Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.
Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
Изучить теоретические основы проблемы насилия;
Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;
Выявить возможности социальной профилактики насилия

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
5
1.1 Понятие и виды насилия
5
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия
10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ
16
2.1 Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
16
2.2 Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 72.00 Кб (Скачать)

Построение генограммы является рекомендуемым методом работы с  семьей, где постоянно происходит насилие.1

Она хороша тем, что это  графическая запись информации о  семье. Она начинается с простой  беседы, где выясняет первые вспышки  насилия и в течение проведения метода выясняется состав семьи, чаще три поколения, эмоциональная атмосфера, влияние рождения ребенка на физические и психологические особенности, образование, профессия и здоровья. Это помогает установить в схемах взаимоотношения в семье и  как они общаются между собой.2

Одним из методов, который  эффективно помогает, - это арт-терапия.3 Она используется в социальной работе, бизнесе, педагогике. Существует несколько особенностей, делающие его незаменимым при работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие:4

  • Преимущественно невербальное общение, что очень ценно, потому, что людям трудно выражать свои чувства словами, т. к. пережили просто ужасное событие.
  • Творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции, взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, подвергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме этого она вызывает положительные эмоции, формируют более активную социальную и жизненную позицию.1

Метод психодрамы – это  первый метод социально – психологической2 работы. Для нее характерна групповая работа.3 Участники должны спонтанно выразить свои чувства. Она тесно связана с тревожностью: с ее повышение уровень тревоги падает. Участники «театра спонтанности» разыгрывают сценки,4 взятые из собственного жизненного опыта.

Здесь существует несколько  этапов:

  • Подготовительный или разогрев. Использование игр – заданий, дискуссий. Создание творческой атмосферы.
  • Разыгрывание драматического действия. Даются несколько методов: монолог, обмен ролями, второе Я, реплики в сторону и др.
  • Обсуждение. Участники рассказывают о своих возникших чувствах и разыгранной сценки, в группе снижается уровень напряженности.5

Один сеанс длится около  четырех часов.

Другие два метода связаны  между собой – это социальная реабилитация и социальная коррекция. Каждый из них помогает восстановить свое здоровье, социальный статус и  помочь вести активную жизнь.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.6 Дело в том, что многие люди замыкаются в себе, после того как пострадали от насилия, и им совершенно не интересна жизнь. Они просто опускают руки и ничего не делают. А реабилитация, используя многие тренинги, помогает поднять свою самооценку, восстановить доверие к другим людям и рассмотреть проблему насилия более подробно.1

Наиболее эффективный  метод считается песочная терапия. Она эффективно применяется как  с детьми, так и с взрослыми. Основными материалами являются песок, вода, миниатюрные фигурки. Все  делается на специальном подносе  и в конце занятия клиент рассказывает о своем творении, специалист фиксирует  абсолютно все: первая композиция, особенности  поведения, действия.

В песочной терапии существует несколько стадий игры:

  1. Хаос.Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни клиента. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния и освобождение от него. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней. Эта стадия может продолжаться от одного до нескольких занятий.
  2. Борьба.В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности.
  3. Гармония.Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие.2

Согласно П. Левину человек, который пережил насилие, начинает действовать на автомате, как будто  играет в игру, он постоянно рискует, не замечает комментарий других и  нет эмоций.3 Это отклонение от нормального поведения и такое отключение может грозить негативными последствиями: замкнутость, недоверие, попытка самоубийства, причинение вреда окружающим, вплоть до убийства.4

Для этого нужна социальная коррекция. Это комплекс мер воздействия  на социальный объект с целью ослабления или устранения негативных отклонений в его функционировании посредством  изменения его поведения, оценочных  установок, настроения и т. д.1

Основной фактор успешного  преодоления последствий насилия  служит воля человека, без нее ни один метод не будет эффективным.

Существуют специальные  социальные службы. Они включает в  себя организации и учреждения, осуществляющие социальную поддержку пострадавших от семейного насилия, независимо от форм собственности. К специализированным учреждениям социального обслуживания относятся:

  • консультативно-профилактические центры (кризисные центры);
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • социальные гостиницы для пострадавших от насилия (убежища);
  • центры социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (отделения дневного пребывания);
  • социально-реабилитационные центры для детей и иных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • предприятия и учреждения милосердия (хосписы).2

Таким образом, в социальной работе существуют формы и метода, помогающие людям, пережившим насилие. Многие из них используют терапевтические  способы, которые не раз доказывали свою эффективность. Кроме этого  существуют специализированные учреждения, в которых осуществляется эта  деятельность.

