером супружеских отношений и стабильностью кадров на производстве.
С семейной атмосферой тесно связано психическое и физическое здоровье человека. По некоторым данным, в основе 42% всех случаев, когда люди вынуждены были обращаться за медицинской помощью в связи со своими психологическими проблемами, лежат супружеские конфликты.
Целью данной работы является изучение семьи как важнейшего социального института.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие социального института 5
2. Семья как социальный институт 8
3. Тенденции развития современной семьи 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Петров )Семья как социальный институт.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья как социальный институт

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие социального  института 5

2. Семья как  социальный институт 8

3. Тенденции развития современной семьи 13

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

Введение

 

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

В последние  время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи.

Усиленное общественное внимание к семье связано с  современным демографическим развитием. Статистические данные, касающиеся рождаемости в Российской Федерации, позволяют заметить, что это процесс весьма нестабильный и в значительной степени зависящий от конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках государственной демографической политики. На демографическое поведение супругов оказывают многообразные факторы. В их числе общественные и семейные традиции, желание иметь более высокий жизненный уровень, качество помощи, оказываемой семье обществом, уровень подготовки к обязанностям супругов и родителей.

В ряду причин усиленного внимания к проблемам семьи, находится  стремление общества искоренить такие  негативные социальные явления, как  преступность наркомания, самоубийства. Так как на развитие тех или иных качеств личности играет семья.

Естественно есть немало и других причин, побуждающих  общество всё глубже заниматься вопросами  семьи. Нередко упускают из виду связь  между характером супружеских отношений и стабильностью кадров на производстве.

С семейной атмосферой тесно связано психическое и  физическое здоровье человека. По некоторым  данным, в основе 42% всех случаев, когда  люди вынуждены были обращаться за медицинской помощью в связи  со своими психологическими проблемами, лежат супружеские конфликты.

Целью данной работы является изучение семьи как важнейшего социального  института.

 

1. Понятие социального  института

 

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

Поэтому мы можем дать определение понятию «Социальный Институт – устойчивый элемент социальной структуры (государство, партии, общественные организации, органы управления)»1.

Социальные  институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как

совокупность  лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения – это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный  институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и  социальных отношений посредством  взаимосогласованной системы целесообразно  ориентированных  стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Также можно  выделить несколько видов социальных норм, являющихся предписаниями для  обеспечения правильности работы социальных институтов2:

  1. Обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;
  2. Моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;
  3. Правовые нормы, закреплённые в законах и нормативных актах, которые изданы государством. Они более чётко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;
  4. Политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государствами и находят своё отражение в международных правовых актах, конвенциях и т. д.;
  5. Религиозные нормы, которые поддерживаются, прежде всего, верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;
  6. Эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

 

2. Семья как социальный институт

 

Социологи традиционно рассматривают  семью, как социальную группу, члены  которой связаны родства, брака  или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья—это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Современный социолог Энтони Гидденс  дал боле широкое определение: семья—это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.

Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и  по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

В нуклеарной семье супруги и  их дети составляют ядро взаимоотношений. В расширенной семье, состоящей из нескольких поколений — ядро семейных отношений образуют кровные родственники. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах.

По типу наследования семьи бывают трех видов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. При матрилинеальных, наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.3

По месту проживания различают  три вида. В случае патрилокального  проживания молодожены поселяются в  доме семьи мужа. Обратная схема  превалирует в условиях матрилокальной модели. Неолокальная модель — молодые пары отделяются и живут отдельно от родителей.

По типу власти бывает патриархальный уклад, где роль главы семьи выполняет  муж, а при его отсутствии — старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Третий тип уклада — элитарный — власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последнее время набирает вес во всех странах мира.

Брак — исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака.

Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм. Эндогамия — правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. представителей своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия — правила, требующие заключение брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.  Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест — запрет сексуальных отношений между близкими кровными  родственниками, которые не просто запрещаются — они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой  в мире разнообразнейших моральных принципов.4

Взаимосвязи между мужем и женой  могут строиться по четырем различным принципам: моногамия — один муж и одна жена; полигиния — один муж и две или большее число жен; полиандрия—два или более мужей и одна жена; групповой брак—два или более мужей и две или более жен. Моногамия считалась предпочтительной в менее чем 20% из 862 обществ.

Полигиния получила широкое распространение  в 80% обществ, включенных в выборку, где мужьям разрешается иметь  по две жены. Полиандрия встречается  крайне редко. Как правило, она не означает свободу сексуального выбора для женщин, зачастую она означает, что младшие братья мужа получают право жить с женой своего старшего брата. Например, у некоторых народов в Индии если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может  найти жену только для старшего сына.

Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой  брак как культурная норма. Имеются  некоторые свидетельства того, что  такая форма брака действительно  существовала у обитателей бразильских джунглей, у жителей Маркизских островов в южной части Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии.

Если общество хочет сохранить  себя, оно должно производить новых  членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои сексуальные потребности и без воспроизведения. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. В аграрных обществах иметь детей экономически выгодно. Для стимуляции могут также использоваться религиозные соображения. Во многих странах считают брак и детей синонимами «хорошей жизни»; отсутствие детей часто рассматривается как несчастье.5

Дети, рождаясь, не сразу осваивают  культуру своего общества. Вырастить  из детей «правильных» взрослых —  насущная потребность общества. Семья  выполняет посреднические функции  в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром.

По всему миру на семью возлагается ответственность по защите, содержанию и прочему поддержанию детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

Семья дает индивиду статусы, которые  ориентируют его на множество  межличностных взаимоотношений, включая  отношения с родителями (родитель — ребенок), с братьями и сестрами, с родственниками (тетями, дядями, кузенами, бабушками и дедушками); ориентируют его на принадлежность к его основным группам, включая расовую, этническую, религиозную, классовую, национальную принадлежность и принадлежность к конкретному сообществу людей.

Несмотря на то, что в результате социальных изменений многие экономические  функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли  от семьи к другим общественным институтам, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции.

Функционалисты делают упор на задачи, выполняемые семьей, которые служат интересам общества в целом. Сторонники теории конфликта рассматривают семью как социальную структуру, в которой одни люди выигрывают за счет других. Ф. Энгельс видел в семье классовое общество в миниатюре, где один класс (мужчины) угнетал другой класс (женщин). Он утерждал, что брак исторически был первой формой классового антагонизма, где благосостояние одной группы зиждилось на униженном и угнетенном положении другой группы. 6

Социолог Рэндалл Коллинз считает, что исторически мужчины являются «сексуальными агрессорами». Он объясняет  доминирующее положение мужчин их большей физической силой, ростом и агрессивностью. Женщины оказались в положении жертв из-за своего меньшего роста и способности вынашивать и рожать детей, делающей их более уязвимыми. Мужчины построили общество таким образом, чтобы утвердить женщин в качестве своей сексуальной собственности. Мужчины заявляют свои исключительные сексуальные права на женщин точно так же, как определяют доступ к экономической собственности. Брак становится социально обусловленным контрактом на сексуальную собственность.

Современная ситуация в корне иная. Женщины стали потенциально свободными в выборе сексуальных отношений. Коллинз выдвигает гипотезу, по мере того, как экономические возможности  женщин возрастали, и они стали постепенно освобождаться от финансовой зависимости от мужчин, у них появилась возможность стать и сексуально независимыми. Теперь сексуальные «контракты» стали ориентироваться на брачные отношения в меньшей степени, чем на товарищеские отношения и сексуальное удовлетворение.

 

 

3.Тенденции развития современной семьи

 

Закономерные  и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографичес-кими характеристиками, социокультурными прблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы.7

Информация о работе Семья как социальный институт