Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:17, курсовая работа
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты исследования социально-экономических процессов……………………………………………………7
Понятие и содержание социально-экономических процессов………7
Классификация социально-экономических процессов……………..16
Реформа ЖКХ в Российской Федерации как социально-экономический процесс……………………………………………….19
Реформа ЖКХ в Российской Федерации: сущность и перспективы……...26
Суть и особенности реформы ЖКХ…………………………………26
Цель и задачи реформы ЖКХ………………………………………...34
Основные направления и итоги реформы ЖКХ……………………37
Проблемы и перспективы реформы ЖКХ………………………………..42
Недостатки и проблемы реализации реформы ЖКХ………………42
Перспективы реформы в сфере ЖКХ………………………………..46
Заключение ……………………………………………………………………....52
Библиографический список……………………………………………………..56
Приложение…………………………………
По мнению исследователей, результатом реформы ЖКХ должно стать обеспечение всего населения страны качественными, надежными и доступными жилищно-коммунальными услугами. Приоритетными задачами должны быть:
Ранее проводимая реформа была направлена в основном на реорганизацию структур управления жилищно-коммунальным комплексом, изменение форм собственности, содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организацию управления многоквартирными домами, развитие рыночных отношений. Эти же направления реформы преимущественно сохраняются и в настоящее время. Однако приоритетом сегодняшнего дня должны быть модернизация основных фондов, внедрение ресурсо-энергосберегающих технологий.
Таким образом, для начала реальной модернизации и реформирования жилищно-коммунальной сферы, обеспечения надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения необходимо изыскать эти средства и осуществить одновременное и достаточное их вложение в отрасль. Таким образом, обновленные в течение двух-трех лет объекты ЖКХ затем можно будет передать (некоторые продать по рыночным ценам) эффективному собственнику. Ежегодные затраты составят 1,5-2 трлн руб.
По мнению Е.В. Агитаева, нужно принять основополагающие для отрасли федеральные законы "О жилищной политике Российской Федерации", "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ", "Об услугах и тарифах в жилищно-коммунальной сфере"; внести ряд изменений и дополнений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для упрощения процедур по получению средств на капитальный ремонт домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, создания условий для развития малоэтажного жилищного строительства. Требуется внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ для дополнительного и достаточного финансового обеспечения мероприятий по модернизации муниципальной коммунальной инфраструктуры и предоставления субсидий малоимущим гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Важно обеспечить оперативное предоставление субсидий региональным бюджетам на закупку автомобилей, коммунальной техники и техники для перевозки грузов на ближайший период; утвердить нормативные правовые акты по совершенствованию тарифной политики в ЖКХ на период мирового финансового кризиса; осуществить комплекс мер по энерго-, ресурсосбережению (включая новые изоляционные материалы, пластиковые окна, внедрение индивидуальных приборов учета).
Для реальной защиты малообеспеченных слоев населения от повышения тарифов на ЖКУ путем введения системы адресных субсидий нужно снизить уровень стандарта максимально допустимой доли граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 10-15%, ориентируясь на структуру потребительской корзины малообеспеченных семей в каждом регионе, а также упростить процедуру их получения.
Необходимо восстановить отраслевую систему подготовки и переквалификации кадров, предусмотрев соответствующее бюджетное финансирование; обеспечить социально ответственный подход бизнеса к подготовке кадров, инвестированию в достижение этих целей, созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению квот для молодежи и инвалидов.
В целях смягчения социальных последствий при изменении форм собственности предприятиями и их последующей реструктуризации следует предусмотреть формирование конкретных территориальных и локальных программ по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников, их переквалификации и обучению новым смежным профессиям. В таких программах целесообразно предусмотреть для работников, высвобождаемых в связи с несостоятельностью предприятий (банкротством), а также их ликвидацией, реорганизацией, преимущественное право трудоустройства (резервирование не менее 70% рабочих мест на вновь образуемых организациях и предприятиях). Решение об акционировании и банкротстве предприятий ЖКХ областной и муниципальной собственности должно приниматься с учетом мнения всех заинтересованных сторон, включая профсоюз, представляющий работников.
Важно осуществить действенные меры по повышению роли социального партнерства: развитию общественно-государственного и частно-государственного партнерства, а также партнерства в сфере трудовых отношений [8].
Заключение
При комплексном рассмотрении задач модернизации ЖКХ должны формулироваться основные цели, строиться и анализироваться как простые, так и сложные временные многопараметрические модели, разработанные на основе целей, фактического состояния отрасли и прогнозов развития экономики в стране. В этом процессе должны быть задействованы все силы общества, включая правящую политическую партию и оппозицию. Цели всегда должны быть измеримы и достижимы во времени. В ходе анализа корректируются сами цели, обозначаются пути их достижения во времени и оцениваются требуемые затраты. Далее разрабатываются планы развития отрасли, включающие законодательную поддержку, техническую модернизацию самой отрасли и смежных отраслей. В процессе реализации модели корректируются по фактическим изменениям состояния экономики и вносятся изменения в цели и планы реализации.
Научно обоснованные цели модернизации ЖКХ с учетом наиболее прогрессивного опыта Западной Европы (прежде всего Германии, имеющей наилучшие достижения в мире в данной отрасли) формулируются достаточно просто. Любая модернизация в ЖКХ должна одновременно приводить к следующим результатам в заданное время:
При детальном планировании следует уточнить модели модернизации экономики ЖКХ и принять комплексную стратегию реформы ЖКХ и смежных отраслей – строительства и строительной промышленности, энергетики и других, ряд законов и подзаконных актов, обеспечивающих нормальное развитие экономики, достижение целей и выполнение поставленных задач.
Возможные финансовые инструменты модернизации жилья в России:
Найти проекты модернизации здания с достижением требуемых параметров по энергосбережению, безопасности и комфортности
В связи со сказанным думается, что Правительству РФ и Федеральному собранию необходимо срочно:
Без сомнений только научно обоснованный подход к реформе ЖКХ, разработке ее стратегии, полная перестройка муниципальной власти и ее взаимоотношений с жителями, учитывающие реальные интересы людей и невозможные сегодня без участия президента, правительства, Федерального собрания, представителей бизнеса и науки, позволят действительно достичь стабильного развития в стране, повысят доверие граждан к власти и солидарность в обществе.
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды
социально-экономических
Критерий классификации |
Типы и виды социально-экономических процессов |
Степень управляемости |
|
Направленность распространения |
- процессы международной интеграции; - процессы международной кооперации; - процессы международного соперничества и т.д. |
Масштаб влияния на жизнедеятельность социума |
|
Структура функционального проявления |
|
Устойчивость взаимосвязей |
|
Приложение 2
Тарифы за коммунальные услуги в РФ
Приложение 3
Новые управленческие структуры в сфере ЖКХ в РФ
Приложение 4
Реформирование электроэнергетики в ФР
Информация о работе Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы