Социальное прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:08, контрольная работа

Краткое описание

Методологическая несостоятельность ориентации прогнозирования в общественных науках на безусловное предсказание (столь легко поддающееся здесь самоосуществлению или саморазрушению) привела к изучению способов разработки прогнозов, ориентированных на содействие оптимизации решений, повышения степени их объективности и, следовательно, эффективности. Это, в свою очередь, привело к открытию выдающегося значения - к открытию исследовательской техники поискового и нормативного прогнозирования, способного давать надлежащий эффект при выработке рекомендаций для целеполагания, планирования, программирования, проектирования, вообще управления на основе сопоставления данных прогнозного ряда и нормативов.

Оглавление

1. Поисковое социальное прогнозирование.
2. Роль интуиции в социальном предвидении.
3. Сравнительное планирование и моделирование: сравнительный анализ.
4. Технологическая культура.
5. Методы социального прогнозирования.

Файлы: 1 файл

су.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

       Моделирование модно определить  как метод исследования объектов  познания с помощью их моделей,  выступающих как аналоги их  оригиналов. Моделью объекта считается  его аналог, мысленно представляемая  или материально реализованная  система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Модель должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл.

       Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы операции отображали характеристики объекта, существенные для цели исследования. Конструирование модели на основе предварительного изучения и выделения его существенных характеристик, экспериментального и теоретического анализа модели, сопоставления результатов с данными объекта, корректировки модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный образ и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей решения. Основные требования, связанные с созданием моделей, адекватных сложным явлениям и процессам социальной действительности, можно отразить в следующих принципах:

      1) единства гносеологического и  аксиологического подходов при  реализации моделей и интерпретации результатов

      2) целостного, многоаспектного отображения  социальных объектов в системе  использующихся моделей:

      3) соответствие моделей, формализованных  в той или иной мере, содержательным  моделям, отображающим своеобразие  предмета исследования.

       Социальные отношения отличаются  исключительной сложностью, в них  взаимодействуют самые различные  факторы, взаимовлияние которых  друг на друга неоднозначно, причинно-следственные  связи, их интенсивность и характер  подвижны и неопределенны. След учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Отсюда - объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере

     Технологическая культура.

       Термин технология имеет ряд  смысловых нагрузок: оп применяется  в промышленности, науке, искусстве  и других областях человеческой  деятельности. Очевидно, что технология  означает интеллектуальную переработку  технически значимых качеств и способностей, в сущности, это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно

       определяет место человека в  природе, рамки его возможного  вмешательства в природные процессы.

       Технологическая культура - четвертая  универсальная культура. Она определяет мировоззрение и самопонимание современного человека. При этом под универсальными культурами мы понимаем системы эпистемических принципов, характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных знаний и технических средств.

       Первой универсальной культурой,  отдельные черты которой восстановлены  в ходе изучения археологических  находок и письменных свидетельств, была культура мифологическая. Она  присуща всем природным цивилизациям  древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктам и природными материалами. Эпистема такой культуры сводилась к представлению о неких скрытых силах, свойственных всем объектам окружающего мира н определяющих их существование. Эти силы, по представлениям древних, определяли последовательность всего происходящего: они наделял и смыслом все сущее в мире - космосе. Само существование при таком подходе и есть судьба. Люди же, подобно всему остальному, оказываются лишь элементами всеобъемлющей гармонии.

       Вторая универсальная культура - космологическая - расцвела в  период средней природной цивилизации.  Ее эпистема сводилась к тому, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Отдельные элементы, компоненты образуют естественные организмы, множества же естественных организмов, в свою очередь, образуют равновесие природного порядка, ту же «гармонию» мифологической культуры.

       Эпистема третьей антропологической  культуры характерна для развитой  природной цивилизации. Согласно  этой культуре, все явления и  закономерности окружающего мира  доступны человеческому пониманию.

       Опыт позволяет раскрыть системную сущность разрозненных фактов и явлений. Качества таких систем соответствуют качествам составляющих их элементов. Плановая организация жизни оказывается вполне возможной, ее цель - то же механическое равновесие, которое в других культурах выступало как гармония или порядок вещей.

       Человек - исследователь, систематизатор  и создатель нового - черпал силы  из своих же сил и уверенности.  Мир человека постепенно становился  центром его внимания, сферой  его достижений. Возникали новые  представления об отношении к природе, новые средства познания, которые же переставали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой универсальной культуры.

       Здесь стоит учесть два момента. Первый - вмешательство человека в ход естественных процессов принимает небывало широкие масштабы, становится постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым. Второй - среда обитания человечества - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким «рогом изобилия»; в сознании потребительское отношение к мир все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению

       Методы социального прогнозирования:  краткая характеристика.

       Методология — 

     1) общая система принципов человеческой  деятельности — процессов познания  и философского обоснования способов  и приемов организации всего  многообразия видов человеческой  деятельности;

     2) наука обо всем этом.

       Социальное прогнозирование — социальная теория и практика познания действительности: это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

       В основе методологии прогностического исследования лежат следующие принципы:

      1) целостного, системного, комплексного  рассмотрения объекта;

      2) четкого определения статуса,  особенностей объекта;

       З) ясности, определенности построения  выводов.

       Непосредственным результатом прогнозирования является выработка прогноза.

       Прогноз - это многовариантная  гипотеза о возможных результатах  и путях развития исследуемого  объекта.

       Типология прогнозов может строиться  по различным критериям в зависимости  от целей, задач, объектов, предметов,  проблем, характера, периода, методов, организации прогнозирования и т. д.

       Методы прогнозирования:

      - анализ;

      - индексация;

      - экстраполяция;

      - интерполяция;

      - опрос экспертов;

      - прогнозные сценарии;

      - моделирования, др.

       Вообще в литературе насчитывается  около 200 методов социального прогнозирования, но большинство из них, за исключением самых экзотичных, крайне редко применяемых, можно свести к трем способам, логически дополняющим друг друга

      1 - трендовое моделирование (экстраполяция  и интерполяция тенденций, развитие которых достаточно хорошо известно);

      2 - аналитическое моделирование  (часто употребляется, заключается  в анализе и синтезе существующих  тенденций развития);

      3 - индивидуальный и коллективный  опрос экспертов (индивид обладает  интуицией, которая может быть использована для моделирования ситуации и прогнозирования ее развития).

       В настоящее время социальное  прогнозирование опирается на  развитый систематико - статистический  инструментарий и насчитывает  сотни разнообразных приемов  расчетов. 
 
 
 
 
 

     Литература

      1. Касьянов В.В. Социология. - Ростов  н/Д., 2003.

      2. Луков В.А. Социальное проектирование. - М., 1997.

      3. Сафронова В.М. Прогноз и моделирование  в социальной работе. М., 2002

Информация о работе Социальное прогнозирование