Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:32, реферат
Социальное управление (или, просто, управление),в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму.
Введение 3
1 Происхождение социального управления 8
2 Три стиля социального управления 10
3 Виды социального управления 11
4 Методы управления 13
5 Функции социального управления 16
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Третий стиль управления - смешанный, - основан на сочетании авторитарного и демократического стилей, когда для решения одних проблем руководитель прибегает к авторитарному управлению, а других - к демократическому. Этот стиль управления является преобладающим. Несмотря на то, что все страны мира используют смешанный стиль управления, в каждой из них преобладает авторитарное или демократическое начало.
Как мы знаем, управление заключается в оказании определенного воздействия на людей, заставляющего их действовать во имя общих интересов. Это воздействие может иметь различный характер. В связи с этим можно говорить о различных видах управления.
Выше уже говорилось о сознательном и бессознательном (неосознаваемом, автоматическом) характере управления. Последний характерен для того периода социальной истории, когда человек был еще недостаточно разумен, чтобы осознавать собственное «я».
Воздействие на людей может иметь
легитимный и нелегитимный характер,
в связи с этим можно говорить о легитимном
и нелегитимном управлении. Легитимное управление
осуществляется легитимными органами
власти, например, президентом, правительством. Нелегитимное управление
осуществляется нелегитимной властью,
например, неформальным лидером. Нелегитимное
управление мы отождествляем с самоуправлением.
Социальное управление имеет
множественные применения. Оно используется
для: обеспечения устойчивого развития
социальных организаций (включая общество),
выпуска определенной продукции, получения
высокой прибыли, предотвращения или ликвидация
социальных конфликтов, повышения уровня
жизни людей, снижения заболеваемости
и смертности населения, решения глобальных
проблем человечества. Несмотря на разнообразие
применений, можно условно выделить два
основных направления: как средство выживания
социальных организаций и как средство
решения сложных социальных проблем.
Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы этого объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует проведения специальных научных исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о границах объекта управления не возникает, если же, например, требуется управлять конфликтами или другими социальными процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.
Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно, два вида управления: управление социальными объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.
В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.
В зависимости от уровня управления
оно подразделяется на государственное,
территориальное, муниципальное, управление
предприятий (учреждений).
В зависимости от продолжительности воздействия
на социальный объект управление может
быть оперативным и стратегическим.
В зависимости характера
Возможны и
другие виды социального управления, классификация
которых представляет собой самостоятельную
задачу.
Методы управления - способы и средства непосредственного воздействия на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта управления, заставляющие их действовать или вести себя определенным образом.
В отличии от древних времен, когда (например, в рабовладельческих обществах) преобладали методы насильственного (физического) воздействия на людей, в современном обществе подобные методы противоречат правам человека и являются противозаконными.
Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические.
Административные (директивные) методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерных для формальных организаций. Формами выражения этих методов являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Методы предполагают четкое опредение прав, обязанностей и ответственности каждого руководителя и подчиненного, которые отражены в их должностных инструкциях. Каждый сотрудник организации несет административную ответственность лишь в рамках своих прямых обязанностей, в случае невыполнения которых к нему могут быть применены меры административного наказания в виде строгого выговора, выговора, замечания, предупреждения.
Законодательные методы, в отличии от административных, основаны
не на директивном, а на законодательном
воздействии на людей и социальные субъекты
с помощью норм права. При этом если административные
методы имеют локальный характер (они
распространяются только в пределах конкретного
учреждения),то законодательные методы
могут распространяться на всю территорию
страны.
Экономические
методы воздействуют на материальные
интересы людей и социальных субъектов.
При этом на каждом уровне управления
используются свои средства воздействия.
Так, на индивидуальном уровне
используются различные системы оплаты
труда, премирования, возможности использования
общественных фондов и т.п. На уровне подразделений и
предприятий используются различные
формы хозрасчета, цены на изделия и ресурсы,
штрафы, нормы отчислений, нормы образования
фондов (зарплаты, материального поощрения),налоги,
кредитные ставки и т.п. На государственном уровне
используются различные формы регулирования
предпринимательской деятельности путем
владения контрольным пакетом акций, контроль
за размещением и строительством предприятий,
контроль за качеством продукции, выдача
лицензий, антимонопольный контроль, контроль
за ценами, налоги и налоговые льготы,
контроль за соблюдением трудового и социального
законодательства, финансовая помощь
(дотации, инвестиции, государственные
капитальные вложения).
Методы мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе.
Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями, которые, согласно А.Маслоу, делятся на:
Указанные потребности образуют иерархическую структуру, показывающую, что для удовлетворения потребностей более высокого уровня (например, потребности в уважении) необходимо сначала удовлетворить потребности более низких уровней (физиологические, потребности в безопасности, социальные).
Если руководитель знает потребности своих подчиненных, то используя иерархию потребностей, он может мотивировать их строго индивидуально, ориентируясь на их потребности более высокого уровня.
Социально-психологические методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов. Каждый человек испытывает на себе воздействие не только со стороны своего начальства и офицальных законов, но также со стороны неформальных лидеров, друзей и врагов, неформальных законов, незримо действующих в любых коллективах. Методы направлены формирование новых духовных ценностей или укрепление старых. Они включают меры воспитания, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и индивидуальных потребностей человека. Руководители должны не только хорошо знать индивидуальные потребности своих подчиненных, мотивируя их соответствующим образом, но и уметь формировать и искусно поддерживать в них соответствующий образ организации с ее целями и задачами, с которыми коллектив организации должен успешно справиться.