2.2 Социальная  профилактика насилия как приоритетное  направление социальной работы

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и  других проблем и достижению желаемого  результата.1

Она необходима и важна  во всех сферах жизнедеятельности человека. Это подтверждается тем, что любой  участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек  зрения и различных интересов, несовпадением  мнений и позиций, стремлением к  достижению различных целей. Все  это неизбежно приводит к конфликтам.2

Существует несколько  уровней профилактики:

  • Первичная социальная профилактика. Включает комплекс социальных, образовательных и социально-реабилитационных мероприятий, способствующих сохранению, поддержанию нормального уровня жизни людей. Она направлена на содействие в достижении клиентом поставленных целей и развитие его способностей.
  • Вторичная социальная профилактика. Это второй этап работы. Он проводится в том случае, когда у клиента происходит нарушение социальных норм, требований, возникают первые проявления противозаконных действий. Можно сказать, что вторичная социальная профилактика – это комплекс социальных, образовательных, социально-реабилитационных мероприятий, предупреждающих, устраняющих или нейтрализующих основные причины и условия, вызывающие социальные отклонения.
  • Третичная социальная профилактика. Она проводится в отношении клиентов, которые совершили правонарушение. Основной целью здесь будет коррекция поведения клиента и развитие его личности. Результатом такой деятельности будет восстановление социального статуса человека, возвращение в семью, продолжение дальнейшего образования или профессиональной деятельности. Таким образом, третичная социальная профилактика – это комплекс социальных, образовательных, социально-реабилитационных, социально-терапевтических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов противозаконных действий, а также физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп.1

Насилие в семье является наиболее распространенной формой и  наиболее сложной в своем решении. Этот феномен носит глобальный характер, не признается ни каких границ. Такое  может случиться в любой семье, особенно с пережитками патриархальных семейных отношений, где четко поддерживаются отведенные роли.2 Еще усложняет то, что во многих культурах присутствует элемент насилия. Примером можно привести мусульманские страны, где избиение жены считается нормой.3 Но это характерно не только в таких регионах. Как показывает трехлетний опыт работы кризисных центров, в процентном соотношении женщины чаще других подвергаются противоправным действиям и наиболее распространенным является психологическое насилие.4

Ученые выделили несколько  причин возникновения насилия:

  • Нарастание социальной напряженности и нестабильности в обществе, негативные тенденции в развитии брачно-семейных отношений.
  • Низкая эффективность предупредительно-профилактической работы с такими негативными социальными явлениями, как пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, детская безнадзорность и беспризорность.
  • Внедряемые средствами массовой информации негативные образцы поведения (половая распущенность, хамство, безнаказанность и т. п.). Все это приводит к тому, что утрачивается родительский авторитет.
  • Безнаказанность значительной части насильственных действий в семье и излишняя терпимость жертв.1

Основными методами социальной профилактики являются:

  • Медико-социальные. Они направлены на сохранение нормального уровня физического и социального здоровья человека. К ним можно отнести пропаганда здорового образа жизни, просвещение, патронаж.
  • Организационно-административные. Формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике, разработка правовой и законодательной базы. К этой группе методов относят социальный контроль, надзор, управление и планирование
  • Педагогические. Они направлены на формирование у различных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов.
  • Политические. Это создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
  • Правовые. Отвечают за создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни. К ним относят правовой контроль, санкции, просвещение.

Существует также разработанный  комплексный подход к решению  проблемы насилия2: выделяется три уровня профилактических мероприятий, каждый из которых имеет разные целевые группы, к ним могут относится практически все люди всех возрастных групп – дети, подростки, женщины, пожилые.

Первая группа состоит  из детей и подростков.

Задача первого уровня профилактики насилия - предупреждение насилия в семье, формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения, воспитание гармоничной личности. Здесь для  младших школьников должны использоваться игровые формы обучения, в которых  вырабатывается навык самовыражения, повышение уровня самооценки и выработка  толерантности.

Для средних классов надо проводить тренинги, беседы и обсуждения, на которых попытаться осознать границы  собственного «Я».

Старшим школьникам и студентам  необходимо овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими строить гармоничные  связи с семьей.

Эти программы позволят хотя бы частично придерживаться норм и  правил общения.

Второй уровень профилактики включает в себя три группы мероприятий:

  • Выявить детей, испытывающих жестокое обращение со стороны родителей. Основными признаками является агрессивность или подавленность детей, безнадзорность, ухудшение успе<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman',

Информация о работе Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию