Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:54, дипломная работа
Целью данной работы будет выявление уровня выраженности социальной направленности у студентов вуза социо-гуманитарного профиля.
В соответствии с поставленной целью, мы решаем следующие задачи:
• подобрать методики направленные на выявление таких компонентов социальной направленности, как взаимодействие в системе «человек-человек», «альтруизм» и «социальная полезность»;
• проанализировать методики, с целью выделения вопросов направленных на выявление склонности к выбору взаимодействия в системе «человек-человек»;
• выделить основные вопросы, направленные на определение уровня выраженности такого компонента социальной направленности, как «альтруизм»;
• разработать вопросы, направленные на выявление уровня участия студентов в социальных мероприятиях, акциях и проектах;
• скомпоновать вопросы, направленные на выявление уровня выраженности основных компонентов социальной направленности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК МОТИВ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5
1.2. МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 14
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 25
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 42
2.1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ХГУ 42
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 45
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ОРГАНИЗАТОРА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Одним из центральных среди свойств личности, формирующих для нее целостную картину мира, является ее социальная направленность определяемая нами как устойчивая система компонентов, выявляющих тенденцию поведения личности в различных ситуациях и определяющих ее социальный облик, которая, главным образом, и определяет социальное лицо личности, определяет ее настоящее отношение к действительности, к различным ее проявлениям в виде исторических явлений, исторических фактов, оценку отношений к различным событиям других членов общества и, в итоге, уточнение и окончательное определение собственной позиции в обществе.
Социальная направленность личности в современной науке определяется как система установок, потребностей, интересов, убеждений, идеалов как система доминирующих мотивов или как интересы, стремления, идеалы, нравственные и политические взгляды и убеждения личности, ее отношение к себе и к другим. Направленности личности предшествует ориентировка. Прежде, чем выбрать направление деятельности, человек «осматривается», ориентируется в окружающем мире. Информация, поступающая «извне», осмысливается и определенным образом перерабатывается человеком. Только после выработки внутренне осознанной позиции может идти речь о выборе направления дальнейшего социального движения личности, то есть к собственно осознанному выбору позиции в окружающем личность социуме, когда обдуманно формируется цель дальнейшего ее существования. Главный итог этих процессов в том, что ориентации придается характер целеустремленности, сосредоточенности и последовательности. Позицию личности в обществе можно представить как многомерное пространство, измерения которого соответствуют определенным видам общественных отношений. «Пространство отношений», присущее и характерное для каждой личности специфично и весьма динамично; оно отражается в «субъективном мире» личности и в ее психологических свойствах как единое целое.
Необходимость изучения внутреннего мира личности вытекает из того, что сущность человека не является простым слепком социальных факторов и обстоятельств. Реакция индивида на социальное воздействие не носит механический характер, не выступает функцией стимула. Отражение внешних воздействий имеет сложный характер, оно опосредуется не только через опыт прошлых поколений (привычки, традиции, национальный характер и т.д.), но и через собственный, индивидуальный опыт человека, иными словами, опосредуется его внутренним миром. Важнейшим компонентом которого является социальная установка. Социальная установка личности, которую можно рассматривать как основной компонент ментальности – феномен, который нельзя обойти вниманием, рассматривая вопрос о структуре социальной направленности деятельности человека. Установка рассматривается, прежде всего, как неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. Она функционирует наряду с интересом, целью, потребностью. Некоторые авторы справедливо определяют социальную память как систему установок.
Понятие социальной установки применяется в социальной психологии и философии для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения. Известно также, что социальная установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения установки, например, под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Установка характеризует предрасположение, предуготовленность человека к активности в определенном направлении и включает в себя наряду с когнитивным эмоциональный и поведенческий компоненты.
Необходимо подчеркнуть, что установка – это лишь одно из средств внутренней регуляции активности, и, лишенная связи с другими элементами, она не может работать в плане социальной направленности личности. Установки формируются не только под влиянием объективных условий жизни, социальных факторов различных социальных систем, но и собственных ценностных ориентаций личности, которые формируются в течение всей жизни. Рассмотрим механизм становления ментальности личности как системы внутренних установок «по вертикали», т.е. в процессе индивидуального развития человека. Основное внимание при этом мы обратим на две стороны: первое, как, каким образом и, второе, в какой последовательности происходит процесс становления системы внутренних установок13.
Процесс формирования человека – это процесс постепенного вхождения в окружающую среду, приспособление к этой среде, освоение ряда социальных ролей и функций. Вхождение в социальную среду происходит в течение всей жизни, а не только в раннем возрасте. Человек не слепо, не автоматически отражает и усваивает воздействие обстоятельств, других людей. Он всегда (хотя и разной мере) «фильтрует» поступающую извне информацию. Отбор (фильтрация) внешних воздействий – первый характерный этап становления системы установок личности.
