Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
Изучить теоретические основы проблемы насилия;
Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
Выявить возможности социальной профилактики насилия
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
5
1.1 Понятие и виды насилия
5
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия
10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ
16
2.1 Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
16
2.2 Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Построение генограммы является рекомендуемым методом работы с семьей, где постоянно происходит насилие.1
Она хороша тем, что это графическая запись информации о семье. Она начинается с простой беседы, где выясняет первые вспышки насилия и в течение проведения метода выясняется состав семьи, чаще три поколения, эмоциональная атмосфера, влияние рождения ребенка на физические и психологические особенности, образование, профессия и здоровья. Это помогает установить в схемах взаимоотношения в семье и как они общаются между собой.2
Одним из методов, который эффективно помогает, - это арт-терапия.3 Она используется в социальной работе, бизнесе, педагогике. Существует несколько особенностей, делающие его незаменимым при работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие:4
Метод психодрамы – это
первый метод социально –
Здесь существует несколько этапов:
Один сеанс длится около четырех часов.
Другие два метода связаны между собой – это социальная реабилитация и социальная коррекция. Каждый из них помогает восстановить свое здоровье, социальный статус и помочь вести активную жизнь.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.6 Дело в том, что многие люди замыкаются в себе, после того как пострадали от насилия, и им совершенно не интересна жизнь. Они просто опускают руки и ничего не делают. А реабилитация, используя многие тренинги, помогает поднять свою самооценку, восстановить доверие к другим людям и рассмотреть проблему насилия более подробно.1
Наиболее эффективный метод считается песочная терапия. Она эффективно применяется как с детьми, так и с взрослыми. Основными материалами являются песок, вода, миниатюрные фигурки. Все делается на специальном подносе и в конце занятия клиент рассказывает о своем творении, специалист фиксирует абсолютно все: первая композиция, особенности поведения, действия.
В песочной терапии существует несколько стадий игры:
Согласно П. Левину человек, который пережил насилие, начинает действовать на автомате, как будто играет в игру, он постоянно рискует, не замечает комментарий других и нет эмоций.3 Это отклонение от нормального поведения и такое отключение может грозить негативными последствиями: замкнутость, недоверие, попытка самоубийства, причинение вреда окружающим, вплоть до убийства.4
Для этого нужна социальная коррекция. Это комплекс мер воздействия на социальный объект с целью ослабления или устранения негативных отклонений в его функционировании посредством изменения его поведения, оценочных установок, настроения и т. д.1
Основной фактор успешного
преодоления последствий
Существуют специальные социальные службы. Они включает в себя организации и учреждения, осуществляющие социальную поддержку пострадавших от семейного насилия, независимо от форм собственности. К специализированным учреждениям социального обслуживания относятся:
Таким образом, в социальной работе существуют формы и метода, помогающие людям, пережившим насилие. Многие из них используют терапевтические способы, которые не раз доказывали свою эффективность. Кроме этого существуют специализированные учреждения, в которых осуществляется эта деятельность.
2.2 Социальная
профилактика насилия как
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.1
Она необходима и важна во всех сферах жизнедеятельности человека. Это подтверждается тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей. Все это неизбежно приводит к конфликтам.2
Существует несколько уровней профилактики:
Насилие в семье является наиболее распространенной формой и наиболее сложной в своем решении. Этот феномен носит глобальный характер, не признается ни каких границ. Такое может случиться в любой семье, особенно с пережитками патриархальных семейных отношений, где четко поддерживаются отведенные роли.2 Еще усложняет то, что во многих культурах присутствует элемент насилия. Примером можно привести мусульманские страны, где избиение жены считается нормой.3 Но это характерно не только в таких регионах. Как показывает трехлетний опыт работы кризисных центров, в процентном соотношении женщины чаще других подвергаются противоправным действиям и наиболее распространенным является психологическое насилие.4
Ученые выделили несколько причин возникновения насилия:
Основными методами социальной профилактики являются:
Существует также
Первая группа состоит из детей и подростков.
Задача первого уровня профилактики насилия - предупреждение насилия в семье, формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения, воспитание гармоничной личности. Здесь для младших школьников должны использоваться игровые формы обучения, в которых вырабатывается навык самовыражения, повышение уровня самооценки и выработка толерантности.
Для средних классов надо проводить тренинги, беседы и обсуждения, на которых попытаться осознать границы собственного «Я».
Старшим школьникам и студентам необходимо овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими строить гармоничные связи с семьей.
Эти программы позволят хотя бы частично придерживаться норм и правил общения.
Второй уровень профилактики включает в себя три группы мероприятий: