Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:54, дипломная работа
Целью данной работы будет выявление уровня выраженности социальной направленности у студентов вуза социо-гуманитарного профиля.
В соответствии с поставленной целью, мы решаем следующие задачи:
• подобрать методики направленные на выявление таких компонентов социальной направленности, как взаимодействие в системе «человек-человек», «альтруизм» и «социальная полезность»;
• проанализировать методики, с целью выделения вопросов направленных на выявление склонности к выбору взаимодействия в системе «человек-человек»;
• выделить основные вопросы, направленные на определение уровня выраженности такого компонента социальной направленности, как «альтруизм»;
• разработать вопросы, направленные на выявление уровня участия студентов в социальных мероприятиях, акциях и проектах;
• скомпоновать вопросы, направленные на выявление уровня выраженности основных компонентов социальной направленности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК МОТИВ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5
1.2. МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 14
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 25
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 42
2.1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ХГУ 42
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 45
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ОРГАНИЗАТОРА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Оглавление
Россия начала XXI столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. Вырисовываются и дают о себе знать новые социальные нормы и установки. Иными становятся требования к развивающейся личности. Меняются личностные эталоны и идеалы.
Социальная работа как профессиональная деятельность в этой связи требует пересмотра некоторых категорий и поиска новых методик для качественной подготовки молодых специалистов.
С нашей точки зрения, одним из базовых уровней в процессе выстраивания механизмов подготовки специалистов в области социальной работы, может выступать понятие – «социальная направленность». То самое понятие, которое по своей сути, является векторным для многих людей занятых в области помогающих профессий.
В этом заключается актуальность нашей работы. Социальная направленность – это интегральное свойство личности, характеризующееся наличием устойчивых и преобладающих в структуре личности социальных мотивов, которые ориентируют данную личность на деятельность социального профиля.
Понятие социальная направленность включает в себя: такой социальный мотив как альтруизм, склонность к выбору взаимодействия в системе «человек-человек» и связана с деятельностью направленной на оказание помощи или предоставлением социально полезных услуг.
Целью данной работы будет выявление уровня выраженности социальной направленности у студентов вуза социо-гуманитарного профиля.
В соответствии с поставленной целью, мы решаем следующие задачи:
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс подготовки социальных работников.
Предметом исследования: содержание и технология формирования у студентов основ социальной направленности в вузе.
В настоящее время в России создана развитая многоуровневая непрерывная система высшего профессионального образования в области социальной работы. Эта систем включает в себя около 250 вузов и их филиалов во многих регионах России, в которых обучаются более 30 тысяч будущих специалистов социальной работы, их подготовкой заняты более 3000 преподавателей, в том числе более 2 тысяч докторов наук, профессоров и кандидатов наук, доцентов, объединенных почти в 200 кафедр.
Одна
из важнейших психологических
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «В деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».
В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности. В этих исследованиях установлено, что ценностные ориентации личности можно изучать с точки зрения выявления их психологической сущности, причин возникновения, механизмов формирования и рассматривать как определенный результат личностного развития, как итог взаимодействия субъективных и объективных детерминант этого развития. В первом случае основным предметом исследования становятся психические процессы, обусловливающие возникновение у человека той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций личности, во втором – содержание этой системы, ее иерархическая структура, регуляторная функция в социальном поведении.
Оба подхода к исследованию ценностных ориентаций в равной мере могут быть использованы при изучении возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности. Однако если в первом в центре нашего внимания ставится генезис собственно психологического механизма данного свойства, структурного компонента личности, то во втором на передний план выдвигается оценка развития личности с точки зрения ее нравственных, социально значимых качеств. Именно последнее в наибольшей степени может характеризовать готовность личности к нахождению места для себя, для своей системы ценностей в системе ценностных координат общества. В зависимости от того, на какие ценности ориентируется студент (к чему в жизни он стремится, что в этой жизни он хочет создать или получить, в чем видит личностную ценность общения, своей деятельности и т.д.), мы можем говорить о его социальной и гражданской зрелости. Иными словами, о личностной зрелости студентов мы можем судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентаций, характерная для этого возрастного периода, будет соответствовать интересам общества.
У
каждого может существовать своя
система ценностей, и в этой системе
ценности выстраиваются в определенной
иерархической
С этих позиций в процессе выявления особенностей ценностных ориентаций учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Нетрудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т.п., можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации студентов соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.
Развитие аксиологического потенциала будущих специалистов возможно, если в вузе предусмотрено создание такой среды, которая будет способствовать направленному изменению ценностных ориентаций студентов. Анализ практики профессиональной подготовки в вузе показывает, что в качестве такой благоприятной среды можно рассматривать систему студенческого самоуправления. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, студенческое самоуправление выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми.
Изучая студенческое самоуправление, можно сделать такие выводы:
В сущности, студенческое самоуправление охватывает все без исключения сферы жизнедеятельности современного вуза. Для студентов, по выражению некоторых авторов, нет и не может быть «закрытых» зон в функционировании вуза, в противном случае вести речь о самоуправлении бессмысленно. Иными словами, студенческое самоуправление представляет собой форму и способ жизнедеятельности студентов и студенческих коллективов, соединение самостоятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза.
При
всем при этом первостепенное значение
приобретает вопрос о том, каковы
возможности студенческого
Например, А.А. Усов показывает потенциал студенческой организации в воспитании у студентов чувства социальной ответственности, что предполагает осознание студентами собственных мотивов деятельности и адекватную оценку своих способностей, понимание социальных ожиданий и требований общества, а также четкое соотнесение собственных целей и общих задач социально ориентированной деятельности2.
Рассматривая студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя, И.Н. Крещенко видит роль студенческих организаций в развитии у будущих учителей умений и навыков организации деятельности школьников по созданию и поддержке школьного ученического самоуправления. По ее убеждению, студенческое самоуправление способствует построению учебно-профессиональной деятельности будущего педагога с целью «формирования качеств, характеризующих его готовность к самоуправленческой деятельности»3.
Т.И. Волчок роль студенческого самоуправления рассматривает не только как инструмент подготовки современного специалиста, но и как условие формирования ценностей студента, что собственно созвучно с решаемой нами проблемой. Основной идеей ее исследования является понимание роли студенческого самоуправления как фактора формирования личности творческого профессионала в условиях возрождения духовности народа. В контексте ее работы основными задачами студенческой организации выступают: «приобретение знаний и формирование умений и навыков самоуправленческой деятельности; применение их на практике; активизация студентов и развитие коллективного творчества; воспитание духовной творческой личности студента, сочетающего общечеловеческие и национальные ценности»4.
Важно также подчеркнуть, что к определению студенческой организации А.А. Волчок подходит не с академической позиции, а пытается подчеркнуть творческую направленность данного понятия. Например, для определения студенческой организации она используется такие эпитеты, как «культура юности», «средство развития личности к свободе». Совершенно очевидно, что формирование такой творческой личности, о которой говорит А.А. Волчок, возможно не столько в процессе освоения основных образовательных программ, сколько в процессе приобретения студентами социального опыта, основой которого является включение в реальную социальную практику5.
Информация о работе Социальная направленность студентов вуза как условие организационной работы