Социальная направленность студентов вуза как условие организационной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы будет выявление уровня выраженности социальной направленности у студентов вуза социо-гуманитарного профиля.
В соответствии с поставленной целью, мы решаем следующие задачи:
• подобрать методики направленные на выявление таких компонентов социальной направленности, как взаимодействие в системе «человек-человек», «альтруизм» и «социальная полезность»;
• проанализировать методики, с целью выделения вопросов направленных на выявление склонности к выбору взаимодействия в системе «человек-человек»;
• выделить основные вопросы, направленные на определение уровня выраженности такого компонента социальной направленности, как «альтруизм»;
• разработать вопросы, направленные на выявление уровня участия студентов в социальных мероприятиях, акциях и проектах;
• скомпоновать вопросы, направленные на выявление уровня выраженности основных компонентов социальной направленности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК МОТИВ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5
1.2. МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 14
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 25
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 42
2.1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ХГУ 42
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 45
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ОРГАНИЗАТОРА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60

Файлы: 1 файл

Дипломная. Социальная направленность как условие организаторской активности студентов вузов. Синельникова.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

      Большую роль в жизни общества играет студенческая молодежь, так как она представляет собой ту социальную группу, которая несет в себе огромные потенциальные возможности будущего. Обучение и воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания социальной активности студенческой молодежи приобретает исключительно важное значение в деятельности вуза.

      Проблемы  формирования, развития и стимулирования активности молодежи, выявления особенностей мотивационно-потребностной сферы социально активной личности рассматривались социологами, педагогами и психологами во все периоды существования нашего государства. Однако в различные периоды сформировавшиеся в обществе представления об активной личности существенно различались, и в исследованиях разных лет были предприняты попытки, с одной стороны, осуществить анализ содержания понятия социальной активности, с другой стороны, обозначить мотивы, которые направляют и реализуют активность человека в социально-значимой деятельности.

      Студенчество  как социальная группа характеризуется  особыми условиями жизни, труда  и быта, общественным поведением и  психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка к профессиональной деятельности составляет ведущий вид  деятельности.

      Оптимальные условия для формирования лидерских  качеств молодого человека создает  выполняемая в вузе общественная деятельность. В этом случае лидерство  означает социальную активность или  активную жизненную позицию молодого специалиста, в которой особенно заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых управленческих решений и способствует развитию любого бизнеса.

      Таким образом, являясь специфической  социальной группой, студенты обладают социально-психологическими особенностями, которые необходимо учитывать при выявлении структуры мотивов социальной активности молодежи.

      В большинстве исследований активность представлена как сложное, обобщенное понятие, изучаемое различными отраслями  знания. Активность характеризуется следующими свойствами:

  • спонтанностью, то есть обусловленностью спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией;
  • произвольностью, то есть обусловленностью того, что совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения;
  • надситуативностью, то есть выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного;
  • действенностью, то есть устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем.

      Существует  большое количество определений  понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, специфическую мотивированность.

      Следует отметить, что мотивационная структура  социальной активности является органической составной частью ее сущности. Мотивы социальной активности – это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности.

      Согласно  научным представлениям В.В. Новикова, любая структура представляет собой единство целого и составляющих его элементов, что предполагает между целостностью и каждым элементом наличие ряда сложных подструктур, то есть промежуточных структур различных уровней18.

      В данном исследовании под структурой мотивов социальной активности понимается совокупность мотивов, которая инициирует, направляет и поддерживает активность человека для достижения какой-либо ценной для него и значимой для других людей и общества, в целом, социальной цели.

      В структуре мотивов социальной активности выделяются три подструктуры: подструктура потребностей, подструктура внутреннего контроля, подструктура целей. Эти подструктуры состоят из различных мотивационных компонентов, обусловливающих социальную активность личности. В процессе формирования мотивов социальной активности происходит актуализация тех или иных мотивационных компонентов. Мотивационные компоненты, составляющие структуру мотивов социальной активности, представлены психологическими образованиями, формирующими различные мотивы, а также психологическими и социальными факторами, оказывающими влияние на процесс мотивации.

      Анализ  исследований по проблеме социальной активности молодежи позволил предположить, какие потребности могут составлять структуру мотивов социальной активности молодежи. Так, в их число, например, входят потребности в общении, в осознании себя и личностном росте, в общественно-значимой деятельности и самоутверждении, в самореализации, в достижении, в признании и уважении, в оказании помощи, в получении знаний, в привлечении к себе внимания, в благополучии и престиже. Система потребностей складывается в процессе развития личности. Ее наличие является важным элементом сущности социальной активности.

