Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты исследования социально-экономических процессов……………………………………………………7
Понятие и содержание социально-экономических процессов………7
Классификация социально-экономических процессов……………..16
Реформа ЖКХ в Российской Федерации как социально-экономический процесс……………………………………………….19
Реформа ЖКХ в Российской Федерации: сущность и перспективы……...26
Суть и особенности реформы ЖКХ…………………………………26
Цель и задачи реформы ЖКХ………………………………………...34
Основные направления и итоги реформы ЖКХ……………………37
Проблемы и перспективы реформы ЖКХ………………………………..42
Недостатки и проблемы реализации реформы ЖКХ………………42
Перспективы реформы в сфере ЖКХ………………………………..46
Заключение ……………………………………………………………………....52
Библиографический список……………………………………………………..56
Приложение…………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_ISEPP_novaya.doc

— 513.50 Кб (Скачать)

Неконтролируемые  процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.

С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует  подразделять на простые и сложные.

Простыми процессами следует именовать такие, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход.

Сложными процессами называются такие изменения в  обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно имеющихся  у наблюдателя и научного сообщества методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов.

Обратимые и необратимые процессы. Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), проводящими ту точку зрения, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением его свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени.

Свойство социальных процессов подпадать под воздействие  внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных изменить его вектор или не заинтересованных в этом.

Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные.

Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, которые отводят процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на такой период. Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность среднесрочного процесса варьируется от одного года до пяти лет, в зависимости от целей инициаторов процесса и состава его участников. Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев [12, С.16-19].

      1. Реформа ЖКХ в Российской Федерации как социально-экономический процесс

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и теории реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему [16]. Из этого определения четко видно, что реформа является процессом, так как несет в себе изменения в обществе.

ЖКХ - это самостоятельная  сфера в системе народного  хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятия в услугах обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя:

- жилищное хозяйство - жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), ремонтно-эксплуатационные организации (РЭО);

- санитарно-технические  предприятия (водопровод, канализация, бани, службы по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений);

- энергетические  предприятия (электростанции, электросети,  газовое хозяйство, отопительные системы);

- транспортные  предприятия (общественный транспорт).

К коммунальному  хозяйству также относятся сооружения внешнего благоустройства: дороги, мосты, эстакады, уличное освещение, зеленые  насаждения, архитектура малых форм, кладбища.

Таким образом, ЖКХ призвано создавать отвечающие современным требованиям условия проживания населения в жилых домах путем обеспечения бесперебойной работы предприятия и организаций, входящих в него, а также путем обеспечения промышленных предприятия нормальными условиями для работы.

ЖКХ - крупнейшая отрасль народного хозяйства. Коммунальные предприятия и организации отличаются большим разнообразием, но могут быть подразделены на две группы:

1. Коммунальные  предприятия и организации, производящие  материальную продукцию:

- заводы и  мастерские, производящие готовую продукцию (продукция может потребляться (не сразу вслед за производством);

- водопровод, организации  газового хозяйства, электростанции  и электросети, котельные и теплосети (производство и потребление совпадают по времени либо следуют непосредственно друг за другом).

2. Коммунальные  предприятия, оказывающие услуги:

- жилищно-эксплуатационные  организации, создающие благоприятные  условия для проживания в жилых домах;

- предприятия  общественно транспорта;

- бани и прачечные;

- гостиницы;

- предприятия  санитарной очистки.

Оказание услуг  неотделимо от процесса производства, по времени они совпадают.

Коммунальные  услуги могут быть личными, производственными и общественными.

Личные услуги оказываются только населению, носят  потребительский характер, оплачиваются из доходов населения (услуги жилищного хозяйства, общественного транспорта).

Производственные  услуги оказываются как населению, так и предприятиям и оплачиваются из их доходов.

Общественные  услуги призваны создавать благоприятные условия для проживания в городе для работы городских предприятий, организаций и учреждений; содержание зеленых насаждений, уборка, освещение улиц. Оплачиваются услуги по налоговому принципу.

Коммунальным  предприятиям присущи также следующие  особенности:

- зависимость от производства, от ритма городской жизни (сезонность, суточные пики) приводит к необходимости содержать дополнительные мощности (мощность предприятий рассчитывается по максимальной потребности), а значит к снижению эффективности капитальных вложений;

- на коммунальных  предприятиях крайне нежелательно  невыполнение производственной программы по выпуску продукции или оказанию услуг, что требует установки резервного оборудования. Это, в свою очередь, ведет к снижению эффективности капиталовложений и показателей работы предприятий;

- коммунальные  предприятия предоставляют свою  продукцию (услуги) непосредственно, минуя сбытовые и торговые организации. Для обеспечения доставки продукции потребителям создается разветвленное сетевое хозяйство;

- численность работников коммунальных предприятий определяется не столько количеством производимой продукции (как в промышленности), сколько режимом работы, количеством оборудования и рабочих мест;

- коммунальные  предприятия в большинстве своем  не потребляют сырья и основных материалов при производстве продукции (услуг), а используют в значительных количествах вспомогательные материалы (топливо, ГСМ, химикаты);

- производство  продукции и услуг осуществляется  в течение короткого времени,  и вследствие этого большинство коммунальных предприятий не имеет незавершенного производства;

- большинство  коммунальных предприятий производит  однородную продукцию. Это упрощает планирование, учет и анализ их производственной деятельности, а также расчет себестоимости их продукции;

- естественный монополизм большинства коммунальных предприятий.

Жилищный фонд России превышает 2,6 млрд.кв.м общей  площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,9 кв.м общей площади. Свыше 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн.кв.м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн.кв.м (9%) - в реконструкции.

Из года в  год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60%. Только за последние годы по ветхости выбыло свыше 40 млн. кв.м. В ветхом фонде продолжают проживать 2 млн. человек.

В жилищно-коммунальном хозяйстве заняты более 4,2 млн.человек, которые в 2004 г. оказали услуги на 395 млрд.рублей, в том числе населению - на 297 млрд. ЖКХ - это более 52 тысяч предприятий, каждое пятое из них - государственное или муниципальное. Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд. рублей (225-30% основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48-60%.

Коммунальная  энергетика потребляет более 20% электрической  и 45% тепловой энергии, производимых в России. Дефицит мощностей источников тепловой энергии составляет свыше 13 тыс./кал/час.

Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом 25% ее теряется, а более 40% не соответствует требованиям санитарного надзора. Дефицит мощностей водопроводов превышает 10 млн.куб.м, или 15% всех установленных.

По данным Госстроя, физический износ водопроводных сетей достиг 54,2%, объектов теплоснабжения - 56,7, электроснабжения - 68, а в целом инженерных коммуникаций - 60%. Срочной модернизации требует 7% тепловых сетей и 16% водопроводных. Суммарные потери в тепловых сетях, в том числе из-за износа труб, достигают 30% произведенной тепловой энергии в год.

Количество  аварий на 100 км инженерных сетей увеличилось с 15-20 в начале 2000-х годов до 70 на сетях теплоснабжения и канализации и до 200 аварий в сетях теплоснабжения (в Европе - в среднем 3). В одних областях трубы лопаются из-за изношенности, в других - еще по причине отключения тепла. В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах ЖКХ.

В городах через  коммунальные системы канализации очищается до установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей канализационных сетей составляет 9 млн.куб.м в сутки (16,5%), капитального ремонта требуют 17% сетей, а денег на эти цели практически не выделятся.

По оценкам  Госстроя, обнародованным в начале 2003 г., на модернизацию сетевого тепло- и водоснабжения требуется 136 млрд.руб., генерирующих мощностей - около 162,7 млрд., водоснабжения и канализации - 135 млрд.

Упадок отрасли  спровоцирован нехваткой средств, плохой ее организацией и устаревшей структурой.

Планово-распределительные  отношения в жилищной сфере дискредитировали себя еще в те времена. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с ростом подавленной инфляции и политикой удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию.

ЖКХ было и остается самым разорительным иждивенцем страны. На дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 1997 г. уходило 1,1-1,3% ВВП, в 2002 г. - 3-4%, в 2004 - 6%, в 2006 - 7%, что превысило совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более на образование и здравоохранение. Из 297 млрд. (40%) оплатили граждане, 117,5 млрд. (39,5%) было компенсировано дотациями, поступающими из бюджетов разных уровней. Из-за отсрочек платежей и задержек зарплат бюджеты не доплатили примерно 61 млрд. рублей (20,5%). Отрасль задолжала 245 млрд. рублей, при этом ей должны потребители 168 млрд. Большинство объектов ЖКХ находится на грани банкротства.

На дотирование  ЖКХ уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная доля бюджетов субъектов Федерации. Это ведет к тому, что иногда строить жилье городам не выгодно, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций, что способствует обострению бюджетного кризиса.

Наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных) в данную сферу продолжает оставаться население, хотя свыше 40% граждан числятся в должниках. Вокруг возможностей и направлений укрепления этого источника многие годы ведутся бурные споры, предлагаются те или иные варианты жилищно-коммунальной реформы [9].

Все проблемы жилищно-коммунального  хозяйства можно структурировать по трем основным аспектам:

- государственный  аспект: убыточность функционирования отрасли для государства, необходимость осуществления значительных дотаций из федерального и местных бюджетов, составляющих 7-10% от ВВП страны;

- социальный  аспект: рост тарифов без учета  динамики доходов населения и как следствие снижение жизненного уровня населения и рост неплатежей; изношенность жилищного фонда и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства; низкий уровень обеспеченности населения жильем, доступности приобретения жилья и условий проживания;

- отраслевой  аспект: неэффективность функционирования самой отрасли, необоснованно завышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, аварийность жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; слабо выраженные рыночные механизмы при оказании коммунальных услуг населению.

Информация о работе Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы