Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Оформившись в 20-х годах ХХ века как отдельная наука, социология продолжила свои всесторонние исследования общества. Социальная практика показала, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы.

Оглавление

Введение
1. Определение понятия «социальный институт»
2. Институциональные признаки и свойства
3. Институционализация
3.1. Необходимые условия процесса
3.2. Социальные потребности, порождающие процесс институционализации
3.3. Жизненный цикл института
4. Система социальных институтов
5. Деятельность социальных институтов
6. Пять основополагающих социальных институтов
6.1. Институт религии
6.2. Институт семьи и брака
6.3. Институт образования и культуры
6.4. Политический институт
6.5. Экономический институт
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

5.docx

— 38.98 Кб (Скачать)

 

Институт семьи включает в себя множество частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и  отцовства, институт социальной защиты детства и др.

 

Важнейшей частью социального  института семьи является регулирующее ее законодательство - семейное право. Никто и ничто, помимо семьи, не способны обеспечить ребенку (т.е. новому члену  общества) социальную «прописку» в  данном обществе. Подготовка ко взрослой жизни происходит полностью только в семье, т.к. она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может  заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального  статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогия).

 

Семья выполняет функцию  первичной социализации, формирования личности, транслирует фундаментальные  ценности от поколения к поколению.

 

Важнейшими функциями  семьи являются:

 

репродуктивная - биологическое  воспроизводство членов общества;

 

воспитательная - отвечает за процесс социализации: родители передают детям свой жизненный опыт, прививают  хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают  основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия;

 

хозяйственно-экономическая - охватывает различные аспекты семейных отношений, ведение домашнего хозяйства, составления и использования  семейного бюджета, организацию  семейного потребления, проблему распределения  домашнего труда, поддержку и  опеку над престарелыми и инвалидами;

 

рекреационная - психологическая  защита, эмоциональная поддержка; а  также духовно-эстетические моменты, в том числе и организация  семейного досуга и отдыха;

 

социально-статусная - эта  функция обеспечивает представление  определенного социального статуса  членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный  в семье получает в качестве наследия некоторые статусы: национальность, социальное положение, место в городском  или сельском укладе жизни и т.д.

 

медицинская функция - или  поддержание физического здоровья. Эта функция часто носит профилактический характер и состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных  привычек, активном отдыхе, проведении оздоровительных мероприятий.

 

Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи.

 

Принципиальное различие института брака и института  семьи состоит в том, что брак - это институт, регулирующий отношения  между полами.

 

Брак - это совокупность формальных предписаний, определяющих права и  обязанности мужа и жены, а их двоих по отношению к своим  детям, родственникам и обществу в целом. В любом обществе семья  формируется как правило через  брак. Заключение брака - это еще  и совокупность обычаев. В современной  европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен  кольцами, медовый месяц и т.п. Наконец брак неотделим от законов, связанных с ним; регистрация  брака, право на развод, брачный возраст  жениха и невесты и т.д.

 

В развитии российской семьи  прослеживается ряд негативных тенденций; рост числа разводов, малодетности (доля бездетных семей составляет 31% от общего числа семей), неполных семей (их число достигло 5.2 млн., из них-98% составили семьи, матери одиночки с одним ребенком), резкое увеличение численности социально-уязвимой группы детей, в первую очередь из бедных семей, снижение воспитательного потенциала семьи, распространение насилия  в семье: физического, сексуального, психологического [3;250].

 

6.3 Институт образования  и культуры

 

Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности. В социологии принято различать  формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает  существование в обществе специальных  учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования  определяется господствующими в  обществе культурными стандартами, политическими установками, которые  находят воплощение в государственной  политике в области образования. Под термином неформального образования  понимается несистематизированное  обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в  процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального  усвоения информации. При всей своей  значимости неформальное образование  играет вспомогательную роль по отношению  к системе формального образования. Наиболее существенными особенностями  современной системы образования  являются:

 

- превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее  образование);

 

- решающее воздействие  на личность (по существу образования  является основным фактором ее  социализации);

 

- предопределение в значительной  степени возможностей карьеры,  достижения высокого социального  положения.

 

Институт образования  обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие  функции:

 

трансляция и распространения  культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению  научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);

 

формирование у молодых  поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

 

социальная селекция, или  дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального  образования, когда поиск талантливой  молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной  политики);

 

социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального  образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

 

Модель социальной структуры  образования можно представить  как состоящую из трех основных компонентов:

 

- учащихся;

 

- преподавателей;

 

-организаторов и руководителей  образования.

 

В современном обществе образование  является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции  человека.

 

Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы  формального образования оказывают  воздействие на социальную мобильность  в обществе, делают его более открытым и совершенным.

 

6.4 Политический институт

 

Через политические институты  осуществляются все политические процессы. Основная функция заключается в  регулировании весьма широкой совокупности политических отношений между социальными  группами и национальными общностями, а также между государствами. К наиболее важным политическим институтам общества можно отнести институты  политической власти, права и идеологии. Они проявляют себя в деятельности органов государственной, законодательной  и исполнительной властей - парламента, правительства, местных органов  власти, правоохранительных органов, а  также в деятельности политических партий и СМИ, прежде всего печати, радио и телевидения.

 

К неглавным политическим институтам относятся, например институт судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля, президенства и  т.д. Каждый из этих политических институтов имеет свои специфические функции, направления обеспечения деятельности того или иного звена политической системы. В конечном счете, система  политических институтов призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие всей политической жизни общества и  тем самым осуществление политических интересов всех его социальных групп  и национальных общностей для  этого необходима гибкая деятельность самих политических институтов, их способность обеспечивать сочетание  политических интересов всех членов общества, решить политические проблемы на основе компромиссов между различными политическими силами и, когда нужно, проявить твердость и решительность  в отстаивании коренных интересов  всего общества.

 

Если это происходит, значит, политические институты справляются  со своей функцией. Если политические институты данного общества несовершенны, то они не могут решать проблемы его развития в соответствии с  существующими социальными реалиями, они неспособны управлять происходящими  политическими процессами.

 

Деструктивные процессы наносят  урон интересам больших масс людей. Помимо этого деструктивные процессы (разрушительные) могут привести не только к утрате жизнеспособности института, но и вообще к разрушению сложившейся государственности и тем самым к необратимым деформациям как в политической, так и в социально-экономической и духовной жизни общества.

 

6.5 Экономический институт

 

Экономические институты  обеспечивают опережающее технико-экономическое  развитие общества, организуют хозяйственную  деятельность, выраженную в производстве товаров и предоставлении услуг. Товары и услуги в социологии рассматриваются  как средство удовлетворения какой-либо потребности.

 

Выделяют четыре группы услуг:

 

бытовые;

 

деловые;

 

интеллектуальные;

 

финансовые.

 

Экономические институты  не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валют, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда  работников, маркетинг и проч.

 

Заключение

 

Итак, деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение людских потребностей. Эволюция институтов приводит к формированию сложной  разнообразной системы институтов.

 

Нормальное функционирование социального института является своего рода показателем социальной стабильности всей общественной системы. Общество стабильно тогда, когда  все функции института понятны, очевидны и неизменны. В обществе переходного типа, где имеет место системный кризис, происходит смена общественных потребностей, что требует изменения структуры институтов и наделения их новыми, ранее не существовавшими функциями. Если происходит «сбой» в функционировании социальных институтов, то это сразу же вызывает напряжение в социальной системе в целом.

 

Социальный институт - это  те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

 

Библиографический список

 

1. Кравченко, А.И. Введение  в социологию: учебник, 2-е изд./ А.И.Кравченко. - М.: Просвещение, 1997. - 190с.:ил.

 

2. Кравченко, А.И. Культурные  нормы/ А.И.Кравченко// Культурология:  учебное пособие для вузов, 2-е  изд./ А.И.Кравченко. - М.: Академический  проект, 2001. - Гл.3. - С. 89-118.

 

3. Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие для вузов/  А.И.Кравченко. - М.: ТК Велби, 2004. - 419с.

 

4. Мендра, А. Основы социологии: учебник для вузов/ пер. с  фр. Е.О.Пучковой. - М.: Nota bene, 1998. - 344с.

 

5. Социология: учебник, 3-е  изд., перераб. И доп./ под ред.  В.Н.Лавриненко. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 448с.

 

6. Пискунов, Г.М. Социальные  институты общества [www.fos.ru]. - БКД, [2005--2009].- режим доступа: свободный // http://www.fos.ru/sociology/10801.html/aut@fos.ru/26.11.2009

 

7. Потапова, Н.В. Социальные  институты и организации [www.erudition.ru]. - Эрудиция, [2003--2005].- режим доступа:  свободный // http://www.erudition.ru/referat/ref/id.24594_1.html/ref@erudition.ru/ 26.11.2009


Информация о работе Социальные институты