Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:17, курсовая работа
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты исследования социально-экономических процессов……………………………………………………7
Понятие и содержание социально-экономических процессов………7
Классификация социально-экономических процессов……………..16
Реформа ЖКХ в Российской Федерации как социально-экономический процесс……………………………………………….19
Реформа ЖКХ в Российской Федерации: сущность и перспективы……...26
Суть и особенности реформы ЖКХ…………………………………26
Цель и задачи реформы ЖКХ………………………………………...34
Основные направления и итоги реформы ЖКХ……………………37
Проблемы и перспективы реформы ЖКХ………………………………..42
Недостатки и проблемы реализации реформы ЖКХ………………42
Перспективы реформы в сфере ЖКХ………………………………..46
Заключение ……………………………………………………………………....52
Библиографический список……………………………………………………..56
Приложение…………………………………
Таким образом, на первый план выходит проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Реформа должна включать не только изменения тарифной политики для населения, но и структурную перестройку отрасли, изменение отношений между участниками взаимодействия по поводу жилищно-коммунального хозяйства. Ниже приведен анализ проводимой в настоящее время реформы жилищно-коммунального хозяйства.
перспективы
Общее направление социальных реформ в России – сокращение производства социально значимых благ как общественных, перевод основной массы социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. в категорию коммерческих.
По сути, государство снимает с себя обязательства по обеспечению развития социальной сферы как общезначимой и общедоступной. Права человека в области социальной сферы жестко привязываются к его платежеспособности. Государство берет на себя лишь некоторые обязательства по поддержке малообеспеченных слоев населения.
Остановимся на содержании самой реформы ЖКХ. Ключевым нововведением, узаконенным Жилищным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 22 декабря 2004 года, является отказ государства от обязательств по обеспечению граждан жильем и перенос бремени содержания жилья на его собственников. Для малообеспеченных слоев населения государство предлагает договор социального найма [2]. Вместе с тем предполагается приватизация всей сферы жилищно-коммунального хозяйства и перевод всех отношений в ней на рыночные основания. Государство оставляет за собой обязанность правового регулирования жилищного строительства, рынка жилья и коммунальных услуг. Закономерным следствием такого решения стало повышение тарифов на коммунальные услуги (прил. 2). Существование естественной монополии в сфере ЖКХ не может отменить никакое законодательство, это связано с объективными экономическими законами, как и то, что отмена или просто ослабление государственного контроля над естественной монополией, так же как и ее расчленение, приводит к неизбежному повышению цен на продукцию монополии. При этом новое жилищное законодательство прямо не оговаривает, что государство берет под свой контроль основных производителей коммунальных услуг, не предлагает механизмов контроля их качества. Антимонопольное законодательство также не применяется, не работает.
Кроме этих общих моментов есть ряд особых обстоятельств, которые делают реформу ЖКХ в России особенно болезненной и даже губительной для ее населения. Прежде всего, необходимо отметить состояние тех материальных объектов, содержание которых теперь ложится на плечи населения. Уровень износа коммунальной инфраструктуры в среднем составляет 60%. Ветхий и аварийный жилой фонд (с износом более 70%) составляет около 3% всего жилищного фонда. Около 40 млн. граждан (более 25% населения РФ) проживают в неблагоустроенных квартирах. Теперь люди получают в свою полную собственность не только дома и квартиры, но и все проблемы, связанные с предыдущей их варварской эксплуатацией. Например, приватизируются квартиры в домах, которые эксплуатировались 25 – 40 лет без должного ремонта. Граждане вынуждены оплачивать потери воды и тепла, неизбежные при существующем плохом состоянии сетей, и которые повсеместно превышают нормативы.
Около 25 лет ЖКХ в России никто серьезно не занимался, в нем накопились проблемы, требующие комплексного, системного решения. Проводимая реформа как раз уничтожает саму возможность такого решения. По замыслу реформы управление жилищно-коммунальной сферой децентрализуется, возникают новые формы управления, которые формально предоставляют людям право распоряжаться принадлежащим им жильем. Однако чрезмерная централизация руководства ЖКХ препятствовала развитию каких либо форм самоуправления, у людей не накопился социальный опыт контроля и самодеятельности в этой сфере.
Реформирование управления ЖКХ на деле оборачивается появлением дополнительных управленческих звеньев, точно также не контролируемых населением (прил. 3). В свою очередь, новые управленческие структуры – товарищества собственников жилья, частные управляющие компании, так же как и прежние муниципальные управляющие предприятия, являются заложниками естественных монополистов – поставщиков коммунальных услуг – и региональных властей. Они объективно не могут способствовать снижению тарифов или справиться с глобальными проблемами коммунальных сетей, без решения которых локальные трудности преодолеваются только на время.
Реформой предусмотрена также возможность выкупа жилья органами местного самоуправления, допускается свободная коммерческая застройка в городах на рыночных условиях. Эти положения в условиях российской коррупции и бесконтрольности власти приводят к массовым нарушениям прав людей на жилье, к разрушению исторического облика и социальной инфраструктуры городов. Органы местной власти попросту приватизируют жилищно-коммунальное хозяйство, пользуясь рыночными механизмами для прибыльной реализации особенно привлекательных объектов муниципальной недвижимости. Обычным становится продажа зданий школ, детских садов, поликлиник коммерческим структурам, уничтожение скверов и парков для коммерческой застройки и т.д.
Повышение коммунальных тарифов, рост цен на жилье, приватизация объектов социальной сферы и ведомственного жилья отрицательно сказываются на уровне и качестве жизни людей, именно поэтому протест против реформы ЖКХ органически включается во все формы социальных выступлений.
В результате постоянного столкновения с негативной реакцией населения на проводимую реформу ЖКХ деятельность государства в сфере социальных реформ выглядит непоследовательной, отдельные инициативы представляются случайными, общая картина фрагментируется, что затрудняет понимание перспективы для большинства населения. Однако эта видимая непоследовательность не означает отсутствия весьма отчетливой стратегической цели – смены самой модели социальной политики, что связана с сокращением общедоступных социальных благ, с пересмотром самого понятия социальных прав населения. То, что стратегия не меняется, подтверждается, например, тем, что, несмотря на болезненное восприятие отдельных инициатив власти в области жилищной реформы и протестные выступления, жилищный кодекс был принят, приватизация социально-значимых объектов в городах осуществлена и осуществляется [11].
Реформа ЖКХ затрагивает каждый субъект Российской Федерации, коснулась она и Кировской области. Жилищный фонд области составляет 30,6 млн. кв.м. общей площади, в том числе:
Жилищный фонд области располагается в 227 320 жилых зданиях, в том числе 156 748 – одноквартирные и 70 527 тыс. – многоквартирные жилые дома. В среднем на одного жителя области приходится 22,8 кв. м. общей площади жилья. 86,2% жилых домов построены в деревянном исполнении, 10,9 % - в каменном и кирпичном исполнении и 2,9 % в смешанном. Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет в области 2 147,6 тыс.кв.м, или 7% от общего жилищного фонда.
Весь жилищный фонд области оборудован различными видами благоустройства в среднем на 63 процента. Из них оборудовано водопроводом – 77,4 %, канализацией – 56,9 %, газом – 76,7 центральным отоплением – 57,3 %, горячим водоснабжением – 47,6%.
За 2008-2010 годы капитально отремонтировано 5 360 тыс.кв.м площади многоквартирных жилых домов.
Жилищный фонд и объекты социальной инфраструктуры отапливают 4 ТЭЦ и 1614 котельных, из которых 973 - муниципальные.
Основой областной
финансовой поддержки жилищно-
Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли области связаны с реализацией данной программы.
