Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

Файлы: 1 файл

социальные институты.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

 во-вторых, институту  образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степеньюпрофессионализма и компетентности. 
  Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса. 
3.  Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д. 

   Неоклассики рассматривали  рынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются  при помощи колебаний уровня  заработной платы, а безработица  выступает смягчающее, то есть вызванное природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:  
1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;  
2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство рабочей силы;  
3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;  
4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;  
5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества;  
6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма; 

   Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.  
   Основными принципами проведения социальной политики являются:  
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;  
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;  
3) выдача помощи на случай безработицы;  
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;  
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;  
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.  
4.  Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

   Центральное место  в анализе экономической системы  отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.

    В экономической  культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение: 
1) ценности и мораль (трудовая этика); 
2) научное и инструментальное знание (профессиональное, специализированное); 
3) нормы и нормативная регуляция поведения.

   Уровень экономической  культуры, связанный с нормативным регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер: 
1)  профессиональные нормы и профессиональная этика; 
2)  ролевые предписания, относящиеся к различным типам экономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.) 
   Основная функция экономической системы - способствовать адаптации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды. Эта функция конкретизируется в деятельности экономической системы по производству различных товаров и услуг, которые потребляются населением для удовлетворения различных материальных потребностей. 
  Среди других функций экономической системы общества можно выделить интегральную. Общество выполняет эту функцию по той причине, что она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э. Дюркгейм, обеспечивает органическую солидарность между членами. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции Марксистская концепция отразила определенные реалии раннего капитализма - эпохи свободного предпринимательства
Описание социальной структуры экономической организации представляет определенные трудности в силу ее чрезвычайной сложности: многоуровневости, разветвленности и т.д. Поэтому целесообразно выделить основные социально-статистические группы, обеспечивающие функционирование экономической системы. К таковым относятся:  
1) менеджеры крупных корпораций, ответственные работники сферы управления экономикой; 
2)  технические специалисты среднего уровня;  
3)   предпринимательский класс;  
4)   мелкие собственники;  
5)   техники (мастера), осуществляющие контрольные функции на производстве;  
6)   квалифицированные рабочие;  
7)   неквалифицированные рабочие. 
  Отметим объективные социально-экономические условия предпринимательства: 
1)  хозяйственная самостоятельность, владение собственностью; 
2) легитимизация предпринимательства, подразумевающая юридическое признание института частной собственности и его государственную поддержку; 
3) наличие определенных социокультурных предпосылок, благоприятное отношение со стороны общества к предпринимательской деятельности. 
  Отметим объективные социально-экономические условия предпринимательства: 
1)  хозяйственная самостоятельность, владение собственностью; 
2) легитимизация предпринимательства, подразумевающая юридическое признание института частной собственности и его государственную поддержку; 
3) наличие определенных социокультурных предпосылок, благоприятное отношение со стороны общества к предпринимательской деятельности. 
5.   Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии - это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер.  
Функции церкви как социального института  
  В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены - религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.  
Свод морально-этических правил - это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.  
   Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.  
  Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.  
  Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм. 
  Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.  
   Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:  
мировоззренческая - религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;  
компенсаторная - религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;  
интегрирующая - заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.  
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.  
   Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.  
Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается “свободой в духе”, социальное неравенство превращается в “равенство” в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.  
  Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.  
   Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.  

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальные институты