Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:17, курсовая работа
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты исследования социально-экономических процессов……………………………………………………7
Понятие и содержание социально-экономических процессов………7
Классификация социально-экономических процессов……………..16
Реформа ЖКХ в Российской Федерации как социально-экономический процесс……………………………………………….19
Реформа ЖКХ в Российской Федерации: сущность и перспективы……...26
Суть и особенности реформы ЖКХ…………………………………26
Цель и задачи реформы ЖКХ………………………………………...34
Основные направления и итоги реформы ЖКХ……………………37
Проблемы и перспективы реформы ЖКХ………………………………..42
Недостатки и проблемы реализации реформы ЖКХ………………42
Перспективы реформы в сфере ЖКХ………………………………..46
Заключение ……………………………………………………………………....52
Библиографический список……………………………………………………..56
Приложение…………………………………
Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.
С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные.
Простыми процессами следует именовать такие, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход.
Сложными процессами называются такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно имеющихся у наблюдателя и научного сообщества методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов.
Обратимые и необратимые процессы. Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), проводящими ту точку зрения, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением его свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени.
Свойство социальных
процессов подпадать под
Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные.
Краткосрочный
процесс имеет
Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и теории реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему [16]. Из этого определения четко видно, что реформа является процессом, так как несет в себе изменения в обществе.
ЖКХ - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятия в услугах обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя:
- жилищное хозяйство - жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), ремонтно-эксплуатационные организации (РЭО);
- санитарно-технические предприятия (водопровод, канализация, бани, службы по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений);
- энергетические предприятия (электростанции, электросети, газовое хозяйство, отопительные системы);
- транспортные предприятия (общественный транспорт).
К коммунальному
хозяйству также относятся
Таким образом, ЖКХ призвано создавать отвечающие современным требованиям условия проживания населения в жилых домах путем обеспечения бесперебойной работы предприятия и организаций, входящих в него, а также путем обеспечения промышленных предприятия нормальными условиями для работы.
ЖКХ - крупнейшая отрасль народного хозяйства. Коммунальные предприятия и организации отличаются большим разнообразием, но могут быть подразделены на две группы:
1. Коммунальные
предприятия и организации,
- заводы и мастерские, производящие готовую продукцию (продукция может потребляться (не сразу вслед за производством);
- водопровод, организации
газового хозяйства,
2. Коммунальные
предприятия, оказывающие
- жилищно-эксплуатационные
организации, создающие
- предприятия общественно транспорта;
- бани и прачечные;
- гостиницы;
- предприятия санитарной очистки.
Оказание услуг неотделимо от процесса производства, по времени они совпадают.
Коммунальные услуги могут быть личными, производственными и общественными.
Личные услуги оказываются только населению, носят потребительский характер, оплачиваются из доходов населения (услуги жилищного хозяйства, общественного транспорта).
Производственные услуги оказываются как населению, так и предприятиям и оплачиваются из их доходов.
Общественные услуги призваны создавать благоприятные условия для проживания в городе для работы городских предприятий, организаций и учреждений; содержание зеленых насаждений, уборка, освещение улиц. Оплачиваются услуги по налоговому принципу.
Коммунальным предприятиям присущи также следующие особенности:
- зависимость от производства, от ритма городской жизни (сезонность, суточные пики) приводит к необходимости содержать дополнительные мощности (мощность предприятий рассчитывается по максимальной потребности), а значит к снижению эффективности капитальных вложений;
- на коммунальных
предприятиях крайне
- коммунальные
предприятия предоставляют
- численность работников коммунальных предприятий определяется не столько количеством производимой продукции (как в промышленности), сколько режимом работы, количеством оборудования и рабочих мест;
- коммунальные
предприятия в большинстве
- производство
продукции и услуг
- большинство
коммунальных предприятий
- естественный монополизм большинства коммунальных предприятий.
Жилищный фонд России превышает 2,6 млрд.кв.м общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,9 кв.м общей площади. Свыше 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн.кв.м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн.кв.м (9%) - в реконструкции.
Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60%. Только за последние годы по ветхости выбыло свыше 40 млн. кв.м. В ветхом фонде продолжают проживать 2 млн. человек.
В жилищно-коммунальном хозяйстве заняты более 4,2 млн.человек, которые в 2004 г. оказали услуги на 395 млрд.рублей, в том числе населению - на 297 млрд. ЖКХ - это более 52 тысяч предприятий, каждое пятое из них - государственное или муниципальное. Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд. рублей (225-30% основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48-60%.
Коммунальная энергетика потребляет более 20% электрической и 45% тепловой энергии, производимых в России. Дефицит мощностей источников тепловой энергии составляет свыше 13 тыс./кал/час.
Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом 25% ее теряется, а более 40% не соответствует требованиям санитарного надзора. Дефицит мощностей водопроводов превышает 10 млн.куб.м, или 15% всех установленных.
По данным Госстроя, физический износ водопроводных сетей достиг 54,2%, объектов теплоснабжения - 56,7, электроснабжения - 68, а в целом инженерных коммуникаций - 60%. Срочной модернизации требует 7% тепловых сетей и 16% водопроводных. Суммарные потери в тепловых сетях, в том числе из-за износа труб, достигают 30% произведенной тепловой энергии в год.
Количество аварий на 100 км инженерных сетей увеличилось с 15-20 в начале 2000-х годов до 70 на сетях теплоснабжения и канализации и до 200 аварий в сетях теплоснабжения (в Европе - в среднем 3). В одних областях трубы лопаются из-за изношенности, в других - еще по причине отключения тепла. В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах ЖКХ.
В городах через коммунальные системы канализации очищается до установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей канализационных сетей составляет 9 млн.куб.м в сутки (16,5%), капитального ремонта требуют 17% сетей, а денег на эти цели практически не выделятся.
По оценкам Госстроя, обнародованным в начале 2003 г., на модернизацию сетевого тепло- и водоснабжения требуется 136 млрд.руб., генерирующих мощностей - около 162,7 млрд., водоснабжения и канализации - 135 млрд.
Упадок отрасли
спровоцирован нехваткой
Планово-распределительные отношения в жилищной сфере дискредитировали себя еще в те времена. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с ростом подавленной инфляции и политикой удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию.
ЖКХ было и остается самым разорительным иждивенцем страны. На дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 1997 г. уходило 1,1-1,3% ВВП, в 2002 г. - 3-4%, в 2004 - 6%, в 2006 - 7%, что превысило совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более на образование и здравоохранение. Из 297 млрд. (40%) оплатили граждане, 117,5 млрд. (39,5%) было компенсировано дотациями, поступающими из бюджетов разных уровней. Из-за отсрочек платежей и задержек зарплат бюджеты не доплатили примерно 61 млрд. рублей (20,5%). Отрасль задолжала 245 млрд. рублей, при этом ей должны потребители 168 млрд. Большинство объектов ЖКХ находится на грани банкротства.
На дотирование ЖКХ уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная доля бюджетов субъектов Федерации. Это ведет к тому, что иногда строить жилье городам не выгодно, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций, что способствует обострению бюджетного кризиса.
Наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных) в данную сферу продолжает оставаться население, хотя свыше 40% граждан числятся в должниках. Вокруг возможностей и направлений укрепления этого источника многие годы ведутся бурные споры, предлагаются те или иные варианты жилищно-коммунальной реформы [9].
Все проблемы жилищно-коммунального
хозяйства можно структурироват
- государственный аспект: убыточность функционирования отрасли для государства, необходимость осуществления значительных дотаций из федерального и местных бюджетов, составляющих 7-10% от ВВП страны;
- социальный аспект: рост тарифов без учета динамики доходов населения и как следствие снижение жизненного уровня населения и рост неплатежей; изношенность жилищного фонда и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства; низкий уровень обеспеченности населения жильем, доступности приобретения жилья и условий проживания;
- отраслевой аспект: неэффективность функционирования самой отрасли, необоснованно завышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, аварийность жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; слабо выраженные рыночные механизмы при оказании коммунальных услуг населению.
Информация о работе Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы