Система органов государственного управления здравоохранением

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:10, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение органов здравоохранения, их структурное взаимодействие, роль и значимость в жизни государства.

Оглавление

Введение 3
1. Состояние здравоохранения на данный момент в РК
2. Понятие и общая характеристика управления здравоохранением 4
3. Система органов государственного управления здравоохранением 6
4. Администрация организаций здравоохранения 11
5. Перспективы развития системы здравоохранения 12
5.1. Развитие здравоохранения на селе 15
Заключение 16
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Непосредственная  организация охраны здоровья народа возложена на отраслевые органы здравоохранения — территориальные (системы Министерства образования, культуры и здравоохранения) и ведомственные.

Территориальные органы здравоохранения осуществляют свою деятельность на определенной территории и составляют вместе с подчиненными им организациями единую систему управления. В эту систему входят: Министерство, департаменты (отделы) при местных исполнительных органах.

В системе отраслевых органов управления могут быть выделены относительно самостоятельные специальные подсистемы органов управления, занимающиеся управлением отдельными подотраслями здравоохранения.

Специальные подсистемы органов управления в организации и проведении мероприятий общемедицинского характера связаны с общеотраслевыми органами здравоохранения (Министерством и отделами здравоохранения) и подчиняются им[4].

Наряду с  территориальными органами управления здравоохранением, данной деятельностью занимаются ведомственные органы, имеющие в своем ведении медицинские организации. Ведомственные органы здравоохранения организуют медицинское обслуживание работников своих отраслей, а также некоторых категорий граждан (участников и инвалидов Великой Отечественной войны). Ведомственные органы здравоохранения обязаны соблюдать единые требования организации осуществления лечебно-профилактической деятельности и санитарно-эпидемиологического надзора.

Министерство  образования, культуры и здравоохранения  координирует деятельность этих органов по вопросам лечебно-профилактической помощи, санитарно-эпидемиологического обслуживания населения, охраны территории республики от завоза и распространения инфекционных заболеваний, а также контроля за этой деятельностью.

Содержание  управления здравоохранением составляет совокупность общих и специальных исполнительных и распорядительных функций. К общим функциям относятся разработка государственных программ, их финансирование, контроль, решение кадровых вопросов; к специальным — организация лечебно-профилактической помощи, размещение сети лечебно-профилактических и других организаций здравоохранения, обеспечение медицинских организаций и населения лекарственными средствами и другими медицинскими изделиями и оборудованием, организация санитарно-эпидемиологического надзора, производство медицинских экспертиз, развитие медицинской науки, работа по профилактике заболеваний среди населения.

  1. Система органов государственного управления здравоохранением

Правительство Республики Казахстан в области  охраны здоровья граждан:

разрабатывает единую государственную  политику охраны здоровья граждан и  меры по ее осуществлению;

разрабатывает государственные  программы, представляет их на утверждение  Президенту Республики Казахстан и  несет ответственность за их исполнение;

утверждает и финансирует  целевые комплексные программы  развития здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности;

руководит деятельностью  исполнительных органов, министерство, государственных комитетов, иных центральных исполнительных органов;

утверждает бесплатный гарантированный  объем медицинской помощи и публикует  в печати.

Руководство охраной  здоровья в Республике Казахстан  осуществляют высшие и местные органы государственной власти и управления.

Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент и Правительство Республики Казахстан.

Правительство в пределах своих полномочий на основании  статьи 66 Конституции Республики Казахстан  и в соответствии с Указом Президента, имеющим силу конституционного Закона, "О Правительстве Республики Казахстан" определяет и реализует государственную политику в области здравоохранения.

Местные исполнительные органы являются органами государственного управления общей компетенции, которые руководят здравоохранением на своей территории. Они обязаны обеспечить комплексное социально-экономическое развитие, развивать пропорционально, с учетом конкретных условий все отрасли социально-культурной сферы, в том числе и здравоохранения.

В соответствии с Законом  Республики Казахстан "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" от 10 декабря 1993 года областная, районная, городcкая администрация ведает организациями здравоохранения, принимает меры по укреплению их материально-технической базы и охране здоровья населения[4].

Местные исполнительные органы на своей территории организуют проведение санитарно-профилактических и противо-эпидемиологических мероприятий, определяют планы по предупреждению и ликвидации заболеваний, осуществляют контроль за обеспечением санитарного состояния городов, сельских населенных пунктов, организаций, источников водоснабжения. Они организуют оказание медицинской помощи населению, охрану материнства, отцовства и детства, обеспечение лекарственной помощью, решают вопросы размещения организаций оздоровительного профиля.

Местные представительные и  исполнительные органы осуществляют руководство юридическими и физическими лицами по проведению ими санитарного законодательства и обеспечивают защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную среду обитания, возмещение ущерба их здоровью.

В перспективе согласно постановлению  Правительства Республики Казахстан "О концепции региональной политики Республики Казахстан" от 9 сентября 1996 года планируется ввести государственное управление отраслями социально-экономического развития на региональном уровне, то есть управлять здравоохранением на местном уровне предполагается не в зависимости от административно-территориального деления, а в зависимости от социально-экономического состояния региона, с учетом разных типов регионов в целях более полного раскрытия их потенциала.

