Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:05, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Сочетание определенности и гибкости такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЭТАПЫ. БАЗОВЫЕ
ПРИНЦИПЫ. ОБЬЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………..…4
2 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ …………………………...8
2.1 Метод экстраполяции…………………………………………………………….….10
2.2 Метод моделирование……………………..………………………………………...11
2.3 Метод экспертных оценок………………………..…………………………………13
2.6
3 СОЦИОСИНЕРГЕТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД
СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.………………………………………...17
4 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
В РОССИИ………………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………………34
Один стереотип состоит в том, что масштабные программы социальных изменений могут инициироваться только «сверху». Еще в XIX веке П.Я. Чаадаев отмечал эту особенность социального развития России: «Посмотрите от начала до конца наши летописи, - вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли». И там же: «Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии». Недоверие к общественным инициативам и упование на власть - стереотип, который сохранился и по сей день.
Судьбу
крупномасштабного проекта (программы)
во многом предопределяет момент «запуска».
Если в момент «запуска» программа
будет пониматься как спускаемый
«сверху» документ, а люди практики
- как исполнители разработанного
без их участия, но зато «научно обоснованного»
проекта, то результаты и последствия
такого программирования предсказать
несложно. О них нам напоминает
весь опыт разработки и реализации
программ социалистического
Причиной неизбежного краха подобных программ являются два процесса, которые запускаются программой-документом, идущим «сверху»: имитация и манипулирование. Имитация выполнения программы обусловлена, во-первых, тем, что сама программа для большинства участников процесса не рассматривается ими как то, что должно быть выполнено (отчитаться за выполнение и выполнить - вещи разные), а, во-вторых, исполнитель (в отличие от автора замысла) работает в соответствии с «буквой», но не «духом» программы. Манипуляция - второй процесс, запускаемый «такой» программой - осуществляется как «сверху вниз», так и «снизу вверх». Манипуляция «сверху» - необходимый спутник насильственного внедрения, манипуляция «снизу» выступает как защитный процесс, как средство защиты имитатора. В силу разрушенности содержательных связей, и доминирования имитационно-манипулятивных отношений между участниками инновационного процесса, цели, заявленные в программе, оказываются в принципе недостижимыми. Когда процесс заходит достаточно далеко, и становятся видны последствия, то руководству не остается ничего другого как заказать «ученым» разработку новой концепции, новой программы.
Альтернативой данному, хотя и сложившемуся и имеющему глубокие корни в нашей стране, подходу является подход к разработке крупномасштабной программы как программы действий конкретных людей, объединяющихся в сообщество на основе общности в ценностях, в видении проблем, путей их решения. Объединяясь в сообщество, складывая совместные усилия, члены сообщества увеличивают масштабы своей деятельности, свои возможности осуществления преобразований. В идеале даже такой документ, как региональная программа решения проблем сиротства, может быть продуктом рефлексивного оформления реально осуществляемых действий данного сообщества. Тогда программа становится не средством достижения социальных целей, нередко носящих конъюнктурный характер, а будучи программой действий сообщества, становится процессом реализации культуросообразных ценностей, принятых сообществом, а цели, средства и ресурсы становятся чисто техническими моментами этой реализации.
Именно такой путь «снизу» был предложен в качестве стратегической основы руководству инвестиционной программы «Помощь детям-сиротам в России» (Программы АРО) в тот момент, когда стала очевидной неадекватность первоначальной стратегии на поддержку крупных общественных инициатив для достижения быстрых широкомасштабных результатов.
Казалось
бы, что инвестиционные программы
не должны сталкиваться с теми трудностями,
которые возникают при запуске
программ «сверху». Однако, как показал
первый же конкурс, большинство проектов,
особенно претендующих на крупные суммы
(верхним пределом в программе
«Помощь детям-сиротам в
Программа
АРО, ориентированная на поддержку
крупных региональных инициатив, столкнулась
с отсутствием таковых, и оказалась,
тем самым, неспособной выполнить
свою миссию в России. В этой ситуации
руководство Программы АРО
В этой ситуации директор Программы АРО Крис Кавано выбрал путь поиска решения, которое бы позволило сделать программу максимально эффективной.
Как показал анализ ситуации, реальных деятелей - людей, организаций, которые бы занимались именно проблемами сиротства, почти не оказалось. При этом, с одной стороны, сам факт появления Программы АРО выявил большой потенциал общественных организаций и государственных органов, которые при определенной перестройке своей деятельности, могли бы направить свои усилия на решение проблем сиротства, но, с другой стороны, ставил их в двусмысленное положение. Ведь, по сути, непосредственная деятельность этих людей не имеет отношения к тематическому конкурсу, который объявляет Программа. В то же время косвенно с ним связана, и возникает искушение - возможность получить существенные средства для поддержки текущей деятельности организации. Для этого надо только соответствующим образом оформить заявку на грант, а именно, написать в ней то, что не соответствует действительности, - что организация занимается этой проблемой.
