Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты исследования социально-экономических процессов……………………………………………………7
Понятие и содержание социально-экономических процессов………7
Классификация социально-экономических процессов……………..16
Реформа ЖКХ в Российской Федерации как социально-экономический процесс……………………………………………….19
Реформа ЖКХ в Российской Федерации: сущность и перспективы……...26
Суть и особенности реформы ЖКХ…………………………………26
Цель и задачи реформы ЖКХ………………………………………...34
Основные направления и итоги реформы ЖКХ……………………37
Проблемы и перспективы реформы ЖКХ………………………………..42
Недостатки и проблемы реализации реформы ЖКХ………………42
Перспективы реформы в сфере ЖКХ………………………………..46
Заключение ……………………………………………………………………....52
Библиографический список……………………………………………………..56
Приложение…………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_ISEPP_novaya.doc

— 513.50 Кб (Скачать)

По мнению исследователей, результатом реформы ЖКХ должно стать обеспечение всего населения страны качественными, надежными и доступными жилищно-коммунальными услугами. Приоритетными задачами должны быть:

  • обеспечение граждан доступным комфортным жильем;
  • модернизация жилищного фонда;
  • укрепление и модернизация основных фондов коммунальной инфраструктуры;
  • внедрение современных технологий;
  • взвешенная тарифная политика;
  • ресурсо-энергосбережение;
  • эффективный менеджмент;
  • защита малообеспеченных граждан при предоставлении ЖКУ.

Ранее проводимая реформа была направлена в основном на реорганизацию структур управления жилищно-коммунальным комплексом, изменение форм собственности, содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организацию управления многоквартирными домами, развитие рыночных отношений. Эти же направления реформы преимущественно сохраняются и в настоящее время. Однако приоритетом сегодняшнего дня должны быть модернизация основных фондов, внедрение ресурсо-энергосберегающих технологий.

Таким образом, для начала реальной модернизации и реформирования жилищно-коммунальной сферы, обеспечения надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения необходимо изыскать эти средства и осуществить одновременное и достаточное их вложение в отрасль. Таким образом, обновленные в течение двух-трех лет объекты ЖКХ затем можно будет передать (некоторые продать по рыночным ценам) эффективному собственнику. Ежегодные затраты составят 1,5-2 трлн руб.

По мнению Е.В. Агитаева, нужно принять основополагающие для отрасли федеральные законы "О жилищной политике Российской Федерации", "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ", "Об услугах и тарифах в жилищно-коммунальной сфере"; внести ряд изменений и дополнений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для упрощения процедур по получению средств на капитальный ремонт домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, создания условий для развития малоэтажного жилищного строительства. Требуется внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ для дополнительного и достаточного финансового обеспечения мероприятий по модернизации муниципальной коммунальной инфраструктуры и предоставления субсидий малоимущим гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Важно обеспечить оперативное предоставление субсидий региональным бюджетам на закупку автомобилей, коммунальной техники и техники для перевозки грузов на ближайший период; утвердить нормативные правовые акты по совершенствованию тарифной политики в ЖКХ на период мирового финансового кризиса; осуществить комплекс мер по энерго-, ресурсосбережению (включая новые изоляционные материалы, пластиковые окна, внедрение индивидуальных приборов учета).

Для реальной защиты малообеспеченных слоев населения  от повышения тарифов на ЖКУ путем введения системы адресных субсидий нужно снизить уровень стандарта максимально допустимой доли граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 10-15%, ориентируясь на структуру потребительской корзины малообеспеченных семей в каждом регионе, а также упростить процедуру их получения.

Необходимо  восстановить отраслевую систему подготовки и переквалификации кадров, предусмотрев соответствующее бюджетное финансирование; обеспечить социально ответственный подход бизнеса к подготовке кадров, инвестированию в достижение этих целей, созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению квот для молодежи и инвалидов.

В целях смягчения  социальных последствий при изменении  форм собственности предприятиями и их последующей реструктуризации следует предусмотреть формирование конкретных территориальных и локальных программ по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников, их переквалификации и обучению новым смежным профессиям. В таких программах целесообразно предусмотреть для работников, высвобождаемых в связи с несостоятельностью предприятий (банкротством), а также их ликвидацией, реорганизацией, преимущественное право трудоустройства (резервирование не менее 70% рабочих мест на вновь образуемых организациях и предприятиях). Решение об акционировании и банкротстве предприятий ЖКХ областной и муниципальной собственности должно приниматься с учетом мнения всех заинтересованных сторон, включая профсоюз, представляющий работников.

Важно осуществить  действенные меры по повышению роли социального партнерства: развитию общественно-государственного и частно-государственного партнерства, а также партнерства в сфере трудовых отношений [8].

 

 

 

 

Заключение 

При комплексном  рассмотрении задач модернизации ЖКХ  должны формулироваться основные цели, строиться и анализироваться как простые, так и сложные временные многопараметрические модели, разработанные на основе целей, фактического состояния отрасли и прогнозов развития экономики в стране. В этом процессе должны быть задействованы все силы общества, включая правящую политическую партию и оппозицию. Цели всегда должны быть измеримы и достижимы во времени. В ходе анализа корректируются сами цели, обозначаются пути их достижения во времени и оцениваются требуемые затраты. Далее разрабатываются планы развития отрасли, включающие законодательную поддержку, техническую модернизацию самой отрасли и смежных отраслей. В процессе реализации модели корректируются по фактическим изменениям состояния экономики и вносятся изменения в цели и планы реализации.

Научно обоснованные цели модернизации ЖКХ с учетом наиболее прогрессивного опыта Западной Европы (прежде всего Германии, имеющей наилучшие достижения в мире в данной отрасли) формулируются достаточно просто. Любая модернизация в ЖКХ должна одновременно приводить к следующим результатам в заданное время:

  • снижению потребления ресурсов, прежде всего их удельного потребления
  • снижению потерь ресурсов
  • снижению финансовых издержек
  • повышению уровня комфорта и безопасности работы и проживания в поселениях
  • повышению эффективности работы отрасли и всех участников рынка улучшению экологии.

При детальном  планировании следует уточнить модели модернизации экономики ЖКХ и принять комплексную стратегию реформы ЖКХ и смежных отраслей – строительства и строительной промышленности, энергетики и других, ряд законов и подзаконных актов, обеспечивающих нормальное развитие экономики, достижение целей и выполнение поставленных задач.

Возможные финансовые инструменты модернизации жилья  в России:

  1. Собственные средства жильцов – собственников. Все платежи аккумулируются ТСЖ. Создается резервный фонд для содержания, ремонта и модернизации. Основные проекты – модернизация систем отопления и водоснабжения с 100% приборным учетом и утепление зданий. Проекты реализуются с поддержкой муниципалитета. В качестве поддержки используются деньги Фонда реформирования ЖКХ в качестве компенсации за непроведенный капитальный ремонт. Все ТСЖ должны получить возможность простого доступа к государственным финансам. Участки земли под домами и вокруг них должны прямым законом передаваться в собственность ТСЖ без выкупа. Межевание проводится за счет государства. Плата за землю не взимается первые 10 лет. Требуется законодательная поддержка.
  2. Привлечение инвесторами банковских кредитов первоклассных банков с государственным участием в форме беззалоговых и ипотечных кредитов с низкими 5-6 % годовых и выплатой в 10-40 лет, в том числе с досрочным погашением. Часть гарантий может быть представлена в соответствии с законом государственными (муниципальными) обязательствами в виде векселей, облигаций и других ценных бумаг с поэтапным погашением сумм кредита за счет накопленных обязательств по капитальному ремонту здания. Залог земельных участков для получения кредитов. Требуется законодательная поддержка
  3. Строительные сберегательные займы. Закрытая система от внешнего рынка. Кредиторы ежемесячно вносят в них деньги не менее 40% от полной договорной суммы необходимой на строительство. Через 12 месяцев после этого он получает право на получение кредита от строительной кассы на требуемый остаток в 60% от суммы договора. При выдаче суммы займа кредитор получает внесенную сумму с небольшими %. Процентная ставка займа выше ставки при ипотечных займах и гасятся за 10-12 лет. Требуется законодательная поддержка