      Границы отдельного мотива социальной активности, с одной стороны, определяет потребность, с другой стороны – значимая цель и намерение ее достичь. Потребности детерминируют поведение человека не прямо, а опосредованно, через мотивационные компоненты подструктуры целей и подструктуры внутреннего контроля. Таким образом, в процессе мотивации происходит соединение актуальных потребностей субъекта и цели, как предмета удовлетворения потребностей, а также способов и возможностей достижения цели, которые содержатся в конкретной ситуации.

      К.А. Абульханова-Славская считает, что  в мотивах и в процессе их формирования актуализируется система способов взаимодействия личности с обстоятельствами ее жизнедеятельности, избранный субъектом способ осуществления жизни. Мотивация складывается из выработанного субъектом ценностного и психологического способа реализации своих потребностей при данных требованиях и обстоятельствах, которые типичны для его жизни. То, каким будет у молодого человека этот «способ осуществления жизни», определяет подструктура внутреннего контроля в структуре мотивов социальной активности19.

      Подструктуру  внутреннего контроля составляют также  знания, умения, навыки и способности  в определенном виде деятельности и  их оценка человеком. Кроме этого  в данную подструктуру мотивов социальной активности входит уровень притязаний личности как степень мобилизации человека для достижения определенной значимой для него цели. На уровень притязаний оказывают влияние такие психологические и социальные факторы, как оценка человеком своих возможностей, условий и вероятности достижения цели, а также сама социальная ситуация и ее оценка человеком.

      В процессе мотивации мотивы социальной активности формируются из сочетания  вышеперечисленных мотивационных  компонентов из трех подструктур, которые  в совокупности составляют структуру  мотивов социальной активности человека. В структуру мотивов может входить разное число мотивов, а формировать мотив может разное число мотивационных компонентов, имеющих внутри его соподчиненные отношения.

      Таким образом, структура мотивов социальной активности – это динамическая система мотивационных компонентов и факторов, формирующих различные мотивы, побуждающих человека к совершению определенных действий и поступков, определяющая степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально-значимых целей.

      В качестве субъекта социальной активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.

      Социальная  активность студентов является непременным  условием подготовки их как будущих  специалистов. Обусловлено это тем, что после окончания учебного заведения они будут осуществлять техническое, организационное обслуживание производства, сталкиваться с многообразием проблем. Эти знания они получают в процессе занятий, в ходе учебной и производственной практик. Важным элементом социальной активности студентов является их участие в общественной жизни учебного заведения, города, республики. Она выступает и в характере общения с однокурсниками, и в общении с преподавателями.

      Формами организации общественной деятельности по воспитанию социальной активности студентов являются следующие.

  1. Студенческое самоуправление, смысл которого не в том, чтобы студенты включались в структуру руководства, а в том, чтобы они приобрели личный опыт демократических отношений. Самоуправление, как режим протекания совместной самостоятельной жизнедеятельности, обеспечивает динамику отношений в образовательной среде. Самоуправление вырастает вокруг подготовки и реализации конкретных коллективно-творческих дел, проектов, событий. Студенты, занятые в работе студенческого актива, в процессе деятельности получают навыки общения, планирования и организации деятельности, учатся анализировать, работать в команде, привлекать дополнительные силы.
  2. Осуществление лидерских программ. Общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека, в этом случае лидерство означает социальную активность или активную жизненную позицию. Эта позиция полезна для будущего специалиста. Именно в ней заинтересованы работодатели, поскольку она является неким показателем креативности мышления, неординарных подходов, смелых решений, что всегда обеспечивало развитие общества.
  3. Волонтерское движение, которое сейчас необычайно популярно в молодежной среде. Будущий лидер должен гармонично сочетать умение управлять и умение подчиняться, обладать развитой эмпатией, чутко реагировать на чужую боль. Проект «служения» представляет собой волонтерскую работу, включающую различные виды служения обществу. Студент сам может заниматься тем, к чему имеет большую склонность. Основная цель этого движения – помочь студентам понять важность выполняемого дела, развить чувство гражданской ответственности, воспитать потребность помогать другим, создать условия для рефлексии.

      Таким образом, вовлечение студентов в  разные формы социальной активности дает возможность молодому человеку самореализоваться, влияет на его внутренний мир, помогает развить свои таланты, способности практиковать личностную ответственность через сотрудничество с другими. Задача учебного заведения – предоставить молодому человеку возможность самореализации, помочь осознать важность и ценность служения обществу, воспитать чувство гражданской ответственности.

      Очевидно, что интерес к общественной деятельности в студенческой среде возрастает. Молодые люди, получающие высшее образование, стремятся не только реализовывать свои таланты, но ищут и другие способы приложения сил и способностей. Это и волонтерская работа, и экологическое движение, и вожатская деятельность. Задача высшего учебного заведения – предоставить своим студентам возможность самореализации. Вовлечение в общественную деятельность позитивно влияет на внутренний мир молодого человека. Она дает возможность практиковать личностную гражданскую ответственность через сотрудничество с другими и развивать такие качества как честность, гражданское самосознание, альтруизм, толерантность к культурному разнообразию, устойчивость к окружающей среде и т.д. Все эти способности и качества, развивающиеся в ходе высшего образования, помогают молодому человеку становиться настоящим лидером и конкурентоспособным специалистом.

 

Заключение

      Безусловно, молодежь как социальная группа имеет  свои особенности. Зачастую они связаны  с трудностями адаптации к  современным социально экономическим  условиям: профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д.

      Об  остроте социального положения  молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжает расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т.д.

      Молодежь  занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако её положение  в обществе и степень её участия  в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. Речь идет о государственной молодежной политике и социальной работе с молодежью. Под государственной молодежной политикой подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

      На  основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

    1. Социальная направленность студентов вузов – это интегративное качество личности, основу которого составляет совокупность интересов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и идеалов социальной работы у студентов, определяющих направленность по овладению профессией «социальный работник». Такая направленность характеризуется наличием основных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и эмоционально-волевого. Уровнями проявления основ социальной направленности выступают: поверхностное отсутствие общественно значимых мотивов выбора профессии, ценностных ориентаций профессиональной деятельности, стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию, знаний основ социальной работы или эти знания носят поверхностный характер; преобладание ситуативного профессионального интереса и неосознанности целей будущей профессиональной деятельности социального работника, наличие достаточно устойчивых мотивов выбора профессии, ситуативного или активного профессионального интереса; достаточная осведомленность о специфике профессиональной деятельности социального работника; более устойчивые интересы и склонности к социальной работе; положительное отношение к профессии и устойчивое наличие оптимального комплекса профессиональных мотивов и ценностных ориентаций профессиональной деятельности социального работника; устойчивый профессиональный интерес; твердая установка на овладение профессией; хорошая осведомленность о профессиональной деятельности социального работника. Критериями сформированности основ социальной направленности социальных работников выступают: полнота, интенсивность и действенность мотивационной выраженности выбора профессии и отношения к овладению профессией.
    2. Технология реализации модели формирования основ социальной направленности социального работника носит поэтапный характер и включает этапы: мотивационно-установочный (знакомство с выбранной специальностью средствами, создающими основу для последующих этапов формирования основ профессиональной направленности; содержание обучения включает вводный курс знаний о направлениях деятельности социального работника в мировой практике), профессионально-этический (осознание и осмысление международно-этических норм и правил, а также социальной значимости социального работника и его предназначения в обществе; приобретение теоретических знаний и практических умений, способствующих формированию основ профессиональной направленности социального работника); практико-ориентированный в системе «социальный работник – клиент» в диалоговом режиме (определение возможности индивидуального роста в профессиональной деятельности; проявление инициативы, самостоятельности в учебной деятельности с целью использования ее результатов в профессиональной и научной деятельности; активизация работы научного студенческого общества по организации и проведению международных конференций, «круглых столов» и др.); профессионально-определяющий (практическая деятельность и овладение профессией; осмысление перспективы овладения профессией «социальный работник»). Каждый из этапов включает профессионально-направленную функцию. Мониторинг оценки уровня сформированности основ социальной направленности студентов осуществляется как в ходе каждого этапа, так и по итогам реализации всей технологии. Основаниями выделения этапов являются изменение содержательных характеристик основ социальной направленности, обусловленное характером и содержанием учебно-профессиональной и воспитательной деятельности.
    3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования основ социальной направленности социального работника в вузе, включает в себя: профессиональную направленность образования в вузе на осмысление ценностей содержания профессиональной деятельности социального работника; адекватность содержания, организационных форм и методов формирования подготовки реальным требованиям социальной деятельности в сфере межнациональных контактов; профессионально-этическую компетентность преподавательского состава в сфере социальной работы; индивидуализацию в процессе формирования основ социальной направленности студентов; активную самообразовательную деятельность студентов в сфере самосовершенствования в профессионально-ориентированном информационном поле.

Информация о работе Социальная направленность студентов вуза как условие организационной работы