Таким
образом, само появление Программы
АРО провоцировало «разработку»
имитационных проектов. Имитационными
мы называем, в данном случае, проекты,
которые формально
В то же время конкурс Программы АРО стал поводом для многих организаций, работающих с особенными детьми, с неблагополучными семьями, чтобы задуматься над тем, а какое они имеют отношение к этой проблеме, и, может быть, заняться ею всерьез, расширив рамки своей деятельности.
Таким образом, проблема конкретизировалась до предела. Если не появятся деятели, т.е. люди, которые занимаются решением именно проблем социального сиротства, Программа АРО и подобные ей программы помощь детям-сиротам оказать не смогут.
Следовательно, Программа должна помочь процессу появления деятелей в этой сфере, т.е. инициировать процесс самоопределения по проблемам сиротства.
Чем сегодня качественно отличается прогнозирование в развитых экономиках? В первую очередь это ориентация на предвидение решений конкретных социальных, социально-экономических проблем, а экономические проблемы подаются как средства решения социальных проблем. Это и понятно - в развитом хозяйстве собственно экономический механизм не является зоной столь пристального внимания, так как он уже сравнительно хорошо отлажен, отрегулирован государством, конкуренция и рыночные механизмы функционируют достаточно четко.
В
России этот процесс отладки и
балансировки рыночного механизма
продолжается, но нетрудно заглянуть
в недалекое будущее и понять,
какое социально-экономическое
Сначала несколько слов о специфике развитого прогнозирования и планирования в рыночной среде: оно не может концентрироваться на мелочах и деталях (мелкие проблемы решаются «внизу» отлаженным рынком), внимание концентрируется на крупных проблемах.
Во-вторых, такое планирование и прогнозирование должно быть прозрачным - каждый гражданин при желании должен легко ознакомиться с прогнозом, концепцией и планом, знать, кто, как и какие решения принимает, кто, за что реально отвечает.
Более того, сам процесс будущего прогнозирования должен носить более демократический характер.
Будущее
прогнозирование будет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
Прогнозирование
является составной частью процесса
разработки социального проекта. В
отрыве от проектирования прогнозирование
теряет свой практический смысл. Социальное
прогнозирование позволяет
Таким образом, социальное прогнозирование с его психологией, математическим аппаратом является важным элементом социальной сферы жизни, усиления ее научного потенциала и результативности.
Технологии социального прогнозирования – это незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и решения социальных проблем современного мира. Любое социальное явление изменчиво, оно обладает свойствами стихийного саморазвития. Практическая ценность технологий прогнозирования состоит в том, что составленные прогнозы могут служить примером “отрицательного» варианта развития.
На
основе проведенного исследования по
теме "методы социально-экономического
прогнозирования" необходимо сделать
следующие выводы:
В процессе систематизированного научно
обоснованного прогнозирования развития
социально-экономических процессов происходило
развитие методологии прогнозирования,
как совокупности методов, приемов и способов
мышления, позволяющих на основе анализа
ретроспективных данных, экзогенных и
эндогенных связей объекта прогнозирования,
а также их измерений в рамках рассматриваемого
явления или процесса вывести суждения
определенной достоверности относительно
его будущего развития.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 20 июля 1995г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09 июля 1999г. № 159-ФЗ.
2. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада.- М., 1995
3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. - СПб., 2001
4. Вальтух К.К. Теоремы невозможности/ К.К. Вальтух // Общественные науки и современность// - 1994. - №1.
5. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты. Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса / Т.М. Дридзе. - М., 2006.
6. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию / В.Е. Кемеров. - М., 1996.
7. Курбатов В.И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов. - М., 2001.
8. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию / Под ред. О.С. Пузикова.- Ростов-на-Дону: Рост.гос.строит.ун-т, 2000.
9. Лесков Л. В. Синергетическое моделирование будущего // Теория предвидения и будущее / Л. В. Лесков. - М., 1997
10. Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее?/ Н.Н. Моисеев. - М., 1997
11. Пригожин И. Кость еще не брошена / И.Р. Пригожин // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве // - М., 2002.
12. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И.Р. Пригожин, И.Стенгерс. - М., 1986.
13. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства / О.В. Родионова // История государства и права// 2007. - №3.
14. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие / В.М. Сафронова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности / Г. Хакен. - М., 2001.
16. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В.А.Ядов. - М., 1995.
17. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса / Э. Янч. - М., 2006.
18. Ярцева Н.В. Современные концепции экономической мысли: Учебное пособие / Н.В.Ярцева. - М., 2000.
Информация о работе Современные методы социального прогнозирования