Важным направлением в программе является модернизация и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса. Модернизация объектов предусматривается с применением энергосберегающего оборудования, материалов и технологий на основе первоначально проведенного энергетического обследования.
На реализацию данной программы в 2009 году было предусмотрено 471717,817 тыс.рублей., в том числе:
- областной бюджет – 178139 тыс.рублей;
- федеральный бюджет – 45000 тыс.рублей;
- софинансирование муниципальных бюджетов – 41847,817 тыс.рублей;
- кредитные ресурсы под государственные гарантии Кировской области – 100 000 тыс.рублей;
- внебюджетные источники – 106 731,0 тыс.рублей.
По состоянию на 01.01.2010 из всех источников финансирования освоено 390266,002 тыс.рублей.
Реализация мероприятий позволила:
1. Привести в
соответствие с нормативно-
2. Заменить 17 котлов
различной мощности, выработавшие
свой ресурс на более
3. Заменить и отремонтировать более 50 единиц технологического оборудования;
4. Заменить и отремонтировать более 25 км тепловых и водопроводных сетей с применением усовершенствованных материалов - увеличивающих срок эксплуатации, обеспечивающих надежность и безаварийность;
5. Перевести
4 котельные на местные и
6. Провести объемные работы по строительству и реконструкции ряда важнейших объектов, функционирование которых обеспечит повышение качества предоставляемых коммунальных услуг населению и снизит их себестоимость:
- строительство и реконструкция котельных: г.Луза, г. Яранск, пгт Маромица Опаринский район, пгт Демьяново Подосиновский район;
- строительство
систем водоснабжения: г.Киров,
7. Обеспечить
техническую готовность всего
жилищно-коммунального
Ожидаемый экономический эффект от выполненных мероприятий составит 34,376 млн.рублей.
На реализацию программы в 2010 году из бюджетов всех уровней было предусмотрено 1 127 150 тыс. рублей, в том числе:
- областной
бюджет - 855 200 тыс.рублей, из них 691
200 тыс. рублей на предоставление
субсидий местным бюджетам на
развитие газификации
- федеральный бюджет - 34 600 тыс. рублей;
- муниципальные бюджеты - 28 308 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 129 042 тыс. рублей;
- государственные гарантии Кировской области - 80 000 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2011 из всех источников финансирования освоено 1078 877, 517 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 850 322,848 тыс.рублей или 99,4 %;
- федеральный бюджет - 34 600 тыс.рублей или 100%;
- софинансирование муниципальных бюджетов - 39 369,689 тыс.рублей или 139 %;
- внебюджетные источники - 129 042 тыс. рублей или 100 %;
- государственные
гарантии Кировской области -
25 542,98 тыс. рублей или 31,9 % (низкий
процент использования
В результате реализации мероприятий Программы удалось достигнуть следующих результатов:
1. Разработана
необходимая нормативная база
по реформированию жилищно-
2. Увеличилась
доля организаций,
3. Проведена
работа по модернизации и
Модернизация
объектов предусматривалась с
3.1. Привести
в соответствие с нормативно-
3.2. Заменить 33 котла различной мощности, выработавшие свой ресурс на более экономичные с максимальным для каждого вида топлива коэффициентом полезного действия;
3.3. Заменить и отремонтировать более 150 единиц технологического оборудования;
3.4. Заменить
и отремонтировать 27,192 км тепловых
и водопроводных сетей с
3.5. Перевести
9 котельных на местные и
3.6. Провести
объемные работы по
- завершено строительство котельной в г. Луза, что позволило отказаться от услуг теплоснабжения, оказываемой местным лесоперерабатывающим предприятием;
- проведена модернизация в котельных в Афанасьевском, Верхнекамском, Верхошижемском, Кирово-Чепецком, Куменском, Котельничском, Лузском, Нагорском, Опаринском, Орловском, Свечинском, Советском, Уржумском, Шабалинском, Фаленском и Яранском районах.
Информация о работе Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы