Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:05, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Сочетание определенности и гибкости такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЭТАПЫ. БАЗОВЫЕ
ПРИНЦИПЫ. ОБЬЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………..…4
2 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ …………………………...8
2.1 Метод экстраполяции…………………………………………………………….….10
2.2 Метод моделирование……………………..………………………………………...11
2.3 Метод экспертных оценок………………………..…………………………………13
2.6
3 СОЦИОСИНЕРГЕТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД
СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.………………………………………...17
4 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
В РОССИИ………………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………………34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность «Социология»
Кафедра
социологии и социальной
работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОВРЕМЕННЫЕ
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Студент
подпись
Научный руководитель
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЭТАПЫ. БАЗОВЫЕ
ПРИНЦИПЫ. ОБЬЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………..…4
2 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ …………………………...8
2.1 Метод
экстраполяции……………………………………………
2.2 Метод
моделирование……………………..…………………
2.3 Метод
экспертных оценок………………………..……
2.6
3 СОЦИОСИНЕРГЕТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД
СОЦИАЛЬНОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.……………………………………
4 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
В
РОССИИ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Сочетание определенности и гибкости такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность. На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Социальное проектирование - процесс управления. Так как социальное проектирование - это разработка социальных программ, социальных предложений и проектов, обработка методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы.
Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального проектирования и социального прогнозирования.
Задачи работы:
1) определить сущность;
2) охарактеризовать методы;
3) обозначить проблемы.
Объект работы - система реализации социального прогнозирования и проектирования.
Предмет исследования – частные вопросы системы социального прогнозирования и социального проектирования.
В современных условиях умение
предвидеть, прогнозировать и
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ОБЬЕКТ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Возникновение. Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.
Основные временные этапы. Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 – 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 – начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.
Сегодня социальное
Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Прогнозирование это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
Основными понятиями данной
Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Прогнозирование – есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы.
Существуют три дополняющих
- анкетирование (интервьюирование, опрос);
- экстраполирование и
- моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.
Практическое назначение
-
в каком направлении
-
как действительно может
- каков механизм преодоления негативных тенденций.
В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей. Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.
Социальное прогнозирование – некоторое вероятностное знание о будущем состоянии общества и отдельных его сторон.
В отличие от умозрительных представлений социальное прогнозирование основывается на определенных познавательных процедурах. Можно выделить три их вида:
- экстраполяция – мысленное прослеживание в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;
- моделирование - построение некоторых будущих состояний общества исходя из каких-либо теоретических предложений о их изменении;
- экспертиза – это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.
Применяемость тех или иных методов и степени их вероятности зависит от срока, на который делается прогноз (ближайшего будущего — 20-25 лет, обозримого будущего до 100 лет и отдаленного будущего — более 100 лет).
Сам процесс прогнозирования предполагает:
- проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;
- описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);
Информация о работе Современные методы социального прогнозирования