Социально-экономические и культурные права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст.ст.34 - 44 Конституции РФ). Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.

Оглавление

Введение…....................................................................................…...3

Экономические, социальные и культурные права:

Право на экономическую деятельность..................................................5
Право частной собственности..............................................................8
Трудовые права и свободы...........................…......................................13
Защита материнства, детства и семьи................................................15
Право на социальное обеспечение.....................................…...................17
Право на жилище.....................................................................….........19
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь...................................21
Право на благоприятную окружающую среду...................................…...24
Право на образование...................................................................….….26
Свобода творчества......................................................................…..28
Право на участие в культурной жизни.................................................29

2. Заключение……………………………………………………………………..…………………..31

3. Литература...…….……......................................................................32

Файлы: 1 файл

KURSOV~1.DOC

— 191.50 Кб (Скачать)

     В  Российской Федерации в настоящее  время действует ряд законов  затрагивающих социальное обеспечение, например это Закон РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей от 12 февраля 1993 г., Закон о пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, от 21 мая 1993 г. и др.

    Государственные  пенсии для отдельных категорий  граждан установлены также Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Пенсионное  законодательство  весьма  детализировано. Его  основным  актом  является Закон РСФСР   о  государственных  пенсиях   в  РСФСР  от  20 ноября  1990 года (с дополнениями). Он  устанавливает  два  основных  вида  пенсий: трудовые (связанные  с  наличием  определенного  стажа  работы) и  социальные (назначаемые  престарелым и  нетрудоспособным  при  отсутствии  права  на  трудовую  пенсию).

   Право   на  пенсию  по  любому  основанию - это  конституционное  право  и  оно  не  подлежит  произвольному  ограничению  даже  через  федеральный  закон, поскольку  невозможно  себе  представить, чтобы  какое-либо  ограничение  этого  права  соответствовало  основаниям, перечисленным  в ч.3 ст.55 Конституции. Этим  правом  обладают  все граждане, в том числе и осужденные  по приговору суда. Между тем закон длительное время лишал права на пенсию эту категорию лиц.

   Специальные  виды пенсии (военнослужащих и  др.) устанавливаются рядом законов. Несколькими законами устанавливаются социальные пособия. Так, Закон о занятости населения  в Российской Федерации от 19 апреля  1991 года с дополнениями от 15 июля 1992 года ввел пособия по безработице и также ряд других пособий. Эти выплаты производятся соответственно из средств федеральных учреждений: Пенсионного фонда  Российской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования, Фонда занятости. Однако дополнительные пенсии и пособия, т. е. сверх федерального уровня, могут вводиться законодательными органами субъектов Федерации из собственных средств.

   Важной  формой конкретизации закрепленного  в Конституции Российской Федерации  принципа социального государства  и одновременно – конституционного права на социальное обеспечение явился Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10. Декабря 1995 года. Закон закрепляет различные виды обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. Такие граждане имеют право на обслуживание в государственной системе социальных служб.

   Предусмотрена  материальная помощь, предоставление  временного приюта, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь.  Действия или бездействия социальных служб могут быть обжалованы даже в суд. В ст. 39 Конституции  Российской Федерации есть очень важный и новый по характеру пункт: о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т. е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию. Указ Президента о негосударственных пенсионных фондах от 16 сентября 1992 года создал  правовую основу для развития этого направления социального обеспечения. Развитию благотворительности и созданию благотворительных фондов служит Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», подписанный Президентом Российской Федерации 11 августа 1995 года.

   В ст.39 Конституции Российской  Федерации есть очень важный  и новый по характеру пункт:  о поощрении добровольного социального  страхования, создания дополнительных  форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т.е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию.

 

* * *

 

Право на жилище.

 

Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.   Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.  Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46).

    Однако  это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий. В то же время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору суда.

   Государство и  муниципальные органы обладают  жилищным фондом, из которого  предоставляют гражданам квартиры  на условиях договора найма и в порядке очереди, определяемой нормативными актами. Граждане также вправе арендовать жилую площадь, участвовать в кооперативном строительстве и приобретать квартиры в  свою полную собственность без ограничения размеров жилой площади.

   В годы реформ  право на жилище было существенно   укреплено предоставлением гражданам возможности бесплатно переводить государственные и муниципальные квартиры в частную собственность (приватизация). Такая возможность была закреплена Законом РСФСР о приватизации жилищного фонда от 4 июля 1991 года. Собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по собственному усмотрению, т.е. вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, совершать с ними другие законные сделки.

   Жилищное строительство  развивается в стране в соответствии с Законом Российской Федерации об основах федеральной жилищной политики от 24 декабря 1992 года, который предусматривает, что строительство жилья должно осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Конституция дает определенный ориентир органам государственной власти и органам местного самоуправления, устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В этом состоит определенная материальная гарантия данного права, ибо с государства не снимается обязанность заботиться о расширении жилищного фонда, включающего жилищные помещения различных форм собственности.

   Конституция  расширила состав жилищного фонда  социального использования. Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Таким фондом является не только в прошлом общественный, а ныне частный жилищный фонд, принадлежащий на праве частной собственности юридическим лицам на праве собственности. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации. Такое же право принадлежит и тем, кто арендует жилье в какой-либо разновидности жилищного фонда (ст.18 Закона): с учетом совокупного дохода семьи им может предоставляться компенсация (субсидии) на оплату аренды.

* * *

 

Право на охрану здоровья и 

медицинскую   помощь.

  

   Охрана  здоровья - комплексный институт, который  включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

   Право  граждан на охрану здоровья  обеспечивается охраной окружающей  природной среды, созданием благоприятных  условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

   Государство  обеспечивает гражданам охрану  здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

   Государство гарантирует  гражданам защиту от любых  форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

   Гражданам  России, находящимся за ее пределами,  гарантируется право на охрану  здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

   Конституция  указывает (ч.2 ст.41) на обязанность  государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность. Способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым, закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют специальные программы и законы: Федеральная целевая программа на 1993-1995 гг. по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 г., Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте 1992 г., Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 г., Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 г. и др. Целями охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная грань охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рекламы. Они установлены Указом Президента РФ от 17 февраля 1995 г. не допускается распространение в средствах массовой информации рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не утвержденных в установленном порядке, целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины, продукции, не имеющей необходимого сертификата. За рекламу подобного рода редакции средств массовой информации несут ответственность.

Право на медицинскую  помощь является субъективным правом человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Граждане также могут пользоваться платной медицинской помощью за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

  При обращении  за медицинской помощью и ее  получении в соответствии со  ст.30 Основ граждане имеют право  на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • проведение консилиума и консультаций других специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, в соответствии со ст.61 Основ;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст.32 Основ;
  • отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;
  • получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ;
  • получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии со ст.30 Основ;
  • возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.

Информация о работе Социально-экономические и культурные права граждан