Найти проекты  модернизации здания с достижением  требуемых параметров по энергосбережению, безопасности и комфортности

В связи со сказанным думается, что Правительству РФ и Федеральному собранию необходимо срочно:

  1. Разработать при участии ведущих ученых, строительных фирм, производителей приборов и технологий учета комплексную программу модернизации жилищного фонда, смежных отраслей и закрепить ее законами:
    • «О малой энергетике» (выработка и продажа электроэнергии и сопутствующего тепла малыми электростанциями и продажа электроэнергии в сети);
    • «О модернизации отрасли ЖКХ» и смежных отраслей;
    • «О строительных сберегательных кассах».
  1. Создать нормативную базу для осуществления модернизаций, включая развитие ТСЖ, установку приборов учета в 100% зданий и жилых помещений, внести изменения в концепцию энергоэффективности и действующее закодательство РФ;
  1. Для снижения уровня коррупции внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и, соответсвенно, в муниципальные и региональные программы капитальных ремонтов и организацию проведения аукционов и конкурсов;
  2. Создать наряду с ипотечной системой, систему строительных сберегательных касс для накопления населением средств на строительства жилья;
  3. Создать в ЖКХ систему саморегулирования и подотрасль учета и контроля потребления коммунальных ресурсов.

Без сомнений только научно обоснованный подход к реформе ЖКХ, разработке ее стратегии, полная перестройка муниципальной власти и ее взаимоотношений с жителями, учитывающие реальные интересы людей и невозможные сегодня без участия президента, правительства, Федерального собрания, представителей бизнеса и науки, позволят действительно достичь стабильного развития в стране, повысят доверие граждан к власти и солидарность в обществе.

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ]. -  2004.
  3. Об электроэнгергетике [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ].
  4. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 21июля 2007 г. № 185-ФЗ].
  5. Об областной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области на 2007-2010 годы» [Текст]: закон субъекта РФ: [принят постановлением Законодательного Собрания Кировской области 22 ноября 2007 г. № 202 ЗО].
  6. Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме [Текст]:  постановление Правительства РФ: [принят постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491].
  7. Приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54
  8. Агитаев, Е.В. [Текст]/ Е.В. Агитаев // Журнал руководителя и главного бухгалтера. Часть I. №6, 2010.
  9. Агитаев, Е.В. [Текст]/ Е.В. Агитаев // Экономическая политика, № 2, 2006.
  10. Лавриненко, В.Н., Путилова, Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. [Текст] /В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – М., 2005. – 10-11с.
  11. Очкина, А.В. [Текст]/ А.В. Очкина // статья, 2007.
  12. Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. [Текст] /О.М. Рой. – М., 2004. – 12-15 с.
  13. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика. [Текст] /П.А. Сорокин. — СПб.: РХГИ, 2000. — 80 с.
  14. Тавокин, Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. [Текст] / Е.П. Тавокин. – М., 2009. – 3-5 с.
  15. Ясин, Е.А. [Текст]/ Е.А. Ясин // Политическая экономия реформы ЖКХ. «Газета.Ru-Комментарии, 2006.
  16. dic.academic.ru
  17. http://gkhkirov.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
                                                                                                      Приложение 1

Виды  социально-экономических процессов

 

Критерий классификации

Типы и виды

социально-экономических  процессов

Степень управляемости

  1. стихийные
  2. управляемые

Направленность

распространения

  1. внутриэкономические
  2. внешнеэкономические:

- процессы международной  интеграции;

- процессы международной  кооперации;

- процессы международного  соперничества и т.д.

Масштаб влияния

на жизнедеятельность

социума

  1. макроэкономические
  2. региональные
  3. локальные
  4. микроэкономические

Структура

функционального

проявления

  1. производственные
  2. трудовые
  3. организационные
  4. технологические
  5. информационные

Устойчивость

взаимосвязей

  1. стабильные
  2. нестабильные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тарифы за коммунальные услуги в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Новые управленческие структуры в сфере ЖКХ в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Реформирование  электроэнергетики в ФР

Информация о работе Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы