Социальная направленность студентов вуза как условие организационной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы будет выявление уровня выраженности социальной направленности у студентов вуза социо-гуманитарного профиля.
В соответствии с поставленной целью, мы решаем следующие задачи:
• подобрать методики направленные на выявление таких компонентов социальной направленности, как взаимодействие в системе «человек-человек», «альтруизм» и «социальная полезность»;
• проанализировать методики, с целью выделения вопросов направленных на выявление склонности к выбору взаимодействия в системе «человек-человек»;
• выделить основные вопросы, направленные на определение уровня выраженности такого компонента социальной направленности, как «альтруизм»;
• разработать вопросы, направленные на выявление уровня участия студентов в социальных мероприятиях, акциях и проектах;
• скомпоновать вопросы, направленные на выявление уровня выраженности основных компонентов социальной направленности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК МОТИВ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5
1.2. МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 14
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 25
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 42
2.1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ХГУ 42
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 45
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ОРГАНИЗАТОРА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60

Файлы: 1 файл

Дипломная. Социальная направленность как условие организаторской активности студентов вузов. Синельникова.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение

      Россия  начала XXI столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни  и деятельности человека. Происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля  общения и взаимодействия людей. Вырисовываются и дают о себе знать новые социальные нормы и установки. Иными становятся требования к развивающейся личности. Меняются личностные эталоны и идеалы.

      Социальная  работа как профессиональная деятельность в этой связи требует пересмотра некоторых категорий и поиска новых методик для качественной подготовки молодых специалистов.

      С нашей точки зрения, одним из базовых уровней в процессе выстраивания механизмов подготовки специалистов в области социальной работы, может выступать понятие – «социальная направленность». То самое понятие, которое по своей сути, является векторным для многих людей занятых в области помогающих профессий.

      В этом заключается актуальность нашей  работы. Социальная направленность – это интегральное свойство личности, характеризующееся наличием устойчивых и преобладающих в структуре личности социальных мотивов, которые ориентируют данную личность на деятельность социального профиля.

      Понятие социальная направленность включает в  себя: такой социальный мотив как  альтруизм, склонность к выбору взаимодействия в системе «человек-человек» и связана с деятельностью направленной на оказание помощи или предоставлением социально полезных услуг.

      Целью данной работы будет выявление уровня выраженности социальной направленности у студентов вуза социо-гуманитарного профиля.

      В соответствии с поставленной целью, мы решаем следующие задачи:

  • подобрать методики направленные на выявление таких компонентов социальной направленности, как взаимодействие в системе «человек-человек», «альтруизм» и «социальная полезность»;
  • проанализировать методики, с целью выделения вопросов направленных на выявление склонности к выбору взаимодействия в системе «человек-человек»;
  • выделить основные вопросы, направленные на определение уровня выраженности  такого компонента социальной направленности, как «альтруизм»;
  • разработать вопросы, направленные на выявление уровня участия студентов в социальных мероприятиях, акциях и проектах;
  • скомпоновать вопросы, направленные на выявление уровня выраженности основных компонентов социальной направленности.

      Объектом  исследования является учебно-воспитательный процесс подготовки социальных работников.

      Предметом исследования: содержание и технология формирования у студентов основ  социальной направленности в вузе.

      В настоящее время в России создана  развитая многоуровневая непрерывная система высшего профессионального образования в области социальной работы. Эта систем включает в себя около 250 вузов и их филиалов во многих регионах России, в которых обучаются более 30 тысяч будущих специалистов социальной работы, их подготовкой заняты более 3000 преподавателей, в том числе более 2 тысяч докторов наук, профессоров и кандидатов наук, доцентов, объединенных почти в 200 кафедр.

 

1. Социальная  направленность как  мотив для деятельности

1.1. Понятие социальной  направленности

      Одна  из важнейших психологических характеристик  зрелой личности – ее ценностные ориентации. Фактически это проблема смысла человеческого  существования. Подходя к смыслу жизни как к необходимости  ее психологической оправданности, А. Н. Леонтьев отмечал: «...ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы... способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни».

      Ценностные  ориентации, являясь одним из центральных  личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем  качестве определяют широкую мотивацию  его поведения и оказывают  существенное влияние на все стороны его деятельности. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «В деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».

      В ряде исследований отмечается, что  юношеский возраст сензитивен, очень  благоприятен для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности. В этих исследованиях установлено, что ценностные ориентации личности можно изучать с точки зрения выявления их психологической сущности, причин возникновения, механизмов формирования и рассматривать как определенный результат личностного развития, как итог взаимодействия субъективных и объективных детерминант этого развития. В первом случае основным предметом исследования становятся психические процессы, обусловливающие возникновение у человека той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций личности, во втором – содержание этой системы, ее иерархическая структура, регуляторная функция в социальном поведении.

