Современные методы социального прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Сочетание определенности и гибкости такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЭТАПЫ. БАЗОВЫЕ

ПРИНЦИПЫ. ОБЬЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………..…4

2 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ …………………………...8

2.1 Метод экстраполяции…………………………………………………………….….10

2.2 Метод моделирование……………………..………………………………………...11

2.3 Метод экспертных оценок………………………..…………………………………13


2.6

3 СОЦИОСИНЕРГЕТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД

СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.………………………………………...17

4 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В РОССИИ………………………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………………34

Файлы: 1 файл

КР СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОЦ.ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.docx

— 88.28 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 

Факультет государственного и  муниципального управления

Специальность «Социология»

Кафедра  социологии и социальной работы 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине  « Социальное прогнозирование и проектирование »

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 
 
 
 

Студент

подпись

                                                                ______________________

                                                                                 дата  

Научный руководитель

                                                               ______________________

                                                                                 дата  
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЭТАПЫ. БАЗОВЫЕ

ПРИНЦИПЫ. ОБЬЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………..…4

2 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ …………………………...8

2.1 Метод  экстраполяции…………………………………………………………….….10

2.2 Метод  моделирование……………………..………………………………………...11

2.3 Метод  экспертных оценок………………………..…………………………………13 
 

2.6

3 СОЦИОСИНЕРГЕТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД

СОЦИАЛЬНОГО  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.………………………………………...17

4 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В РОССИИ………………………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………….32

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И 

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………………34   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.  Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Сочетание определенности и гибкости такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.  На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

     Социальное  проектирование - процесс управления. Так как социальное проектирование - это разработка социальных программ, социальных предложений и проектов, обработка методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы.

     Цель  работы - рассмотреть теоретические аспекты социального проектирования и социального прогнозирования.

     Задачи  работы:

      1) определить сущность;

      2) охарактеризовать методы;

      3) обозначить проблемы.

     Объект  работы - система реализации социального прогнозирования и проектирования.

     Предмет исследования – частные вопросы системы социального прогнозирования и социального проектирования.

       В современных условиях умение  предвидеть, прогнозировать и спроектировать  будущее, а, следовательно, и  влиять на социальные процессы  становится также одним из  самых ценных качеств специалиста.  

     1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.

     ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ОБЬЕКТ

       СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 

       Возникновение. Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

       Основные временные этапы.  Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 – 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 – начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.

       Сегодня социальное прогнозирование  является важнейшей технологией  социальной работы. Оно представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

     Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

     Прогнозирование это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых  практических мер. 

       Основными понятиями данной области  знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «прогнозирование в социальной практике» и др.

     Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии.

     Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

     Прогнозирование – есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

       Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы.

       Существуют три дополняющих друг  друга способа разработки прогнозов: 

      - анкетирование (интервьюирование, опрос);

      - экстраполирование и интерполирование  — построение динамических (статистических  и логических) рядов развития  показателей прогнозируемого процесса;

      - моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

       Практическое назначение прогнозирования  – подготовка обоснованных предложений,  проектов, программ, рекомендаций и  оценок о том: 

     - в каком направлении желательно  развитие объектов в исследуемой  области; 

     - как действительно может протекать  развитие;

     - каков механизм преодоления негативных тенденций.

     В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение  и мотивирование цели развития; определение  средств, способов, путей достижения целей.  Полный цикл прогнозного  исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

     Социальное  прогнозирование – некоторое вероятностное знание о будущем состоянии общества и отдельных его сторон.

     В отличие от умозрительных представлений  социальное прогнозирование основывается на определенных познавательных процедурах. Можно выделить три их вида:

      - экстраполяция – мысленное прослеживание в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

      - моделирование - построение некоторых будущих состояний общества исходя из каких-либо теоретических предложений о их изменении;

     - экспертиза – это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

     Применяемость тех или иных методов и степени  их вероятности зависит от срока, на который делается прогноз (ближайшего будущего — 20-25 лет, обозримого будущего до 100 лет и отдаленного будущего — более 100 лет).

       Сам процесс прогнозирования  предполагает:

     - проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;

     - описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);

Информация о работе Современные методы социального прогнозирования