Процесс отражения действительности в сознании и психике человека не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Он не является актом простого, механического переноса информации извне, на нем сказываются не только общие для всех людей механизмы преломления внешнего воздействия в сознании, но и особенности восприятия индивида, которые характеризуют его как представителя той или иной социальной группы. Сказываются на процессе социально-психологического отражения и индивидуальные, неповторимые черты личности, ее жизненный опыт, ценностная ориентация и настроение в целом. Таким образом, в результате отбора и фильтрации внешней информации личность формирует собственную ментальность, точнее – конъюнктурный блок ментальности, составляющийся исключительно данной личностью.
Необходимо также подчеркнуть, что, рассматривая личностные ментальности, нужно говорить, прежде всего, об устойчивой системе установок. Кроме того, и это очевидно, ментальное формирование личности не может проявляться явно, как определенного рода рефлексия, ведь не могут быть математически точно определены, рассчитаны и этапы самого формирования личности в ментальном плане. Хотя, в силу того, что менталитет общества – иногда рассматривается и как совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно предположить некоторые частные методы формирования признаков отдельных составляющих такого объемного явления, как менталитет общества. Однако, ни точность их установления, ни их структурирующую ценность нельзя абсолютизировать.
Ментальность личности, на первый взгляд, явление более узкое и потому возможно предположение, что его формирование можно с большей точностью расположить по этапам развития и составляющим. В этом, как нам представляется, скрывается заблуждение, необходимо вытекающее из парадокса самого понятия «менталитет», если рассматривать взаимовлияние и взаимоформирование общественного менталитета и ментальности личности, принадлежащей к данному обществу.
В процессе становления и осуществления социальной направленности деятельности воля человека принимает участие в ряде моментов: в выборе цели, в подавлении эмоций, несоответствующих разумному выбору, в отборе способов достижения цели и т.д. Это естественно, ибо поведение человека в любой области – это целая система поступков, система, которая не является кратковременным актом. А именно этим и определяется своеобразное содержание регулирования поведения личности и мера возможности этого в различных социально-политических системах, например, в условиях тоталитарного общества. Немаловажную роль в достижении этого играет качественная определенность сознания (самосознания), «сопровождающего» практику поступков и действий личности, степень ее мировоззренческой зрелости14.
Основанием для разделения уровней направленности личности, видимо, могут выступать в различных аспектах разные признаки. Это может быть деление по признаку устойчивости, широты и др. Если же говорить о градации по признаку «мировоззренческого» содержания, то этим критерием, как нам представляется, могут быть те ценности, на которые ориентация человека достаточно жестко направлена (важным здесь является такой проблемный момент, как совпадение или несовпадение идеалов человека с идеалами общества). Здесь можно говорить о социальной ценностной направленности личности и направленности асоциальной. Разумеется, не всякую сориентированную в обществе личность можно называть «социально направленной» (в общественно значимом смысле). Это зависит от наличия всех необходимых составляющих социальной направленности у конкретного индивидуума.
В плане социальной детерминации ментальности личности необходимо отметить и следующую особенность: свобода каждого (выбор и цель поведения и деятельности) в определенной степени детерминирована внешней необходимостью, той системой факторов, на которых базируется общество, его социально-экономическая, политическая, идеологическая деятельность. Эти «рамки», несомненно, накладывают отпечаток и на характер личностного выбора, на систему внутренних установок.
Перечисленные нами особенности детерминации, так или иначе, находят отражение в системе ценностных ориентаций человека. Хотя ментальность личности, как и социальная память, представляют собой сравнительно устойчивые мировоззренческие и нравственно-психологические преобразования, тем не менее, содержание ее (ментальности) всегда подвижно. Справедливость данного утверждения подтверждается как общее правило, если жизнедеятельность личности мы будем рассматривать на уровне индивидного бытия, индивидного мироощущения.
Человек как субъект активной деятельности представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, характеризующуюся взаимосвязью различных компонентов, отражающих многоплановый характер взаимодействия человека с окружающей действительностью. Эта многоплановость, с одной стороны, заключается в том, что каждый человек неповторим в своем практически-поведенческом отношении, с другой – в неповторимом заключается своеобразие того общего, что присуще каждому и что характеризует основное содержание деятельности. Этим общим выступает социальная направленность деятельности. Под социальной направленностью мы понимаем устойчивую систему таких основных компонентов, как интерес, цель, установка, воля, выражающих тенденцию деятельности и поведения человека в различных ситуациях и определяющих ее социальный облик.
Признавая, что ментальность занимает сравнительно небольшую часть объема индивидуального сознания, можно согласиться с тем, что ментальность есть наиболее константная, глубинная часть социальной информации, определяемая традицией и культурой и транслирующаяся из поколения в поколение. Рассмотренные выше механизмы динамики социальной направленности личности являются не единственным (хотя и достаточно важным) проявлением ментальности. Полагаем, данный интересный феномен заслуживает дальнейшего подробного, аспектного рассмотрения.
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студент
как человек определенного
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18 – 20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Информация о работе Социальная направленность студентов вуза как условие организационной работы