Исходя из требований эффективного сочетания централизации и децентрализации управления развитием страны, планируются поэтапная передача большинства полномочий из центра на региональный уровень и соответственно расширение прав местных органов власти и повышение их ответственности в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития территорий. Следовательно, и схема государственного управления здравоохранением будет иной.

Министерство образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан является органом непосредственного  государственного управления здравоохранением в республике.

Министерство с подведомственными  ему организациями здравоохранения  при местных исполнительных органах, а также ведомственными медико-санитарными службами образует систему организации медицинской помощи, управления и контроля за состоянием здоровья населения и санитарно-эпиде-миологическим благополучием республики.

Министерство осуществляет функции, свойственные в целом системе органов здравоохранения.

Отделы и управления (департаменты) здравоохранения местных исполнительных органов руководят делом охраны здоровья народа в пределах своей территории. Они обеспечивают лечебно-профилактическое обслуживание населения в больницах, на дому и в амбулаторно-поликлинических учреждениях, проводят мероприятия по охране материнства, отцовства и детства, осуществляют контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Отделы и управления (департаменты) здравоохранения непосредственно руководят медицинскими организациями, определяют территорию обслуживания населения лечебно-профилактическими организациями, анализируют состояние здравоохранения на своей территории, разрабатывают планы мероприятий по ликвидации определенных заболеваний и представляют их на утверждение местным исполнительным органам.

Межотраслевые органы управления здравоохранением обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения[5].

Основными нормативно-правовыми  актами, определяющими правовое положение государственных органов, осуществляющих управление в области обеспечения санитарно-эпидемилогического благополучия населения, являются Закон Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 8 июля 1994 года и Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Республики Казахстан от 25 апреля 1995 года № 547.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Казахстан представляет собой единую централизованную систему органов и организаций, главными задачами которых являются предупреждение, выявление и ликвидация вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения, профилактика инфекционных и профессиональных заболеваний путем осуществления контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией и надзора за выполнением организациями, должностными лицами и гражданами санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, санитарного законодательства и законов Республики Казахстан в части охраны здоровья народа.

Наиболее важной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы является осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, являющегося разновидностью административного надзора.

Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Республики Казахстан возглавляет  Главный государственный санитарный врач Республики Казахстан, являющийся заместителем министра и обеспечивающий руководство ее органами и организациями на принципах централизованного управления.

Областные, городские  и районные санитарно-эпидемиологические станции осуществляют непосредственно  государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов организациями, должностными лицами и гражданами; проведением мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию загрязнения окружающей среды, оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, предупреждение инфекционной, паразитарной, профессиональной заболеваемости; планировкой и застройкой городских и сельских поселений объектами жилищно-гражданского строительства; производством, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов питания и продовольственного сырья; производством и использованием инвентаря, тары, контактирующих с пищевыми продуктами и питьевой водой; производством и реализацией детских товаров, косметических и моющих средств; производством, транспортировкой, хранением, применением и захоронением радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ; состоянием водоснабжения, канализации и очистки населенных мест; проводят расследование случаев пищевых отравлений, санитарно-эпидемиологическую экспертизу[6].

 

 

 

    1. Администрация организаций здравоохранения

 

Непосредственную  медицинскую помощь населению призваны оказывать организации здравоохранения.

Администрация государственных организаций здравоохранения является первичным звеном системы органов государственного управления, в случае приватизации организаций здравоохранения их администрация уже не является органом государственного управления.

Все организации  здравоохранения в зависимости  от содержания выполняемых функций можно разделить на следующие типы и виды:

а) лечебно-профилактические организации (больницы, госпитали, диспансеры различного профиля, учреждения скорой медицинской помощи и станции переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения; б) санитарно-профилактические организации (санитарно-эпидемиологические лаборатории, дезинфекционные, противочумные станции); в) организации судебно-медицинской экспертизы; г) аптечные организации; д) научно-исследовательские организации, а также высшие и средние медицинские и фармацевтические учебные заведения.

Различные виды организаций здравоохранения выполняют  как общемедицинские, так и специфические  задачи и функции.

В зависимости  от режима выделяют стационарные и  амбулаторные организации здравоохранения[7].

В настоящее  время можно выделить организации  государственной и частной системы здравоохранения. Все организации здравоохранения, независимо от форм собственности, являются юридическими лицами и вправе разрабатывать и утверждать свою организационную структуру, штаты, самостоятельно выбирать форму хозяйствования, организации и оплаты труда.

Государственные лечебно-профилактические организации  обязаны обеспечивать: бесплатную, доступную, своевременную, квалифицированную  медицинскую помощь; оказание неотложной медицинской помощи; готовность к работе в экстремальных условиях; проведение специальных профилактических медицинских мероприятий по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и т. д.

Все организации  частной системы здравоохранения, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой, обязаны: осуществлять медицинскую деятельность только при наличии лицензии на все виды оказываемой профилактической, диагностической и лечебной помощи населению; руководствоваться санитарно-эпидемическими нормами и правилами организации работы лечебно-профилактических организаций, утвержденными Министерством образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан; применять методы диагностики, профилактики и лечения, лекарственные средства, разрешенные к применению Министерством; вести первичные медицинские документы, утвержденные Министерством, и ежегодно представлять отчеты в местные органы здравоохранения и т. Д[8].

Информация о работе Система органов государственного управления здравоохранением