Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Оформившись в 20-х годах ХХ века как отдельная наука, социология продолжила свои всесторонние исследования общества. Социальная практика показала, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы.

Оглавление

Введение
1. Определение понятия «социальный институт»
2. Институциональные признаки и свойства
3. Институционализация
3.1. Необходимые условия процесса
3.2. Социальные потребности, порождающие процесс институционализации
3.3. Жизненный цикл института
4. Система социальных институтов
5. Деятельность социальных институтов
6. Пять основополагающих социальных институтов
6.1. Институт религии
6.2. Институт семьи и брака
6.3. Институт образования и культуры
6.4. Политический институт
6.5. Экономический институт
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

5.docx

— 38.98 Кб (Скачать)

 

Система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно  находится в изменении и самообновлении. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию  уже сложившихся.

 

5. Деятельность социальных  институтов

 

Деятельность социальных институтов считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности в обществе, отвечает общественным интересам. Таким образом, функция  социального института - это та польза, которую он приносит обществу. Существуют универсальные функции, присущие всем институтам, и специфические - свойственные лишь некоторым. Специфические функции  главных институтов будут рассмотрены  в следующей главе.

 

Основополагающей функцией социального института является удовлетворение насущных жизненных  потребностей общества. Действительно, ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополняться  людьми, производить средства пропитания и другие предметы потребления, если в нем не будет определенного  порядка, если накопленные знания и  опыт не будут передаваться следующим  поколениям.

 

Жизнедеятельность общества и практика социальных отношений  в нем невозможна также без  нравственных законов, норм, правил поведения, обычаев. Сохранить живую ткань  социальных отношений помогает социальный контроль. Это еще одна универсальная  функция социальных институтов.

 

Общество покоится на системе  ценностей, поэтому на язык предписаний  переводится все то, что так  или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы, религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится  и охраняется. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом  для всех людей. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка (защиты ценностей) и включает два  главных элемента - нормы и санкции. Нормы - это предписания того, как  надо правильно себя вести в обществе. Санкции - средства поощрения или  наказания, стимулирующие людей  соблюдать социальные нормы.

 

Если бы не было социального  контроля, люди могли бы делать все, что им заблагорассудится и таким  способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Социальный контроль - это фундамент  стабильности в обществе.

 

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения [1;100]. В их роли выступают обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. За нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать  очень жесткие санкции - изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы  в нарастающем порядке, в зависимости  от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: привычки, обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые  привычки, нравы, законы, табу.

 

Привычки - это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Они отличают один социальный слой от другого. Манеры - внешние формы  поведения человека, получающие положительную  или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. Этикет как  свод правил поведения, принятый в особых социальных кругах, касается внешнего проявления внутреннего отношения  к людям. В отличие от манер  и этикета, обычаи присущи широким  массам людей. Обычай - традиционно  установившийся порядок поведения. Он основан на привычке относится  к коллективным формам действий. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Нравы - особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы  действий. Нравы отражают моральные  ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От этого слова происходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны  жизни общества. Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или  правила поведения, оформленные  парламентским или правительственным  документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие  неукоснительного выполнения. Законами общество защищает самые дорогие  и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность. Особой формой нравов является табу. Табу - это абсолютный запрет, накладываемый  на какое-либо действие слово, предмет. В современном обществе табу накладывается  на кровосмешение, каннибализм, осквернение  могил и т.п.[2]

 

Все вышеуказанные нормы (и некоторые другие, такие, как  кодекс чести, общественное мнение) образуют нормативную систему общества. В  нормативной системе все элементы должны быть согласованы. Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать  совокупности норм [2;117]. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей  и со стороны санкций.

 

Социальные санкции представляют собой систему вознаграждений и  наказаний за выполнение или невыполнение норм [1;108]. Они делятся на формальные и неформальные, а те в свою очередь  могут быть позитивными или негативными.

 

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны  официальных организаций: правительственные  награды, государственные премии и  стипендии, сооружение памятника, вручение почетных грамот.

 

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее  от официальных организаций: дружеская  похвала, улыбка, комплимент, аплодисменты, слава, почет.

 

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами: лишение гражданских прав, арест, увольнение, штраф, разжалование, низложение с престола, отлучение  от церкви, смертная казнь.

 

Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные  официальными инстанциями: порицание, замечание, нелестная кличка, клевета, издевка, разоблачительная статья, пренебрежение.

 

В зависимости от способа  вынесения санкций - коллективного  или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности  санкции бывают строгими (жесткими) и нестрогими (мягкими)[1;109].

 

Социальные институты  осуществляют разные виды внешнего социального  контроля: семья в большей мере через его неформальные виды, остальные  институты - через формальные. Так, школа  контролирует учащихся благодаря экзаменационным  оценкам, правительство - благодаря  системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря  полиции, секретной службе, государственным  каналам радио, телевидения и  органам печати.

 

Не менее важной является еще одна универсальная функция  социальных институтов, такая, как функция  социализации людей. Она направлена на личностное развитие в процессе усвоения накопленного человечеством  социального опыта (знаний, умений, навыков, культурных норм) и предполагает освоение социальных ролей [1;109]. В итоге  человек приобретает способности, которые позволяют ему не только адаптироваться в социальной среде, но и стать активным членом этой среды, изменять условия собственной  жизни. Каждый институт вносит свой вклад  в личностное развитие человека, помогает ему устанавливать и закреплять общественные связи.

 

Если деятельность социального  института ведет к социальной дезорганизации, т.е. направлена на разрушение, наносит вред обществу, то она может  расцениваться как дисфункциональная. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей  деятельности института, в падении  его социального престижа и авторитета. Так, дисфункция некоторых экономических  институтов проявляется в существовании  так называемой «теневой экономике», которая управляется авторитетами мафиозных групп. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового.

 

Деятельность социального  института - как функциональная, так  и дисфункциональная - бывает явной, т.е. официально заявленной, и скрытой (латентной).

 

Явные функции формируются  и декларируются в кодексах и  закреплены в системе статусов [4;229]. Латентные функции выступают  как непреднамеренная деятельность институтов и лиц, представляющих эти  институты. Например, явной функцией системы высшего образования  можно считать подготовку специалистов с их социально полезными профессиональными  качествами и личностными качествами, а латентной - закрепление социального  неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

 

Все виды деятельности (функциональная, дисфункциональная, явная, латентная) тесно переплетены друг с другом, взаимосвязаны и взаимозависимы. Деятельность социальных институтов осуществляется через формальные и неформальные социальные организации.

 

6. Пять основополагающих  социальных институтов

 

Все главные институты  возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн. лет, если за отправную точку  брать первые орудия труда, созданные  человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству  примерно столько же лет, сколько  и образованию, а именно 5-6 тыс. лет.

 

6.1. Институт религии

 

Религия в своих первобытных  формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилась  примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые  археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет назад) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет назад), считают ее возраст  несколько меньшим. Изначально церковь  создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем стала заниматься таким  образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением  и передачей знаний, исследовательской  работой (религиозные школы, гимназии и т.п.), попечительством (покровительством) и филантропией (помощь особо нуждающимся).

 

Религия является необходимым  составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. Воздействие религии  на общество и происходящие в нем  процессы реализуется через ее институты -- церковь, религиозные организации, объединения верующих. В роли социального  института церковь предстает  как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку»[7].

 

Кроме всего этого, церковь  выступает и как юридическое  лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую  основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко  разработанной догматики и детализированного  культа.

 

В функционировании религии  и церкви важное значение имеют духовно-нравственные феномены -- религиозное сознание, религиозная  психология, морально-этические правила.

 

Свод морально-этических  правил -- это представление о  праведном образе жизни. Большинство  религий предписывают верующим систему  заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете. Социология религии  уделяет большое внимание выяснению  социальных функций, которые выполняет  религия в обществе. Известный  американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении  смысла жизни, с их тревогой о своей  судьбе. Он считал, что «религия возникает  из способности людей любить и  заботиться о ближних, из осознания  неизбежности смерти. Однако религия  не только дает утешение перед лицом  смерти, она вносит смысл и в  другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство»[7].

 

Важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая  религия регулирует социальное поведение  своих приверженцев. Это достигается  с помощью свода моральных  норм, запретов и предписаний, которые  реализуются на уровнях индивидуального  и общественного сознания и поведения.

 

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют  еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

 

мировоззренческая -- религия  организует систему мировоззрения  человека, определяет его понимание  мира;

 

компенсаторная -- религия  компенсирует человеку в рамках его  веры то чувство психологической  защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних  обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

 

интегрирующая -- заключается  в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих  для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

 

коммуникативная - религиозное  сознание предписывает два плана  общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

 

культуротранслирующая - эта  функция способствует развитию письменности, книгопечатания, искусства; обеспечивает сохранение и развитие ценностей  религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения  к поколению.

 

Реализуя эти функции  не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия  и церковь тем самым выступают  одной из форм самоорганизации социума.

 

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные  отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных  отношений на другие общественные отношения.

 

Церковь связана с миром  сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными  отношениями. С одной стороны  она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий  фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем  самым укрепляющая положение  властных структур. Но в то же время  религия может выступать и  дестабилизирующим фактором, поскольку  в ней всегда присутствует высокий  нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие  у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом  устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую  играет в обществе церковь.

 

6.2 Институт семьи и  брака

 

Семья как социальный институт - это совокупность социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми, другими  родственниками.

Информация о работе Социальные институты