Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
Изучить теоретические основы проблемы насилия;
Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
Выявить возможности социальной профилактики насилия
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
5
1.1 Понятие и виды насилия
5
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия
10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ
16
2.1 Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
16
2.2 Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Многие ученые связывают эти два понятие в единое целое, но для того, что бы рассмотреть теории происхождения насилия надо понять последний сам термин «агрессия».
Но в последнее время все больше склоняются к тому, что она является первоисточником к появлению насилия.2 Если верить Курочкиной Л.Я., то в них, с точки зрения философии, нет четко выстроенного определения и нет четко выработанных границ в научно-философской среде. Она подтверждает это спецификой бытия человека. В ней существует два вида агрессии: биологическая и социальная. Первая является врожденной и наблюдается у всех животных. Вторая хоть и опирается на биологическую, но все равно формируется под действием социальных условий (мораль, законы, установки и т.п.). При этом объектом и субъектом агрессии могут выступать не только отдельные индивиды, но и целые социальные сообщества различного масштаба. Ее оценка всегда относительна. Для того чтобы агрессия приняла форму насилия необходимо что-то отрицательное и сами действия должны оцениваться как незаконные, неприемлемые не соответствующие определенным принятым нормам. Исходя из этого, можно утверждать, что насилие может образоваться только в общественной среде, где есть некоторые ограничения в поведении. Поэтому это чисто социальное явление.3
Но она была не первой кто, рассматривал происхождение насилия как социальное явление.
Томас Гоббс был первым в этом вопросе. В теории общественного договора показывалось естественное состояние человека: неограниченная свобода, равные права и обязанности, способности. Оно, по Гоббсу, называлось «состояние войны всех против всех».1 В таком мире будет господствовать один лишь хаос и борьба, убийство человека было оправдано. В такой ситуации единственным выходом было ограничение этой абсолютной свободы ради существования общественного мира. Всю власть люди отдали либо группе, либо отдельному человеку. Власть государства независима от каких-нибудь внешних или внутренних причин. Государство имеет право, в интересах общества, принимать любые меры принуждения к своим гражданам.
В противовес встала теория насилия. Она наиболее распространена на Западе.2 Суть этой теории состоит в том, что возникновение государство, классы и частная собственность является результатом внутреннего и внешнего насилия.
Дюринг Е.считал, что благодаря насилию одной части общества над другой и возникает все, что существует в мире.3
Австралийский социолог ГумпловичЛ.
являлся представителем теории внешнего
насилия. Он предполагал, что государство
и частная собственность
С ним согласен Карл Каутский. Главным источником у него была война. Существует племя – победитель и побежденное племя. Первое присваивает земля и становится принудительным аппаратом, а второе платит дань, налоги, подати.5
При всем этом насилие рассматривается здесь не как некое локальное ограничение, а как глобальное и к тому же естественное явление.
Оценивания эту теорию можно отметить, что она описывает частный случай происхождения государства. Однако для этого нужен необходимый уровень экономического развития общества. Если этого нет, то ничего не произойдет.1
Э. Фромм на первом плане рассматривает социальные факторы, которые влияют на развитие характера. Насилие, по его словам, – это способ, провоцирующий агрессию и закрепляющийся в поведении. Агрессия, в свою очередь, – это ответная реакция. Таким образом, насилие – это социально-психологический механизм, с помощью которого формируется и закрепляется отношение человека к ситуации, к другим людям.2
Из современных психологов наиболее глубоко эту проблему изучал Стивен Пинкер. Ему были интересна статистика убийств во все времена. Пинкер анализировал таблицы и документы и пришел к выводу, что сейчас такое явление как насилие постепенно стихает. Одни из факторов снижения называется коэффициент умственного развития, т.е. человечество умнеет; развитие демократии; распространение образования, способствует развития мышления и предотвращения эмоциональных замыканий; развитие коммерции, у многих развивалось чувство альтруизма; равные права женщин с мужчинами.3
Как и Кондрад Лоренц,
который предполагал, что человек
способен сдерживать свои стремления
к насилию, Пинкер пришел к выводу,
что многие люди способны овладеть
пятью внутренними демонами: грабительскими
и эксплуататорскими
Многие ученые разных стран мира сформировали ряд утверждений в противовес многим высказыванием, приведенных выше.
Во-первых, не правильно считать,
что люди унаследовали предрасположенность
к насилию от животных. Хищники
нападали друг на друга при добывании
пищи. Геноцид, широкомасштабное насилие,
войны и насильственная преступность
– это исключительно
Второй миф о том, что насильственное поведение запрограммировано в самой человеческой природе. Ученые действительно утверждают, что гены прочно связано не только с деятельностью нервной системой, но социальной средой, т. е. решающим фактором в формировании личности индивида является взаимодействие генетического фонда и условий социализации.
В-третьих, неверным является
утверждение о том, что в процессе
эволюции человека происходит естественный
отбор таких индивидов, у которых
агрессивное поведение
В-четвертых, неверно так же утверждение о том, что люди обладают умом, ориентированным на насилие. Несмотря на наличие у человека нервного аппарата, позволяющего совершать насильственные действия, тем не менее, характер поступков определяется тем, как человек социализирован, воспитан, к чему приучен. В самой же нейрофизиологии людей (за исключением болезненных отклонений психики) нет ничего такого, что заставляло бы действовать насильственным способом.1
Но не только отдельные
личности интересовались природой происхождения
насилия и агрессии, но и была
создана целая наука –
Виктимология возникла на стыке многих наук: педагогика, психология, социология, криминология, этнография.1
Социология позволяет изучить общество в целом, его социальную структуру, основные институты, социальные аспекты общественных отношений и процессов, ориентироваться в социальной сфере и социальной среде, помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы (слои), которые являются реальными, потенциальными или латентными жертвами неблагоприятных условий социализации.
Другое направление как
социальная педагогика изучает социализацию
как процесс формирования личности
в определенных социальных условиях.
Ее целью является в основном профилактика
и сведения к минимуму тех обстоятельств,
которые привели в
В виктимологии насилие – результат того как человек пытается приспособиться в окружающем мире, когда он выходит из привычного для него мира. Это люди в основном неразвитые, в чем-то обделенные, страдающие множеством комплексов, крайне неуравновешенные, злобные и безнравственные.3 Здесь можно сказать, что решающим фактором является успешная социализация. В группу риска входят в основном инвалиды, дети-сироты и дети, лишённые попечения родителей, безнадзорными и беспризорными, дети из неблагополучных семей с низким экономическим уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и многие другие.4
Но не только такие люди провоцируют насилие, но и сама жертва своим поведение подталкивает к свершению какого-то действия. Ученые – виктимологи выделили несколько типов:
Таким образом, насилие в современном мире приобретает большие масштабы. Многие даже не осознают, что стали жертвами. Как было сказано раннее, официальной статистики не существует, и большая часть населения не будет обращаться в полицию за то, что их просто ударили или не пустили на работу.
ВЫВОДЫ:
Безусловно, любой из этих видов наносит непоправимый вред личности жертвы и каждый из них нельзя недооценивать, ведь последствия насилия не поддаются анализу и прогнозу.
- социально-философское
(Т.Гоббс, Е.Дюринг). В данном направлении
развивается мысль о
- культурологическое (Л.Гумплович,
К.Каутский): насилие – это результат
действия культурных норм, традиций,
влияния патриархальных
- психологическое (Э.Фромм,
С.Пинкер): насилие – это либо
результат личностных
- социономическое (П.Д.
Павленок, Л.Я. Курочкина): причинами
насилия являются
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ
2.1 Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.1
Существует несколько стадий:
В результате осуществления социальной диагностики и постановки диагноза выявляется комплекс причин, который необходимо лечить. Для этого нужна социальная терапия. Это система профессионального воздействия на состоянии, поведение, психику индивида или групп с целью их оздоровления и устранения устойчивых нарушений в социальном функционировании.3
Семейная терапия, как один из видов, направлен на оказание необходимой помощи в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению.