Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
Изучить теоретические основы проблемы насилия;
Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
Выявить возможности социальной профилактики насилия

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
5
1.1 Понятие и виды насилия
5
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия
10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ
16
2.1 Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
16
2.2 Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 72.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

3

ГЛАВА 1НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

5

1.1 Понятие и виды насилия 

5

1.2 Теоретико-методологические  подходы к изучению проблемы  насилия 

10

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ 

16

2.1 Формы и методы социальной  работы с лицами, подвергшимися  насилию 

16

2.2 Социальная профилактика  насилия как приоритетное направление  социальной работы с лицами, подвергшимися  насилию 

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

31


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все  больше и больше люди решают свои проблемы с помощью насилия. Главной ценностью  становиться не доброта и отзывчивость, а быть сильным, умение дать отпор. Все  конфликтные ситуации разрешаются  не мирной беседой, а оскорблениями  друг друга и драками.1 Многие ученые до сих пор задаются вопрос «Откуда столько жестокости?».

Самое интересное, что практически  нет официальной статистики по проблеме насилия, то есть проблемы, как бы нет. Однако, актуальность данной проблемы неоспорима и состоит в том, что  насилие происходит не только в кругу  семьи, его проявления зафиксированы  в большинстве социальных институтах общества, в том числе, и в институтах социализации. Отношение к этой проблеме у нас в стране также неоднозначное: больше количество граждан считают  некоторые формы насилия допустимыми, а зачастую единственно возможными. Именно поэтому, довольно медленно идет становление системы социальной помощи людям, подвергшимся насилию.

В настоящее время социальная работа с жертвами насилия практически  сводится к созданию кризисных центров  и телефонов доверия, но их очень  мало и они оказываются недоступны для большинства россиян2. До сих пор нет четких законодательных механизмов, способных остановить насилие, в том числе и семейное. Наказание предусмотрено только за жестокие формы, повлекшие за собой тяжкие телесные повреждения или смерть жертвы. Так зачем же доводить до этого?

Еще одной проблемой является слабая информированность граждан  о своих правах и возможных  видах социальной помощи и поддержки. Из-за сложности проблемы, немногие жертвы не готовы открыто обсуждать  свои трудности, а куда обратиться, чтобы избежать общественного резонанса  они не знают.

Отягощает проблему насилия  и тот факт, что нападению, чаще всего, подвергаются и без того наиболее уязвимые категории населения: дети, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, то есть те, кто по объективным причинам не может ответить. Жертвы насилия быстро теряют интерес к жизни и перестают общаться, «замыкаются» в себе и перестают бороться.

Анализ литературы по проблеме насилия показал, что несмотря на несомненную ее актуальность она  остается одной из наименее изученных.

В своих работах П.Д. Павленок рассматривает семейное насилие  и в целом, насилие над несовершеннолетними. Он анализирует происхождение проблемы в социокультурном плане, выделяя  основные причины ее возникновения  и закономерности ее развития в современном  обществе. По его мнению, главными источниками  проблемы являются социальное общество и гендерные стереотипы.1

Стивен Пинкер рассматривает  теоретические аспекты проблемы насилия с позиций психологии и утверждает, что причины насилия  – это следствие социально-психологических  особенностей или патологий отдельных  личностей2.

В целом, проблема насилия  в научной и методической литературе представлена довольно узко: анализируются  социально-психологические аспекты  проблемы, ее причины на макро- и  микроуровне, формы поддержки лиц, подвергшихся насилию. Но наименее исследуемым  оказался самый главный аспект проблемы – социальная профилактика насилия.

Объектом курсовой работы является насилие, как социальная проблема. Предмет курсовой работы – направления  и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.

Цель курсовой работы –  определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими  насилие.

Цель достигается посредством  решения следующих исследовательских  задач:

  1. Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
  2. Изучить теоретические основы проблемы насилия;
  3. Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
  4. Выявить возможности социальной профилактики насилия.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: качественный анализ научной литературы, синтез и анализ документов, регламентирующих социальную работу с лицами, подвергшимися  насилию.

Научно-практическая значимость курсовой работызаключается в обобщении  и систематизации данных о проблеме насилия в социономическом аспекте. Материалы курсового исследования могут использоваться в системе  подготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе, а  также в дальнейших исследованиях  автора по проблеме насилия.

Структура курсовой работы определяется заявленной целью и  поставленными задачами и включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

ГЛАВА 1 НАСИЛИЕ  КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА  

    1. Понятие и виды насилия

Насилие – умышленное применение человеком или группой различных  форм принуждения в отношении  к конкретному лицу (группе) с  целью достижения каких-либо целей (ущемление конституционных прав и свобод гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому и психическому состоянию человека1).

Насилие, как и все остальные  социальные проблемы, проходит несколько  периодов:2

  1. Период напряженности. Человек, который подвергается насилию, чувствует себя подавленным и ощущает беспокойство. Общение сведено к минимуму.
  2. «Взрыв». В этот период характерны драка, побои, скандалы, постоянная критика, требовательность со стороны агрессора, обещает расправой. Жертва испытывает страх, иногда даже ужас.
  3. Фаза примирения. Агрессор может извиняться и обещать, что это никогда не повторится. Это дает жертве напрасную надежду на изменение ситуации.

Все это характерно для  каждого вида насилия. На сегодняшний  день существует несколько их видов. Наибольшее распространение, как в  обществе, так и в литературе приобретают  четыре вида насилия:

  1. Психологическое (психическое) или эмоциональное насилие.

Это постоянное или периодическое  негативное психическое воздействие  друг на друга, предъявление к ним  требований, не соответствующих их возрастным возможностям, выдвижение незаслуженных обвинений, унижение достоинства, демонстрация нелюбви, неприязни, словесные оскорбления, угрозы, обман, принуждение к совершению деяний, представляющих опасность для их жизни или здоровья, а также  ведущих к нарушению психического развития.

Признаками такого вида насилия  являются следующие:

  • Постоянно критикует, кричит и/или обижает;
  • Поднимает на смех;
  • В качестве наказания не обращает внимания на ее нежные чувства;
  • Запрещает ходить на работу или учебу;
  • Манипулирует, используется ложь и несогласие;
  • Обижает родственников и друзей с тем, чтобы прогнать их;
  • Отказывается находится рядом;
  • Запрещает поддерживать отношения с родственниками или друзьями;
  • Не дает пользоваться любым средством связи;
  • Унижает в общественном месте;
  • Угрожает уйти или выгнать ее из дома;
  • Всесторонний контроль;

Психологическое насилие  отличается от всех остальных тем, что  участники сами не до конца осознают своих действий или поступков. Люди настолько бывают, поглощены своими чувствами к другому, что не замечают агрессии с другой стороны. После  окончания психологического воздействия  возможны следующие последствия:

  • невротизация партнера;
  • дезориентация в себе и в отношениях;
  • наступает чувство отчаяния, когда человек особенно остро нуждается в поддержке и готов ухватиться за любую соломинку, поверить во что угодно и кого угодно.
  1. Физическое насилие.

Это умышленное нанесение  человеку физических травм, телесных повреждений (побои, удары, пощечины, укусы, прижигания горячими предметами, попытки удушения или утопления), лишение свободы, жилья, пищи, одежды и иных нормальных условий жизни.1

Признаки такого насилия понятны из определения, но ниже приведены наиболее встречающиеся  в обществе или в семье:

  • Толкает.
  • Причиняет боль посредством пощечин, пинков и ударов кулаком.
  • Подвергает риску, например, не проявляется осторожность при управлении машиной.
  • Швыряет предметы.
  • Угрожает оружием или ранит.
  • Физически препятствует при попытке выйти из дома.
  • Оставляет человека в опасных местах.
  • Не дает заснуть ночью.
  • Отказывается покупать продукты питания и другие, необходимые товары.
  • Портит имущество другого человека.
  • Угрожает причинить вред родственникам или друзьям.

Но в физическое насилие  включает также вовлечение взрослого  человека или ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих  веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом).

  1. Сексуальное насилие.

Это деятельность по отношению  к лицу с целью привлечения  его к сожительству против его  воли и желания2.

В уголовном кодексе РФ есть несколько статей, которые касаются этого вида насилия. Они описывают  сексуальное насилие, как действие, совершенное с использованием беспомощности  потерпевшего. Сюда включается смерть, заражение смертельным заболеванием и если на время совершения изнасилования  пострадавшему не было четырнадцати лет. В статьях указаны виды сексуального насилия, и какие меры буду применены  к лицам.1

После изнасилования или  попытки изнасилования, или других видов сексуального насилия пострадавшие часто переживают так называемый «синдром травмы изнасилования», который  был описан психологами Энн Бургесс  и Линдой Холмстром в 1974 году.2 Одна из фаз проявляется после свершения сексуального насилия и может продолжаться несколько недель за это время появляются следующие симптомы:

- Экспрессивная реакция. Пострадавший проявляет бурные и открытые эмоции. Может казаться перевозбужденным или впавшим в истерику, рыдать, не переставая, или испытывать приступы паники.

- Эмоциональный  контроль. Пострадавший кажется лишенным всех эмоций и ведет себя так, словно «ничего не случилось» и «все хорошо». С учетом случившегося такая спокойная реакция может вызывать недоумение или недоверие к жертве, но на самом деле это проявление сильнейшего эмоционального шока.

- Дезориентация. Пострадавший испытывает сильнейшую дезориентацию, спутанность сознания. Не может ни на чем сосредоточиться, не может принять решение, даже незначительное, не может справиться с обычными и повседневными делами. Часто пострадавший плохо помнит, что именно произошло, путается и допускает фактические ошибки, если рассказывает о случившемся. Однако это тоже является типичным проявлением шокового состояния.

  1. Экономическое насилие

Это попытка лишить одного человека другим возможности свободно распоряжаться материальными средствами, полный контроль за расходами и угрозы лишения финансовой поддержки.3

Часто оно считается разновидность  психического насилия, т.к. сюда включаются в себя очень похожие тактики  внушения.2

Основными проявлениями считаются:

  • Обязательно надо просить деньги.
  • Отчитываться перед человеком за понесенные расходы.
  • Постоянные обвинения (иждивенчество, принижение достоинств работы другого).
  • Запреты на учебу, работу, карьерный рост.
  • Выдача маленьких сумм на содержание.
  • Создание невыносимых условий, в которых человек начнет просить денег.3

Таким образом, каждый вид  насилия имеет свои специфические  черты и опасны тем, что люди не осознают весь вред и иногда считают  свои действия вполне нормальными и  правильными.

1.2 Теоретико-методологические  основы изучения насилия

В современном мире никто  четко не сформировал понятие  «насилие». Это связано прежде с  тем, что его отождествляют с  другим понятием – «агрессия».4 Сам термин означает поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.1

Информация о работе Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию