Социально-экономические и культурные права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст.ст.34 - 44 Конституции РФ). Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.

Оглавление

Введение…....................................................................................…...3

Экономические, социальные и культурные права:

Право на экономическую деятельность..................................................5
Право частной собственности..............................................................8
Трудовые права и свободы...........................…......................................13
Защита материнства, детства и семьи................................................15
Право на социальное обеспечение.....................................…...................17
Право на жилище.....................................................................….........19
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь...................................21
Право на благоприятную окружающую среду...................................…...24
Право на образование...................................................................….….26
Свобода творчества......................................................................…..28
Право на участие в культурной жизни.................................................29

2. Заключение……………………………………………………………………..…………………..31

3. Литература...…….……......................................................................32

Файлы: 1 файл

KURSOV~1.DOC

— 191.50 Кб (Скачать)

В случае нарушения  прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

* * *

 

 

 

 

 

Право на благоприятную окружающую среду.

 

 Право граждан на  благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

    Право граждан  на благоприятную среду обитания  обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

    Нормативы предельно  допустимых вредных воздействий,  как и методы их определения,  утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.

   Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.

   Единая  система внебюджетных государственных  экологических фондов объединяет  Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

   Граждане  обладают широкими полномочиями  для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

   За экологические  правонарушения, т.е. за виновные  противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

   Экологические  общественные объединения граждан  могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации.

   Согласно  ст.13 Закона РФ об охране окружающей  среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

   Должностные  лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы).

   В полном  объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией.

    При  определении ущерба имущества  учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия.

    Возмещение  вреда здоровью граждан производиться  на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств  взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

   Предприятия,  деятельность которых связана  с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК.

  Юридические  и физические лица вправе предъявлять  исковые требования в суд или  арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

* * *

 

Право на образование.

 

   Образование  - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

   Закрепляя  право на образование, Конституция  Российской Федерации (статья 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально - экономических условий для получения образования.

  Под системой  образования понимается совокупность:

     · сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

     · системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

     · системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

    Гарантируется  также бесплатность высшего образования.  Однако конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

    Как  и в большинстве развитых стран,  основное общее образование является в России обязательным. Однако это обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.

   В последние  годы в стране децентрализовано управление государственными учебными заведениями, ослаблен государственный контроль и укрепляется самоуправление. Появилось много частных учебных заведений. Однако государство сохраняет важную функцию: оно устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, т. е. обязательные требования к учебным планам и программам, качеству подготовки обучающихся. Соблюдение этих требовании, носящих только минимальный характер, является важной гарантией права на образование, которое имеет смысл только тогда, когда оно является качественным.

   Основные  принципы организации системы  образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателе, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования.

   Регулирование  отношений в области высшего  и послевузовского профессионального образования, а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г.

  Государственные  образовательные стандарты являются  основой оценки уровня образования  и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

* * *

 

 

 

Свобода творчества.

 

   Эта свобода  гарантируется каждому, кто занимается  творческим трудом (ч.1 ст.44 Конституции Российской Федерации). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.)  на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульпторы, а также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами.

   Закрепление  этой свободы в Конституции  означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим  условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

    Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержаться в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых в 1992 году. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования это свободы  во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны,  насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая «культурная» деятельность может быть запрещена в судебном порядке, я авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

     Право  граждан, вытекающие из свободы  творчества, закрепляются также в Законе Российской Федерации об авторском праве и смежных правах (1993 год), в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии в РФ от 22 августа 19996 года и в ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политики» от 23 августа 1996 года. Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

Информация о работе Социально-экономические и культурные права граждан