Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Оформившись в 20-х годах ХХ века как отдельная наука, социология продолжила свои всесторонние исследования общества. Социальная практика показала, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы.

Оглавление

Введение
1. Определение понятия «социальный институт»
2. Институциональные признаки и свойства
3. Институционализация
3.1. Необходимые условия процесса
3.2. Социальные потребности, порождающие процесс институционализации
3.3. Жизненный цикл института
4. Система социальных институтов
5. Деятельность социальных институтов
6. Пять основополагающих социальных институтов
6.1. Институт религии
6.2. Институт семьи и брака
6.3. Институт образования и культуры
6.4. Политический институт
6.5. Экономический институт
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

5.docx

— 38.98 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Социология»

 

тема:

 

«СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ»

 

Выполнила: Яковлева Н.С.

 

студентка I курса группы 15-з

 

специальность: 080502.65

 

«Экономика и управление

 

на предприятии городского хозяйства»

 

№ зачетной книжки:1575-з

 

Подпись:_________________________

 

Проверила: Балашова В.Н.

 

Оценка: _________________________

 

Дата: ___________________________

 

Подпись:_________________________

 

Рег. № ___________________________

 

Специалист УМО _______________

 

Тверь

 

2009

 

Содержание

 

Введение

 

1. Определение понятия  «социальный институт»

 

2. Институциональные признаки  и свойства

 

3. Институционализация

 

3.1. Необходимые условия  процесса

 

3.2. Социальные потребности,  порождающие процесс институционализации

 

3.3. Жизненный цикл института

 

4. Система социальных институтов

 

5. Деятельность социальных  институтов

 

6. Пять основополагающих  социальных институтов

 

6.1. Институт религии

 

6.2. Институт семьи и  брака

 

6.3. Институт образования  и культуры

 

6.4. Политический институт

 

6.5. Экономический институт

 

Заключение

 

Библиографический список

 

Введение

 

Оформившись в 20-х годах  ХХ века как отдельная наука, социология продолжила свои всесторонние исследования общества. Социальная практика показала, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать  их обязательными для членов определенного  общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится  к тем социальным отношениям, вступая  в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для  успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

 

В 1899г. известный американский социолог Т.Веблен ввел термин «социальный  институт» для обозначения этих взаимосвязей. Он же дал и первое определение. На сегодняшний день в  литературе насчитывается более 20 трактовок  этого понятия. Некоторые из них  я отмечу в своей работе.

 

Также будет рассмотрен процесс  формирования социальных институтов, их признаки и свойства; показана система  институтов; выявлена роль, которую  они играют в обществе, их назначение. Последняя глава посвящена основным социальным институтам.

 

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому  изучение институциональных связей служит одной из основных научных  задач, стоящих перед социологами.

 

1. Определение понятия  «социальный институт»

 

Как уже было сказано, первое определение социальному институту  дал профессор Чикагского университета Торстейн Веблен в своей книге  «Теория праздного класса». Социальный институт характеризовался им как совокупность общественных обычаев, норм, устоявшихся  привычек поведения, образ мысли  и образ жизни, передаваемый из поколения  в поколение [5;217]. По мнению ученого, эволюция общества - это процесс  естественного отбора социальных институтов. Они обеспечивают надежность, жизнеспособность, устойчивость в развитии общества, оберегают его от катаклизмов.

 

Другой американский социолог Ч.Миллс под институтом понимал  форму некоторой совокупности социальных ролей [6]. Немецкий ученый А.Гелен трактовал  институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло  действия людей [6]. По мнению Л.Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей [7]. Э.Дюркгейм подразумевал под понятием определенные типы отношений  между людьми, которые постоянно  востребованы обществом и поэтому  возрождаются вновь и вновь [5;218].

 

На феномен социального  института у нас в стране впервые  указал Ю.А.Левада. В своей книге  «Лекции по социологии»(1969) социальным институтом он назвал «нечто подобное органу в живом организме: это  узел деятельности людей, сохраняющийся  стабильным на протяжении определенного  периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы» [4;219]. Видный российский ученый А.И.Кравченко  дал следующее определение: «социальные  институты - это относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые  управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, политика» [3;185]. Трактовку социальных институтов как «ценностно-нормативных  комплексов» поддерживает и М.С.Комаров [7]. И это лишь малая часть определений, предложенных социологами всего  мира.

 

Группа российских социологов и философов во главе с профессором  В.Н.Лавриненко во всем многообразии подходов к понятию выделила несколько  важных элементов.

 

Получилось, что социальный институт - это

 

ролевая система, в которую  включены те или иные нормы, статусы  и роли;

 

совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

 

организованная система  формальных и неформальных структур;

 

совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

 

устойчивый комплекс социальных действий.

 

На основе этого перечня  они предложили собственное определение  понятия «социальный институт». Согласно их теории, это «глобальная  социальная система, существующая исторически  длительное время, удовлетворяющая  насущные потребности общества, обладающая легитимной силой или моральным  авторитетом и регулируемая сводом социальных норм и правил» [5;220].

 

2. Институциональные признаки  и свойства

 

Каждый социальный институт обладает собственными внутренними  чертами, т.н. институциональными признаками, а также имеет внешние свойства, так или иначе воспринимаемые людьми. Специфических черт, отражающих внутреннее содержание социальных институтов, всего пять:

 

стандарты и образцы поведения (уважение, субординация, послушание);

 

символы и знаки (герб, флаг, обручальное кольцо, иконы);

 

устный и письменный кодексы (запреты, законы, правила);

 

физические объекты и  сооружения (библиотеки, частные дома, храмы);

 

ценности и идеи (любовь, демократия, православие).

 

К внешним свойствам можно  отнести: объективность, принудительность, моральный авторитет/ легитимность, историчность.

 

3. Институционализация

 

Процесс создания социального  института называют институционализацией. Это «замена спонтанного и  экспериментального поведения на предсказуемое  поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется»[6]. Когда возникает  необходимость удовлетворить какую-либо потребность, люди имеют склонность объединяться в группу для решения  задачи. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые  постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные  обычаи и привычки. Спустя некоторое  время эти шаблоны и образцы  поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Исходя из этого, институционализация  представляет собой процесс определения  и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в  систему, которая способна действовать  в направлении удовлетворения некоторой  общественной потребности.

 

3.1 Необходимые условия  процесса

 

Для того чтобы в обществе возник и развился тот или иной социальный институт, необходимы особые, объективно заданные условия:

 

в обществе должна возникнуть и распространиться некая социальная потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества, становится главной предпосылкой становления  нового института;

 

должны быть в наличии  операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся  система процедур, операций, четких действий, направленных на реализацию новой потребности;

 

чтобы институт мог реально  выполнять свою задачу, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно  пополнять;

 

для обеспечения самостановления  и саморазвития того или иного  института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться определенная субкультура (система социальных действий, свод правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

 

Без этих условий и факторов возникновение, становление и развитие конкретного социального института  невозможно.

 

3.2 Социальные потребности,  порождающие процесс институционализации

 

Американский исследователь  Г.Ленски определил ряд таких  потребностей:

 

потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

 

потребность в производстве продуктов и услуг;

 

потребность в распределении  благ и привилегий;

 

потребность в безопасности граждан, защите их жизни и личного  благополучия;

 

потребность в регулировании  системы сложившегося социального  неравенства, в размещении социальных групп, слоев по позициям, статусам в зависимости от установленных  критериев;

 

потребность в социальном контроле над поведением членов общества.

 

Большинство же социологов согласны с Ч.Миллсом, который насчитывал в современном обществе пять основных жизненных потребностей, влекущих за собой создание пяти основных институтов:

 

потребность в воспроизводстве  рода;

 

потребность в безопасности и социальном порядке;

 

потребность в средствах  существования;

 

потребность решения духовных проблем, смысла жизни;

 

потребность в передаче и  получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

 

3.3 Жизненный цикл института

 

Жизненный цикл института  включает четыре относительно самостоятельных  стадии, которые имеют свои качественные характеристики:

 

1 фаза - зарождение и формирование  социального института;

 

2 фаза - фаза эффективности,  в этот период институт достигает  пика зрелости, полного расцвета;

 

3 фаза - период формализации  норм, принципов, ознаменованный  обюрокрачиванием, когда правила  становятся самоцелью;

 

4 фаза - дезорганизация, дезадаптация, когда институт теряет свой  динамизм, прежнюю гибкость и  жизнеспособность. Институт ликвидируется  или трансформируется в новый.

 

Зарождение и гибель социального  института хорошо просматриваются  на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений  между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести  дворянина и упорядочении отношений  между представителями данного  социального слоя. Постепенно система  процедур и норм развивалась, и спонтанные ссоры и скандалы превращались в  высокоформализованные бои и  поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картофелин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

 

4. Система социальных институтов

 

Социальные институты  можно разделить на фундаментальные (основные) и частные (неосновные). Неосновные институты называют еще частными практиками. Они являются частью фундаментальных  институтов как более мелкие образования. Повседневные практики помогают организовать действия больших групп людей  и вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, тем самым поддерживая существование  главных институтов. В отличие  от основного института частный  институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную  потребность.

 

Социальные институты  можно классифицировать также по времени их возникновения или  продолжительности существования; по жесткости применяемых санкций  за нарушение правил; по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической  системы управления, по наличию или  отсутствию формальных правил и процедур.

 

Всю совокупность социальных институтов называют институциональной  структурой общества, или системой социальных институтов [5;222]. Она обеспечивает общественный порядок, стабильность в  обществе и его интеграцию.

 

Большинство современных  социологов сходятся в том, сто система  социальных институтов включает пять основополагающих институтов (по пяти основным потребностям):

 

институт семьи и брака;

 

институт религии;

 

политический институт;

 

экономический институт;

 

институт образования  и культуры.

 

Система социальных институтов весьма динамична. Динамизм понимается в единстве следующих взаимосвязанных  процессов:

 

жизненный цикл института  от момента его зарождения до исчезновения;

 

функционирование зрелого  института, т.е. выполнение всех его  социально значимых функций, появление  и преодоление дисфункций;

 

эволюция института - изменение  вида, свойств, формы и содержания в историческом отрезке времени, возникновение новых и отмирание  старых функций.

 

В понятие «динамика социальных институтов» необходимо включать и  взаимодействие институтов, принимающие  самые разные формы, в том числе  две основные - сотрудничество и  конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей  функцией, экономика процветает, доходы населения растут. Следовательно, из государственного бюджета больше, чем  прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и т.д. Поскольку  образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право  диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры  чуть ли не со школьной скамьи, проводя  рекламные кампании и организуя  профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция  может существовать в рамках одной  и той же сферы общества, между  родственными институтами. Например, в  культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию  как минимум у трех институтов культуры - кино, театра и чтения.

Информация о работе Социальные институты