Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:17, курсовая работа
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты исследования социально-экономических процессов……………………………………………………7
Понятие и содержание социально-экономических процессов………7
Классификация социально-экономических процессов……………..16
Реформа ЖКХ в Российской Федерации как социально-экономический процесс……………………………………………….19
Реформа ЖКХ в Российской Федерации: сущность и перспективы……...26
Суть и особенности реформы ЖКХ…………………………………26
Цель и задачи реформы ЖКХ………………………………………...34
Основные направления и итоги реформы ЖКХ……………………37
Проблемы и перспективы реформы ЖКХ………………………………..42
Недостатки и проблемы реализации реформы ЖКХ………………42
Перспективы реформы в сфере ЖКХ………………………………..46
Заключение ……………………………………………………………………....52
Библиографический список……………………………………………………..56
Приложение…………………………………
3.7. Выполнить
ряд работ на объекте: «
- ввести в
эксплуатацию реагентное
- продолжить
строительно-монтажные работы
- в сентябре
2010 года начаты работы по
3.8. Обеспечить
техническую готовность всего
жилищно-коммунального
Ожидаемый экономический эффект от выполненных мероприятий по модернизации и техническому переоснащению ЖКК составит 40,145 млн. рублей [17].
Основные цели реформирования ЖКХ России:
– обеспечение населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;
– снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
– смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья, и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
– переход отрасли на самоокупаемость.
Основные способы достижения указанных целей:
– совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
– переход
на договорные отношения,
– совершенствование
системы оплаты жилья и
– совершенствование
системы социальной защиты
Реформа ЖКХ предполагает:
– переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрестного субсидирования;
– увеличение
тарифов на жилищно-
Защита населения
при переходе на рыночные
– сдерживания
развития программы
– необоснованного снижения качества услуг по сравнению с тем, которое предусмотрено договорами найма;
– введения
неоправданно высокого уровня
ставок на оплату жилья,
Реформа
ЖКХ носит комплексный, крупном
– создать
и усовершенствовать
– совершенствовать
тарифную политику на жилищно-
– повысить
инвестиционную
– сократить
бюджетное дотирование отрасли
и использовать высвобождающиес
– повысить
долю внебюджетного
Важнейшей задачей государства являются координация основных мероприятий реформы ЖКХ с другими проводимыми реформами и обеспечение согласованности действий на федеральном, региональном и местном уровнях. Успех реформирования во многом будет определяться тем, насколько полноценно будут финансово обеспечены расходные обязательства по поддержке ЖКХ, которые передаются на муниципальный уровень. Органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление этим имуществом. Для этого они должны нанимать такие управляющие компании (муниципальные предприятия или организации другой формы собственности), которые будут самостоятельны в принятии управленческих решений при контроле со стороны собственника; стимулировать создание объединений собственников жилья. При формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКХ целесообразно, чтобы со стороны заказчика услуг выступали совместно управляющая компания и администрация муниципального образования. В этом случае управляющая компания будет нести ответственность в пределах платежей населения, а администрация МО - в пределах сумм бюджетного дотирования предоставляемых услуг. Главное - найти паритет интересов муниципалитета, инвестора и населения. Одним из возможных стимулов создания объединений жильцов было бы введение механизма адресной помощи объединениям собственников. В настоящее время, декларируемое равенство прав на финансовую поддержку граждан, входящих в ТСЖ, и остальной части населения не реализуется, что ведет к возникновению задолженности ТСЖ перед коммунальными службами. Должны быть созданы механизмы, которые обеспечат профессиональное конкурентное управление жилищным фондом. При этом собственник (в том числе муниципалитет) или их объединение (товарищество собственников жилья) будет выбирать ту управляющую компанию, которая в пределах заданных ей финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание здания и предоставление жилищно-коммунальных услуг. Решать эти задачи такая управляющая компания может через заключение договоров с другими организациями, а также собственными силами. Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования. Процедуры тарифного регулирования должны работать на развитие механизмов партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения. Важная задача - стимулирование через договорные отношения перехода на приборный учет потребляемых ресурсов, на возможность потребителем регулировать объем потребления (например, теплоносителя) и на оплату по фактическому потреблению ресурсов.
Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации:
Основным проводником реформы стала созданная по решению Правительства РФ 21 июля 2007 г. государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно Жилищному Кодексу с 1 марта 2005 г. и Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» многоквартирный дом - это коллективная собственность собственников помещений в нем. Таким образом, владельцы квартир владеют еще и домом в целом, несут ответственность за его состоянием и обязаны своевременно обеспечивать проведение капитального ремонта. Для этого Жилищный кодекс наделил собственников широким спектром прав. Однако в ходе приватизации дома передавались гражданам в ветхом виде. На ремонт требуются значительные средства, которых у собственников нет. Кроме того, у собственников нет навыков управления домом.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства занимается предоставлением регионам средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение аварийного жилья на особых условиях, выполнение которых влечет собой формирование института собственника, обновление жилого фонда, привлечение в отрасль частного бизнеса и в конечном итоге реализует реформу жилищно-коммунального хозяйства.
В процессе внедрения в систему ЖКХ России рыночных механизмов производится постепенный переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что в среднем по Российской Федерации влечет увеличение расходов населения примерно на 20—25 %. При этом для защиты малоимущих граждан сохраняется система социальной защиты в виде компенсационных выплат.
Принятый в конце 2004 года новый Жилищный кодекс в пакете из 27 законов решил многие проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства: правовая база стала больше соответствовать требованиям рыночной экономики; создана компания РКС («Российские коммунальные системы»), что ознаменовало начало движения бизнеса в сферу ЖКХ; произошли заметные подвижки в развитии ипотеки – это касается рынка жилищного строительства; был принят национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Итак, подводя итоги реформы в сфере ЖКХ, видны следующие изменения.
Во-первых, новый Жилищный кодекс законодательно зафиксировал, прежде всего, выход из ловушки, созданной некомплексной приватизацией жилья в 1991 г.: было однозначно признано, что собственник несет ответственность за состояние и эксплуатацию жилого фонда, включая системы коллективного пользования, а также капитальный ремонт. Гражданам предлагался обязательный выбор из трех форм: 1) ТСЖ как некоммерческая организация; 2) управляющая компания; 3) сами собственники. В противном случае решение должно было приниматься муниципалитетом (что, по-видимому, означало сохранение нынешнего порядка). Установлен срок окончания бесплатной приватизации – 1 января 2007 года. Тем не менее, это заметный шаг к прояснению отношений собственности, окончательный отход от советской системы квартиропользования. Определены нормы предоставления социального жилья, хотя еще предстоит установить критерии выделения малоимущих.
Другими словами, правовая база ЖКХ обрела вполне рыночный характер. Правда, правовая норма и реальность в России всегда разделены немалым расстоянием.
Во-вторых, бизнес действительно пошел в ЖКХ, причем не только «ручной», подконтрольный муниципальным властям. РКС учреждена РАО ЕЭС во многом потому, что А. Чубайс понял: реформа электроэнергетики наткнется на непреодолимый барьер именно со стороны ЖКХ, если этот сектор останется в его нынешнем виде (прил. 4). Он заявил, что уровень тарифов уже достаточно высок для того, чтобы сделать бизнес рентабельным; необходимо только навести порядок. Тем не менее, появление крупной межрегиональной компании все же делает бизнес более независимым от местных властей.
В-третьих, развитие ипотеки – это событие на рынке жилищного строительства. Идея была в ходу давно. В1996 г. Было выдвинуто предложение принять федеральную программу «Свой дом» – строительства семейных домов экономкласса на ипотечные кредиты. Однако, кредитованию мешала высокая инфляция. Тогда же ипотеку в Москве пытался внедрить Ю. Лужков, но его попытки вылились в крупные расходы для московского правительства. Условий для ипотеки еще не было: они появляются лишь когда есть возможность вложить первоначальный капитал в большой проект с длинным сроком окупаемости и когда процент по кредиту становится посильным для массового заемщика.
Информация о работе Социально-экономические реформы в Российской Федерации: сущность и перспективы