Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:17, курсовая работа
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты исследования социально-экономических процессов……………………………………………………7
Понятие и содержание социально-экономических процессов………7
Классификация социально-экономических процессов……………..16
Реформа ЖКХ в Российской Федерации как социально-экономический процесс……………………………………………….19
Реформа ЖКХ в Российской Федерации: сущность и перспективы……...26
Суть и особенности реформы ЖКХ…………………………………26
Цель и задачи реформы ЖКХ………………………………………...34
Основные направления и итоги реформы ЖКХ……………………37
Проблемы и перспективы реформы ЖКХ………………………………..42
Недостатки и проблемы реализации реформы ЖКХ………………42
Перспективы реформы в сфере ЖКХ………………………………..46
Заключение ……………………………………………………………………....52
Библиографический список……………………………………………………..56
Приложение…………………………………
Теперь население приблизилось к этим условиям, но пока не вошло в зону успеха.
А если ипотека доступна немногим, скажем, не более чем 15% населения, то она приводит к неожиданным результатам, например, к вымыванию с рынка недорогого жилья, так как строить элитные дома выгоднее, и в ипотеку, скорее, готовы вступить более состоятельные семьи.
Первоначальные взносы, сроки, проценты по кредитам – все еще не для бедных. Агентство по ипотечному кредитованию (АИЖК), основанное еще в середине 1990-х годов по образцу американской «Фэнни Мэй», только недавно стало получать средства на бюджетные гарантии – 14 млрд руб. на 2006 год. Так или иначе, в этом секторе что-то оживает. И все это имеет отношение и к рынку ЖКХ – следует ожидать его серьезного расширения, особенно после того, как идея малоэтажного жилищного строительства одобрена на высшем уровне.
Сделав вывод, необходимо заметить, что в каком-то смысле реформа ЖКХ весьма типична для России: шаг вперед, шаг назад, два – в сторону, в поисках разумных альтернатив движению к рынку.
Порой возникают идеи усилить госрегулирование, как это случилось в конце 2005 года с тарифами на ЖКХ в целях борьбы с инфляцией (явный шаг назад). Но затем выясняется: мало того что поставленная цель не достигнута, но еще возникли и обостряются другие проблемы. И приходится искать другие решения. Итак, необходимо констатировать: движение есть, но результатов нет [15].
3.1. Недостатки и проблемы реализации реформы ЖКХ
Отсутствие в Российской Федерации нормальной стратегии проведения модернизации сектора жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и смежных отраслей, особенно высветилась на фоне мирового кризиса. В первую очередь это касается выделения и затрат значительных средств из бюджета РФ и регионов.
Основная проблема заключается в отсутствии целей модернизации и путей их достижения. Отсутствие четких целей, произвольность толкований порождает политические спекуляции, фантастические затраты без ожидаемого успеха, а также безудержную коррупцию.
Результатом этого являются общественное напряжение и недовольство, очень опасные для общества, особенно при кризисе. Последствия такой реформы ЖКХ и бессистемной деятельности чиновников всех уровней для страны и общества в ближайшей перспективе катастрофичны.
В РФ принята программа замены ветхого жилья и капитальных ремонтов жилых зданий на 2008-2012 годы. Общая сумма выделяемых бюджетом средств составляет 250 млрд. рублей. Выделение денег на 95% таких ремонтов производится Фондом реформирования ЖКХ в размере до 8 млрд.руб. на каждый регион. Федеральная программа предусматривает передачу средств жителям. Здесь не рассматриваются более мелкие программы других регионов, переоснащения ТЭЦ, котельных, теплотрасс и др.
Однако в указанной программе не предусмотрены целевые показатели энергетической эффективности домов. При наличии таких показателей легко оценить результат ремонтов и эффективность вложенных средств. Во всех развитых странах это производится обязательно при новом строительстве и модернизации зданий. Модернизация предусматривает выполнение законченного комплекса работ по изменению здания, включая его архитектурный вид, модернизацию жилых помещений, инженерных систем в соответствии с параметрами, предписанными законами, в том числе определяющих качество воды и энергопотребление. Например, в Германии каждое здание должно иметь к 2009 году специальный паспорт, включающий и его энергетические параметры. В России это не предусмотрено.
Таким образом, при новом строительстве и проведении ремонтов домов в России затраты на отопление и ГВС существенно не снизятся, поскольку не предусмотрена замена старых элеваторных и других нерегулируемых систем отопления и водоснабжения домов, переоснащения, районных котельных, теплотрасс и др. объектов, установка приборов учета также не предусматривается [3]. У чиновников, ведающих этими вопросами, нет достаточных знаний и, тем более, понимания взаимосвязанности всех частей системы энергоснабжения, а обращениями к науке и практике они себя не затрудняют. Энергетическая эффективность всех работ по капитальным ремонтам будет сведена к минимуму. Жителям в квартирах регулировать тепло будет нечем. Сэкономленное тепло уйдет в другой дом или далее в открытые форточки. Поведение жителей и затраты на энергию практически не изменятся.
Несогласованность вышеперечисленных программ, их негласная разработка непрофессиональными управленцами приводит к значительным затратам бюджета и негативным социальным последствиям, прежде всего коррупции, отсутствию перспектив у большинства населения в обновлении жилья и развалу отрасли. Дальнейшая судьба ЖКХ, практически полностью зависит от муниципальных чиновников и мало зависит от жителей.
Модернизация жилищного фонда является составной частью общей стратегии модернизации экономики страны.
По жилищному кодексу РФ собственники жилья должны нести ответственность за свое имущество, включая квартиры и общедомовые территории, и выбрать способ управления своими домами. В связи с этим жителей призывают создавать ТСЖ. Эти объединения могут распоряжаться деньгами, которые идут на нужды дома, отслеживать качество работ, кроме того, им еще обещают финансовую помощь при капитальном ремонте жилья. С другой стороны, пассивность, свойственная нашим людям, всячески поддерживается местными администрациями, которые навязывают жителям "свои" управляющие компании.
Но это абсолютно незаконно: муниципалитетам сегодня принадлежат школы, больницы, детские сады, объекты социальной сферы и совсем небольшая часть квартир — неприватизированные. Жилищный фонд — не собственность муниципальных властей, они не могут им распоряжаться. Муниципалитет — такой же собственник помещений в доме, как и все остальные, он не обладает правом единолично решать вопросы управления домом. Ранее муниципальные предприятия работали в жилых домах по договору не с собственниками, а с муниципалитетами, но это время прошло.
Разумеется, муниципалитеты не хотят терять деньги, которые собственники квартир ежемесячно платят за содержание общего имущества и коммунальные услуги. Но рынок развивается, цены на услуги ЖКХ растут, люди становятся более требовательными, и надеюсь, постепенно, без революций они заставят местные власти содействовать населению.
Не секрет, что в последнее время масса ТСЖ была создана, для того, чтобы получить субсидию на проведение капитального ремонта [4]. И это хорошо. Государство отдает долги за последние 20 лет по проведению капремонтов. Провести капитальный ремонт полностью за счет государства во всех домах сегодня невозможно, но в течение четырех лет наиболее активные собственники, имеют шанс получить от государства 95% от стоимости капремонта. Собственники по закону обязаны внести свою долю – как минимум 5% стоимости ремонта. Собственникам нужно подавать заявку в муниципалитет. Процедура получения денег очень сложна и муниципалитеты препятствуют в этом независимым ТСЖ.
Проблемы собственников жилья во всех российских регионах очень похожи: навязывание властями "своих" управляющих компаний, с одной стороны – призывы объединяться в ТСЖ, а с другой – всевозможные барьеры на пути жителей к самостоятельности.