      Оба подхода к исследованию ценностных ориентаций в равной мере могут быть использованы при изучении возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности. Однако если в первом в  центре нашего внимания ставится генезис  собственно психологического механизма данного свойства, структурного компонента личности, то во втором на передний план выдвигается оценка развития личности с точки зрения ее нравственных, социально значимых качеств. Именно последнее в наибольшей степени может характеризовать готовность личности к нахождению места для себя, для своей системы ценностей в системе ценностных координат общества. В зависимости от того, на какие ценности ориентируется студент (к чему в жизни он стремится, что в этой жизни он хочет создать или получить, в чем видит личностную ценность общения, своей деятельности и т.д.), мы можем говорить о его социальной и гражданской зрелости. Иными словами, о личностной зрелости студентов мы можем судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентаций, характерная для этого возрастного периода, будет соответствовать интересам общества.

      У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе  ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимозависимости. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное.

      С этих позиций в процессе выявления  особенностей ценностных ориентаций учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Нетрудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т.п., можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации студентов соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.

      Развитие  аксиологического потенциала будущих  специалистов возможно, если в вузе предусмотрено создание такой среды, которая будет способствовать направленному изменению ценностных ориентаций студентов. Анализ практики профессиональной подготовки в вузе показывает, что в качестве такой благоприятной среды можно рассматривать систему студенческого самоуправления. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, студенческое самоуправление выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми.

      Изучая  студенческое самоуправление, можно  сделать такие выводы:

  • наряду с тем, что студенческое самоуправление является компонентом воспитательной системы вуза, оно представляет собой особую форму инициативной, самостоятельной, общественно полезной деятельности студентов по решению различных вопросов студенческой молодежи: организации обучения, быта, досуга, развития ее социальной активности и поддержке социально приемлемых инициатив;
  • студенческое самоуправление выступает в качестве формы самостоятельной общественной деятельности студентов по осуществлению функций управления жизнью студенческого коллектива;
  • ценной является идея о том, что основной приоритет самоуправления – организаторская деятельность в студенческой среде, защита интересов и прав студентов, формирование конкурентоспособного специалиста;
  • как целостная система студенческое самоуправление отражает различные организационные формы, обеспечивающие участие в управлении студенческими коллективами;
  • студенческое самоуправление является хорошей школой для развития умений принятия и реализации решений, касающихся организации и осуществления жизнедеятельности студентов;
  • студенческое самоуправление способствует включению студентов в управление вузом, в частности, в обсуждение и решение вопросов деятельности вуза, планирование, организацию, мотивацию и контроль учебного процесса, научно-исследовательской и внеучебной работы1.

      В сущности, студенческое самоуправление охватывает все без исключения сферы  жизнедеятельности современного вуза. Для студентов, по выражению некоторых  авторов, нет и не может быть «закрытых» зон в функционировании вуза, в противном случае вести речь о самоуправлении бессмысленно. Иными словами, студенческое самоуправление представляет собой форму и способ жизнедеятельности студентов и студенческих коллективов, соединение самостоятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза.

      При всем при этом первостепенное значение приобретает вопрос о том, каковы возможности студенческого самоуправления (его отдельных органов, студенческих организаций и отдельных инициативных групп студентов) в расширении и усилении педагогического влияния на студенческую молодежь.

      Например, А.А. Усов показывает потенциал студенческой организации в воспитании у студентов  чувства социальной ответственности, что предполагает осознание студентами собственных мотивов деятельности и адекватную оценку своих способностей, понимание социальных ожиданий и требований общества, а также четкое соотнесение собственных целей и общих задач социально ориентированной деятельности2.

      Рассматривая  студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя, И.Н. Крещенко видит роль студенческих организаций в развитии у будущих учителей умений и навыков организации деятельности школьников по созданию и поддержке школьного ученического самоуправления. По ее убеждению, студенческое самоуправление способствует построению учебно-профессиональной деятельности будущего педагога с целью «формирования качеств, характеризующих его готовность к самоуправленческой деятельности»3.

      Т.И. Волчок роль студенческого самоуправления рассматривает не только как инструмент подготовки современного специалиста, но и как условие формирования ценностей студента, что собственно созвучно с решаемой нами проблемой. Основной идеей ее исследования является понимание роли студенческого самоуправления как фактора формирования личности творческого профессионала в условиях возрождения духовности народа. В контексте ее работы основными задачами студенческой организации выступают: «приобретение знаний и формирование умений и навыков самоуправленческой деятельности; применение их на практике; активизация студентов и развитие коллективного творчества; воспитание духовной творческой личности студента, сочетающего общечеловеческие и национальные ценности»4.

      Важно также подчеркнуть, что к определению студенческой организации А.А. Волчок подходит не с академической позиции, а пытается подчеркнуть творческую направленность данного понятия. Например, для определения студенческой организации она используется такие эпитеты, как «культура юности», «средство развития личности к свободе». Совершенно очевидно, что формирование такой творческой личности, о которой говорит А.А. Волчок, возможно не столько в процессе освоения основных образовательных программ, сколько в процессе приобретения студентами социального опыта, основой которого является включение в реальную социальную практику5.

Информация о работе Социальная направленность студентов вуза как условие организационной работы