Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:54, дипломная работа
Целью данной работы будет выявление уровня выраженности социальной направленности у студентов вуза социо-гуманитарного профиля.
В соответствии с поставленной целью, мы решаем следующие задачи:
• подобрать методики направленные на выявление таких компонентов социальной направленности, как взаимодействие в системе «человек-человек», «альтруизм» и «социальная полезность»;
• проанализировать методики, с целью выделения вопросов направленных на выявление склонности к выбору взаимодействия в системе «человек-человек»;
• выделить основные вопросы, направленные на определение уровня выраженности такого компонента социальной направленности, как «альтруизм»;
• разработать вопросы, направленные на выявление уровня участия студентов в социальных мероприятиях, акциях и проектах;
• скомпоновать вопросы, направленные на выявление уровня выраженности основных компонентов социальной направленности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК МОТИВ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5
1.2. МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 14
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 25
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 42
2.1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ХГУ 42
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 45
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ОРГАНИЗАТОРА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Программа развития университета в области воспитательной работы ориентирует педагогический коллектив, общественные организации на переход от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию социокультурной, педагогически воспитывающей среды.
«Воспитывающая среда» – сложное, многогранное понятие. В качестве его составляющих можно указать на следующие моменты:
Предлагается создание в университете дискуссионного педагогического клуба, регулярное проведение встреч с мастерами педагогического труда, ведущими учеными-педагогами, педагогических олимпиад, конкурсов, КВН, всемирная поддержка деятельности педагогических отрядов. Создание атмосферы сопричастности к жизни вуза, воспитание чувства гордости за свой вуз.
В этом плане рекомендуется ежегодно проводить «День университета», торжественное собрание преподавателей, сотрудников, студентов для развития духа корпорации, чувства «Мы». Объявление конкурса на создание Гимна университета, разработка модели ректорской мантии, одежды членов Ученого Совета, комплекса торжественных ритуалов: посвящение в студенты, День учителя, День защитника Родины и т.д. Заслуживает внимание предложение о создании общества, объединяющего выпускников ХГУ.
Формирование психологической комфортной среды в вузе, выявление и предотвращение психотравмирующих факторов, психологических перегрузок и невротических срывов, связанных с условиями жизни и учебы студентов.
Повышение «отзывчивости» учебного плана к интересам, индивидуальным запросам студентов. Организация системы неформальных связей «Педагог-студент».
Разработка комплекса мер по адаптации первокурсников к студенческой жизни.
Мероприятия по ознакомлению начинающих студентов с историей, традициями, перспективами развития вуза и факультета, с правовым и социальным статусом студентов, с элементарными сведениями о культуре умственного труда, этикете, основах здорового образа жизни.
Даже этот далеко не полный перечень компонентов, составляющих понятие «воспитывающая среда», показывает, что ее создание требует длительного времени и больших финансовых затрат.
Но, если мы не хотим получить потерянное, бездуховное поколение, поклоняющееся только золотому тельцу, руководство и педагогический коллектив должны заняться решением этой проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение комплекса условий, важнейшими из которых являются:
Очевидно, назрела необходимость создания творческого коллектива научных работников для разработки концепции воспитательной работы в вузе.
Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано с ее реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных политических сил – от правящих до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».
Как и других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь.
Важнейшей
детерминантой отношения
Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности, многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение – от формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») – к неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских комсомольских организаций были не только негативные моменты (формализм), но и позитивные (организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для преодоления институционального кризиса в молодежном движении.
Отмеченная тенденция является общераспространенной. Различия по полу (юноши чуть активнее), по направлению обучения (естественники и экономисты чуть активнее «технарей» и гуманитариев), и по вузам малозначимы и лишь подтверждают общую тенденцию.
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. Выясняется несостоятельность распространенного в последние годы стереотипа, когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и на ее отношение к информации о политике. Особенно это недопустимо относить к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным происшедшее в последние годы свертывание налаженной системы политического информирования студентов. Этому способствовало и то, что многие кафедры общественных и гуманитарных наук – под предлогом «деидеологизации», «деполитизации» – крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и спецкурсов для систематического информирования студентов по актуальным политическим проблемам. Однако недопустима односторонность политического информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться.
Большинство студентов отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.
Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» сказывается на достаточно широкой поддержке студентами неполитических движений и объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту определенных групп населения. Можно предположить, что немалую поддержку получило бы у студентов и движение, стремящееся специально выразить и защитить интересы молодых людей.
Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и нерешенные проблемы.
Все
более значимыми становятся не столько
общественные, сколько личностные ориентиры.
Особенно это проявляется в
В ряду наиболее значимых ценностей:
В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки (реально – установки «дикого рынка») и общечеловеческие ценности?
Наименее
значимыми оказались для
Выясняется,
что представления о кризисе
идеалов и ценностей молодых
нуждаются в серьезном
Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких.
Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем гораздо больше тратят денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки. Объем расходов у студентов технического профиля значительно превышает соответствующие показатели по другим профессиональным направлениям.
В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Существенно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социально ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социальных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности.
Информация о работе Социальная направленность студентов вуза как условие организационной работы