Начиная с античных времен, представление о социальном управлении и его функциях неоднократно изменялось и не утвердилось вплоть до настоящего времени.
Еще в античные времена Аристотель в качестве основных функции государственного «правления» рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.
Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники. В частности, Анри Файоль пишет:» Я предлагаю следующее определение: управлять значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть – означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – означает строить двойной – материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – означает заставлять персонал надлежаще работать; координировать – означает связывать, объединять, гармонизовать все действия и все усилия; контролировать – означает заботиться о том,чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».
Как видим, указанные функции существенно
отличаются от законодательной, исполнительной
и судебной функций. Это отличие
объясняют обычно различием управляемых
объектов (общество и фирма). В таком
случае получается, что функции управления
не являются универсальными, так как
зависят от вида рассматриваемой организации.
Необходимость выработки
универсального представления об управлении
привела многих исследователей к идее
обратной связи как основе управления
и надежде на кибернетику, которая в конце
40-х и в 50-х годах претендовала на роль
универсальной науке об управлении в обществе,
живом организме и машине. Формированию
кибернетического подхода к управлению
во многом способствовал системный подход
(системный анализ),чрезвычайно популярный
в мире в 60-70-е годы.
В конце 60-х и 70-е годы
в России под влиянием идей кибернетики
и системного анализа в рамках
марксистско-ленинской
Представители этого направления
исследований (В.Г.Афанасьев, Г.И.Петров,
В.С.Основин, Б.М.Лазарев) понимали под
социальным управлением управление обществом.
При этом к функциям социального управления
они относили: выработку и принятие управленческих
решений, организацию (как процесс), регулирование,
учет и контроль, информация (как процесс),
сбор, обработка, хранение, анализ, руководство,
планирование, прогнозирование, моделирование,
подбор, расстановка и воспитание кадров.
Состав этих функций
включает, с одной стороны, функции классического
менеджмента (планирование, организация,
регулирование, контроль, прогнозирование),а
с другой – функции управления кибернетических
систем (моделирование, информацию, выработку
и принятие управленческих решений).
Менеджмент не только расширяет сферу своего влияния, расширяется и состав его функций. Различные авторы вносили и продолжают до сих пор вносить свои коррективы в перечень классических функций, добавляя к нему новые функции (целеполагание, принятие решений, подбор персонала, мотивация, согласование, учет, анализ и др.). Фактически почти в каждой публикации по управлению содержался список управленческих функций, который хоть немного, но отличался от других подобных списков.
В 90-ом году Р. Томпсон, проанализировавший множество публикаций на эту тему, пришел к выводу, что для современной деловой организации характерны следующие функции управления:
Как видим, перечень функций управления значительно расширился по сравнению с первоначальным. Однако, прошло совсем немного времени как опять пришлось пересматривать список функций управления в сторону его расширения. Так, многие авторы стали относить к функциям управления функции стратегического управления, управления кадрами, ресурсами, маркетингом, финансами, рисками, инновациями и др.
Исходя из принятого нами представления об организации как устойчивой социальной целостности, решающей свои проблемы, следует, что любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений.
Указанные функции впервые обнаружены, по-видимому, С.Янгом, а затем уточнялись И.Ансофом и другими авторами. Они образуют единый комплекс, поэтому их иногда называют функциями управления проблемами.
Следует при этом заметить, что данные авторы исходят из рационалистической (целевой) модели организации, поэтому проблемы они понимают как отклонения от целей организации, а не от социальных норм.
Исходя из рассмотренных
в предыдущем разделе управленческих
средств решения социальных проблем, следует, что к функциям социального
управления следует, помимо функций управления
проблемами, отнести также функции правового
регулирования, структурного регулирования,
ценностного регулирования, управления
инновациями, межорганизационного регулирования,
а также классические функции менеджмента.
Правовое регулирование означает способность
решать проблемы с помощью нормативно-правовых
актов и предусматривает разработку и
введение новых нормативно-правовых актов,
корректировку старых. Кроме того, правовое
регулирование предусматривает законодательное
закрепление или запрещение естественно
сложившихся порядков.
Структурное регулирование
означает способность решать проблемы
с помощью создания и введения новых или
закрепления (или запрещения) существующих
организационных структур, социальных
институтов, специально созданных организаций
и предусматривает разработку и внедрение
новых организационных систем, изменение
старых систем.
Ценностное регулирование
заключается в целенаправленном изменении
социальных ценностей, включая социальные
нормы организации с целью решения социальных
проблем. Ценностное регулирование предусматривает
закрепление или запрещение тех или иных
социальных (социокультурных) ценностей
Управление инновациями
заключается в разработке и внедрении
собственных инноваций, или использовании
«чужих» для решения социальных проблем.
Управление инновациями предусматривает
закрепление и запрещение тех или иных
инноваций.
Межорганизационное регулирование
означает способность решать общие проблемы
путем объединения нескольких организаций
на временной или постоянной основе. Межорганизационное
регулирование предполагает создание
договоров, союзов, ассоциаций и других
видов объединений.
Примерный состав функций
социального управления приведен в табл.