Социально-экономические и культурные права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст.ст.34 - 44 Конституции РФ). Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.

Оглавление

Введение…....................................................................................…...3

Экономические, социальные и культурные права:

Право на экономическую деятельность..................................................5
Право частной собственности..............................................................8
Трудовые права и свободы...........................…......................................13
Защита материнства, детства и семьи................................................15
Право на социальное обеспечение.....................................…...................17
Право на жилище.....................................................................….........19
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь...................................21
Право на благоприятную окружающую среду...................................…...24
Право на образование...................................................................….….26
Свобода творчества......................................................................…..28
Право на участие в культурной жизни.................................................29

2. Заключение……………………………………………………………………..…………………..31

3. Литература...…….……......................................................................32

Файлы: 1 файл

KURSOV~1.DOC

— 191.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ                                                      

 

Введение…....................................................................................…...3

 

  1. Экономические, социальные и культурные права:                

 

  1. Право на экономическую деятельность..................................................5
  2. Право частной собственности..............................................................8
  3. Трудовые права и свободы...........................…......................................13
  4. Защита материнства, детства и семьи................................................15
  5. Право на социальное обеспечение.....................................…...................17
  6. Право на жилище.....................................................................….........19
  7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь...................................21
  8. Право на благоприятную окружающую среду...................................…...24
  9. Право на образование...................................................................….….26
  10. Свобода творчества......................................................................…..28
  11. Право на участие в культурной жизни.................................................29

 

2. Заключение……………………………………………………………………..…………………..31

 

3. Литература...…….……......................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Особую группу прав человека и гражданина составляют социально-экономические и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые потребности личности.

   Новая  Конституция Российской Федерации  по сравнению с другими законами советского типа дает трактовки экономических и социальных прав и свобод личности, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В современном подходе ярко проявлялась ориентация на

главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства.

   Подобного рода ситуация, заложенная  в конституционных нормах,

закономерно вытекала из того, что государство выступало как единый собственник всех общественных богатств, средств производства, объектов культуры, социальной сферы, формально провозглашаемых общенародными. Оно сосредотачивало в своих руках все функции по производству и распределению социальных благ планировало развитие экономики и культуры, определяло фонды, штату, планы каждого предприятия, направление средств в ту или иную сферу.

   Именно такой человек - наемный  труженик - требовался для государства-собственника, и он за годы советской власти в достаточно широких масштабах сформировался.

   Отказ от глобального огосударствления  экономики, признание того, что  объективно необходима частная  собственность, основанная на  экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Оно уже не может быть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и

социальной  деятельности.  Такая новая система  гарантий социально-экономических прав еще не сложилась. Поэтому на данном этапе существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод значительно сузились. Переход на рельсы рыночной экономики еще не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства.

   Новая экономическая и социальная  роль государства изменила характер  государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий. Социальная роль государства закреплена в ст.7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации.

Государственные гарантии социально-экономических  прав и свобод человека и гражданина включают широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие гарантии:

   1) законодательное закрепление таких  условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

   2) установление гарантированного  минимального размера оплаты  труда, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

  3) осуществление контроля за соблюдением  законодательства, обеспечивающего социально-экономические права;

  4) создание правовых, политических, материальных, организационных 

условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

  5) эффективная защита социально-  экономических прав и свобод  человека в предусмотренных законом  формах, в том числе и судебная защита.

  Применительно к каждому из  видов социально-экономических прав  и свобод роль государства как их гаранта имеет и специфические формы выражения.

  К социально-экономическим правам  и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст.ст.34 - 44 Конституции РФ). Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.

  Отличие действующей конституции  заключается не только в расширении  перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека.

* * *

 

 

 

 

Право на экономическую деятельность.

 

(ст.34 Конституции Российской Федерации)

  В советские времена свободная  предпринимательская деятельность человека подавлялась, считалась несовместимой с принципом коллективного труда на предприятиях социалистического сектора. Причем ее сфера с течением времени постоянно сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное искоренение.

  Конституционное закрепление свободы  предпринимательской деятельности - правовая основа и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых началах.

  Благодаря этому праву человек  может использовать свои способности  или имущество для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 Конституции). Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст.8 Конституции).

  Согласно статьи 2 Гражданского кодекса  РФ предпринимательская деятельность - это "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

  Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Используя это право, субъекты могут создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. При этом никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках. Государство, признавая права граждан на экономическую деятельность, порождает себе определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Например, государственные органы не могут отказать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Наоборот они должны бороться с организованной преступностью, с рэкетом, вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью.  

  В то же время это право  подлежит определенным ограничениям. Определенные виды экономической деятельности запрещены государством (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Экспорт и импорт также регулируется государством, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, при этом, не затрагивая коммерческую тайну организации (предприятия). Опираясь на законодательную базу, эти и ряд других ограничений действуют в интересах всей национальной экономики.

  Конкретные вопросы, связанные  с реализацией права на экономическую  деятельность, регулируются большим  числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г., а вторая – с 1марта 1996 г.

  Гражданское законодательство регулирует  отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит  экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Субъектом права на экономическую деятельность  являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могу осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет.

  Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями Закона являются "защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ".

  Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

  Под недобросовестной конкуренцией  понимается ведение конкурентной  борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и тогда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

   Государство оказывает поддержку  и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.

   Для защиты  населения от недобросовестной  конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

   Законом не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видео обслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др.).

Информация о работе Социально-экономические и культурные права граждан