Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

Файлы: 1 файл

социальные институты.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. 
   К числу общих признаков социального института можно отнести: 
- выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; 
- определенную (более или менее формализованную) организацию; 
- наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института; 
- наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней. 

    К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся: 
- регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; 
- создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; 
- обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; 
- социализация индивидов.  
  Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института.

Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института: 
- цель и сферу деятельности института; 
- функции, предусмотренные для достижения цели; 
- нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института; 
- средства и учреждения достижения цели и реализации функций. 
  Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных функций, таких, например, как:

1) воспроизводство представителей  той или иной социальной группы;

2) социализацию конкретных  индивидов в форме передачи им социально значимых норм и ценностей;

3) поддержание стабильности  и морального порядка внутриинституционального  характера, а также имеет внешнее  оправдание, реализующееся в процессах  социального обмена. При этом  важно подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.   
   Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве  рода 

1. Институт семьи и  брака 

2. Потребности в безопасности  и социальном порядке 

2. Политические институты 

3. Потребности в добывании  средств существования 

3. Экономические институты 

4. Потребности в передаче  знаний, социализации подрастающего  поколения. 

4. Институты образования 

5. Потребности в решении  духовных проблем, смысла жизни 

5. Институт религии 


  Внутри основных институтов  скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи. 
   Признаки социальных институтов  
   Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде.

Основные роли - шаблоны, образцы поведения.

Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы).    

Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля. 

Признаки основных социальных институтов 

ИНСТИТУТЫ

СИМВОЛЫ

ОСНОВНЫЕ РОЛИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ

кольца, обручение, контракт

отец, мать, ребенок

дом, квартира, мебель

семейные запреты и допущения

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ

флаг, гимн, герб

законодатель, судья, избиратель

общественные здания

конституция, законы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

фабричная марка, деньги

работодатель, покупатель, продавец

фабрика, офис, магазин

контракты, лицензии

ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

диплом, степень

учитель, ученик

школа, библиотека, стадион

правила учащихся

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

крест, алтарь, библия

пастор, прихожанин

собор, церковь

вера, заповеди, посты


   Некоторые институты  в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Заключение 
1.  множество ученых занимается этой темой. 
  Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. 
  Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. 
  Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на: 
1)   физиологические и сексуальные потребности; 
2)   экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 
3)   социальные потребности в общении; 
4)   престижные потребности в признании; 
5)   духовные потребности в самореализации. 
Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи. 
Функции семьи:  
1.  Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. 
Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. 
2.  Социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. 
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. 
3.  Социальной и эмоциональной защиты своих членов. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. 
4.  Экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. 
5.  Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам. 
6.  Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины. 
7.  Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени. 
8.  Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

9.   Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов. 
  Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака. 
  Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные. 
  Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния. 
  Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова. 
  Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока. 
   В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие. 
Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. 

Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети.  

Неполной - семья с ребенком без одного из супругов. 
  Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений. 
  Семьи различаются: 
- по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более ребенка); 
- по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара; 
- по географическому признаку: сельская и городская семья; 
- по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная. 
Представляет интерес и деление семьи по иным критериям: 
- аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям; 
- супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича). В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров. 
Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни. 
   Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода). 
  Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место. 
  По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные. 
   Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений.    Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи. 
  Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. 
2.  Институт образования. 

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальнымобразованием. 
Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: 
а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе; 
б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей. 
  Что же касается неформального образования, то под ним понимаетсянесистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям. 
  В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса. 
   В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословийграмматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. 
   В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. 
  В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. 
  В чем заключается специфика социологического подхода к изучению образования? Во-первых, процесс образования рассматривается в контексте социального взаимодействия как одна из подсистем социальной системы, в которой формируются устойчивые, стандартизированные образцы поведения (статусы и роли). 
  Вторая особенность социологического анализа заключается в том, что система образования рассматривается как тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных 
социальных позиций и ролей, посредством которых осуществляются различные типы деятельности. 
  Третья, главная особенность социологического подхода состоит в том, что образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов общества, выполняющего ряд специфических функций. 
Функции образования: 
1.   Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным 
профессиям). 
2.   Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. 
3.   Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся: 
4.   Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами: 
во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

Информация о работе Социальные институты