Федеральная власть, разграничив с 2004 года полномочия между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления практически самоустранилась от контроля за проведение реформы на местах. Само законодательство не дает возможностей населению обеспечивать контроль региональных и местных властей. Власть выстроила вертикаль управления, не обеспечивающую обратную связь, не позволяющую корректировать управляющие воздействия. Непонимание этих проблем подавляющим большинством представителей всех уровней власти приводит к плачевным результатам. В таком виде любая реформа обречена на провал. Можно выделить основные препятствия на пути модернизации отрасли ЖКХ:
Факты свидетельствуют об отсутствии в России государственной стратегии реформы ЖКХ и о неправильном подходе к разработке программ ее выполнения во всех регионах. Затраты на них колоссальны, а результаты плачевны. Процедуры распределения средств позволяют значительные злоупотребления и коррупцию со стороны муниципальных властей и близким к ним фирм.
3.2. Перспективы реформы в сфере ЖКХ
Устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства является составляющей социальной безопасности граждан и стабильности в стране. Жилищно-коммунальные услуги имеют для населения особое значение и являются жизненно необходимыми. От их качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своем жилище.
В связи с этим особое значение приобретает распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы" (далее - Концепция).
В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:
Только в 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало новейшего курса на реформирование жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, а именно:
Однако за довольно продолжительный период (около 20 лет) реформирования ЖКХ на рыночных основах существенных преобразований в отрасли не произошло. Об этом свидетельствуют предельный износ основных фондов, отсталые технологии, многомиллиардные долги, банкротство большинства предприятий, возрастающая аварийность, которая рассматривается уже как угроза национальной безопасности.
Бесспорно, наивысшим достижением в деле государственной поддержки реформы ЖКХ за последнее десятилетие является выделение финансовых средств из федерального бюджета беспрецедентно большого объема - 250 млрд руб. на 2008-2011 гг., однако насколько доступна и достаточна эта мера для решения проблем реформирования ЖКХ? По мнению большинства экспертов, на модернизацию и реформирование ЖКХ требуется до 10-13 трлн руб., в то время как в Программе из всех источников предусмотрено чуть более 4 трлн руб. Причем подразумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане, т. е. осуществлять реформу снова предлагается за счет населения. Такой подход представляется принципиально неверным.
Нельзя согласиться с тем, что вся программа будет посвящена исключительно собственникам многоквартирных домов. А как же остальные потребители жилищно-коммунальных услуг, в т. ч. жители небольших поселений, вся социальная инфраструктура (школы, больницы и т. п.), производственная сфера, особенно в малых городах?
Кроме того, в рассматриваемой Концепции не учтены вопросы технического регулирования, сертификации, лицензирования в жилищно-коммунальной сфере, а без их решения обеспечить качество и безопасность на жилищно-коммунальных объектах невозможно. Нет в ЖКХ и достаточных юридических условий для деятельности саморегулируемых организаций (СРО). В Концепции об этом даже не упоминается, и, по нашему мнению, здесь кроется много возможностей для злоупотреблений. Требуется принять неотложные меры по упорядочению лицензирования, сертификации и деятельности СРО в жилищно-коммунальной сфере.
Более десяти лет
обсуждаются вопросы
Планы осуществления реформы ЖКХ (2010-2020 гг.) не проработаны и необоснованно растянуты. Еще одного десятилетия реформирования ЖКХ население может не выдержать, возможно усиление социального напряжения. Следует вдвое сократить сроки и пересмотреть приоритеты, а главным источником финансирования должны быть государство, субъекты РФ, местное самоуправление, частный бизнес и только в последнюю очередь - население. Премьер-министр В.В. Путин на заседании Правительства РФ 10 марта 2010 г. отметил, что в деле модернизации и реформирования отрасли целесообразно и далее использовать принципы финансовой поддержки, осуществляемые в настоящее время через Фонд реформирования ЖКХ. Такой подход представляется наиболее оптимальным.
Информация о работе Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы