Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:00, контрольная работа
Тема моей контрольной работы «социальные институты», актуальность этой темы в данной контрольной работе обусловлена тем, что изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
1.Введение
2.Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.
3.Виды и функции социальных институтов.
4. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей , который не оказывает влияние на решение проблем; спортивный комитет ,который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.
5.Заключение
6.Список использованной литературы
3.Виды и функции социальных институтов.
Социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования.
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
* институты брака и семьи - потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;
* экономические (производство,
собственность и др.) - потребности
в добывании средств
*политические (государство, партии и др.) потребности в безопасности, порядке и управлении;
*институты образования
– потребности в социализации
подрастающих поколений,
* религиозные – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
Неосновные социальные институты :
Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.
Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Неосновные институты называют еще общественными практиками. Они помогают организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.
Социальные институты
также различаются друг от друга своими
функциональными качествами:
1) Экономическо-социальные
институты — собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные объединения
различного типа — их назначение в том,
что они обеспечивают распределение индивидов
в системе общественной организации труда
и в системе отношений собственности;
контролируют процесс распределения,
регулируют денежное и товарное обращение.
2) Политические институты
— государство, партии, профсою-
зы и другого рода общественные организации,
преследующие поли-
тические цели, направленные на установление
и поддержание опре-
деленной формы политической власти. Их
совокупность составляет политическую
систему данного общества. Обеспечивают
воспроизводство идеологических ценностей,
стабилизируют социальные структуры.
3.) Социокультурные
и воспитательные институты ставят
целью освоение и последующее воспроизводство
культурных и социальных ценностей, включение
индивидов в определенную субкультуру,
а также социализацию индивидов через
усвоение устойчивых социокультурных
стандартов поведения и, наконец, защиту
определенных ценностей и норм.
3.) Нормативно-ориентирующие институты —
механизмы морально-этической ориентации
регуляции поведения индивидов. Их цель
— придать поведению и мотивации нравственную
аргументацию, этическую основу. Эти институты
утверждают в сообществе императивные
общечеловеческие ценности, специальные
кодексы и этику поведения.
4.) Нормативно-санкционирующие
институты осуществляют общественно-социальную
регуляцию поведения на основе норм, правил
и предписаний, закрепленных в юридических
и административных актах. Обязательность
норм обеспечивается принудительной санкцией.
5) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Каждый социальный институт эффективно выполняет свои функции в обществе при следующих условиях:
1. Четкое определение
цели и круга выполняемых
2. Деперсонализация действий. Предполагается,
что официальные лица, представляющие
институт, будут выполнять свои функции
в строгом соответствии с закрепленными
нормами, а не в зависимости от индивидуальных
интересов и представлений о своих правах
и обязанностях.
3. Признание и престиж, каким
должен обладать социальный институт
в глазах общества или преобладающей его
части.
4. Бесконфликтное включение в общую систему
институтов.
Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.
Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний 9наука и образование), и др.
Общество устроено так, что ряд
институтов выполняют несколько
функций одновременно и в то же
время на выполнение одной функции
могут специализироваться сразу
несколько институтов. К примеру,
функцию воспитания или социализации
детей выполняют такие
На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.
Церковь создавалась ради решения
важных мировоззренческих вопросов
и установления высших нравственных
нормативов. Но со временем она стала
заниматься также образованием, экономической
деятельностью (монастырское хозяйство),
сохранением и передачей
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».
К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.
Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.
Так функции превращаются в дисфункции, плюс - в минус.
4. Почему некоторые
социальные институты
Потому что это выгодное занятии было ,есть и будет ,как показывает практика многих лет .Например политика.
В настоящее время большинство правительств по всему миру делает или слишком много, или слишком мало. Они делают слишком много тогда, когда выполняют такие функции, которые ими вообще не должны исполняться, как, например, введение монополии или наложение ограничений на свободную торговлю, или такие, которые могут и должны выполняться какими-то определенными организациями гражданского общества, как, например, обеспечение телефонной связи или функционирование детских приютов. Они делают слишком мало, если не способны определить права на использование ограниченных ресурсов или если не могут обеспечить функционирование служб по охране безопасности граждан, их свобод и собственности. Один из способов высвободить ресурсы и позволить правительству на хорошем уровне выполнять свои важные функции - это не позволять ему заниматься такими делами, которыми оно не должно заниматься: или потому, что они сами по себе выходят за пределы его полномочий, или потому, что они лучше могут быть сделаны гражданами страны, свободно и добровольно объединяющими свои усилия. И тогда речь пойдет не только о том, что правительство будет лучше делать свою работу. Ведь если оно будет делать свою работу лучше, определяя права и обеспечивая им необходимую защиту, рынки и общественные организации будут лучше выполнять свою работу, обеспечивая рост изобилия и прогресс.
Некоторые социальные институты ,продолжают существовать ,так как на них возлагается другая ,немаловажная роль .Так ,например, Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту (Госкомспорт России)-федеральный орган исполнительной власти .Расположен в Москве.
Осуществляет
межотраслевую координацию и
функциональное регулирование
Несет ответственность за развитие физкультуры и спорта в РФ и выступление сборных команд страны.
Тем не менее, существуют институты , которые не только не выполняют своих функций ,но и препятствуют их выполнению . Очевидно ,что у такого института существуют скрытые функции ,с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп .Заметим ,что подобные явления наиболее часто наблюдаются у политических институтов .
Заключение
В заключение хочу отметить ,что в последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.
Таким образом, подытожив все вышесказанное, можно сказать, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т. д.), которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм
Список использованной литературы
1)Кравченко А.И Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин.- М.:Проспект, 2007 г.
2)Лавриненко В.Н. Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.
3)Мягкова А.Ю. Социология: Основы общей теории: учебное пособие / А. Ю. Мягкова. - М.: Флинта, 2003 г.
4)Новикова С.С.Социология:
5) www.sociology.isea.ru/forum/
6) www.cato.org/…/papers/palmer-