Система органов государственного управления здравоохранением

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:10, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение органов здравоохранения, их структурное взаимодействие, роль и значимость в жизни государства.

Оглавление

Введение 3
1. Состояние здравоохранения на данный момент в РК
2. Понятие и общая характеристика управления здравоохранением 4
3. Система органов государственного управления здравоохранением 6
4. Администрация организаций здравоохранения 11
5. Перспективы развития системы здравоохранения 12
5.1. Развитие здравоохранения на селе 15
Заключение 16
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)
    1. Перспективы развития системы здравоохранения

 

Опыт развитых стран показывает, что медицинскую  помощь большинство взрослого и  детского населения получает в организациях ПМСП, в том числе у врачей общей  практики.

Согласно Указу  Президента РК, предлагаемая модель ПМСП в Республике Казахстан будет основана на принципах общей врачебной практики и состоять из центров ПМСП, получающих государственный заказ от местных органов управления здравоохранением. Данная модель будет основана на принципах свободного выбора врача и экономических методов управления, включая введение двухкомпонентного подушевого норматива со "стимулирующей" составляющей. Это позволит обеспечить доступность и улучшить качество оказываемых медицинских услуг, повысить заинтересованность медицинских работников в конечных результатах своего труда.

Реформирование  и развитие ПМСП будет осуществляться в 2 этапа.

На первом этапе (2005-2007 годы) будет сохранена и  развита существующая сеть амбулаторно-поликлинических  организаций, в том числе функционирующих на принципах общей врачебной практики. Укрепится их материально-техническая база, что позволит внедрить новые лечебно-диагностические технологии. Улучшится бесплатное или льготное лекарственное обеспечение по видам заболеваний и отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении.

Поэтапное реформирование ПМСП будет ориентировано на эволюционное внедрение принципа общей врачебной  практики. В 2005-2007 годы будет проведена  реструктуризация амбулаторно-поликлинической  помощи в городской местности  с созданием поликлиник смешанного типа, предоставляющих услуги врачей общей практики и специализированную помощь. Специализированная помощь в поликлиниках районных центров и городов, а также плановая госпитализация в стационары будет оказываться гражданам только по направлению врачей ПМСП.

Будет проводиться  политика целевого инвестирования капитального строительства, реконструкции и  ремонта объектов ПМСП, в первую очередь в регионах, испытывающих недостаток мощностей амбулаторной службы, для реализации принципа выравнивания и укрепления материально-технической базы.

В связи с  усилением роли и расширением  функций ПМСП потребуются совершенствование  нормативной правовой базы ее деятельности, внедрение протоколов диагностики  и лечения заболеваний, разработка инструктивных документов по вопросам диспансеризации, санитарно-эпидемиологического нормирования и лекарственного обеспечения населения.

На первом этапе  реформирования ПМСП будут осуществляться следующие организационные и  лечебно-профилактические мероприятия:

 

финансовое  и юридическое отделение амбулаторно-поликлинических  структур от стационаров;

межсекторальное взаимодействие с органами социальной защиты и другими заинтересованными  службами, а также неправительственными организациями;

изучение структуры  заболеваемости прикрепленного населения, разработка и реализация мер по ее снижению и предупреждению;

профилактические  осмотры отдельных категорий  граждан;

иммунопрофилактика;

расширение  объема профилактических, лечебно-диагностических  и реабилитационных мероприятий для состоящих на диспансерном учете, а также больных с социально значимыми заболеваниями;

внедрение и  развитие стационарозамещающих технологий с лекарственным обеспечением больных  в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

введение льготного  лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне отдельных категорий населения, а также больных по определенному  перечню заболеваний;

дальнейшее  укрепление лабораторной службы, включая  внедрение методов экспресс-диагностики;

повышение качества услуг на уровне ПМСП с переходом от системы контроля лечебно-диагностического процесса к оценке деятельности по конечному результату;

участие населения  в деятельности организаций ПМСП на основе принципа свободного выбора врача[9].

Реализация  указанных мероприятий приведет к существенному увеличению доли амбулаторных медицинских услуг в общей структуре оказания медицинской помощи и снижению уровня госпитализации. По мере расширения объема и повышения качества медицинской помощи на уровне ПМСП, начиная с 2005 года будет увеличиваться размер подушевого норматива.

На втором этапе (2008-2010 годы) начнется переход системы  ПМСП на принцип общей врачебной  практики. Будут созданы самостоятельные  центры ПМСП. Финансирование указанных  организаций в рамках государственного заказа будет производиться на основе метода подушевого финансирования с элементами фондодержания. Объем услуг, оказываемых центрами ПМСП, будет существенно расширяться, а их материально-техническая база (здания, коммуникации, оборудование) приведена в соответствие новым требованиям. Персонал центров должен будет повышать квалификацию и проходить переподготовку не реже 1 раза в 5 лет.

В целях повышения  качества оказываемой медицинской  помощи на регулярной основе будет  осуществляться аккредитация организаций ПМСП, и каждые 3 года - аттестация медицинских кадров на профессиональную компетентность при участии независимых экспертов.

 

Реформирование  первичного звена предусматривает  одновременные преобразования в  организации службы скорой медицинской помощи как неотъемлемого компонента ПМСП.

Развитие данной службы будет осуществляться по следующим  направлениям:

снижение объемов  скорой медицинской помощи за счет сокращения числа необоснованных вызовов  и переадресации пациентов, нуждающихся  в неотложной (а не в экстренной) помощи, в организации амбулаторного звена, а также путем расширения диапазона деятельности и доступности первичного уровня;

материально-техническое  обеспечение службы в соответствии с утвержденными нормативами;

координация действий по оказанию первой медицинской помощи персонала служб жизнеобеспечения (полиция, дорожная полиция, пожарная служба) и водителей транспортных средств.

На втором этапе  реформирования ПМСП организации, оказывающие  скорую медицинскую помощь, должны стать самостоятельными.

Следствием  проводимых реформ по усилению профилактической направленности и укреплению ПМСП станут рационализация службы стационарной медицинской  помощи, отход от ориентации на койко-место. В перспективе будут создаваться  многопрофильные больницы со специализированными отделениями. Противотуберкулезные диспансеры, инфекционные и другие больницы будут усиливаться и функционировать отдельно ввиду их специфики.

Строительство новых и реконструкция имеющихся  лечебных организаций будут проводиться с учетом необходимости развития таких форм стационарной помощи и приоритетности организаций ПМСП.

При этом будут  максимально четко определены критерии к госпитализации пациентов с  учетом принципов этапности и  преемственности оказания медицинской  помощи.

Таким образом, приоритетным направлением совершенствования  организации медицинской помощи в Республике Казахстан будет  создание новой модели ПМСП, основанной на принципах общей врачебной  практики, наряду с рационализацией  деятельности службы скорой помощи и стационаров. Данная модель будет в полной мере отвечать потребностям населения, основываться на взаимной ответственности медицинских работников и граждан за охрану здоровья. Это позволит сместить акценты с затратной стационарной на амбулаторно-поликлиническую помощь, обеспечив преемственность и этапность в оказании медицинской помощи населению[5].

 

 

 

 

 

 

5.1.Развитие здравоохранения на селе

 

В рамках Государственной  и региональных программ развития сельских территорий Республики Казахстан в 2004-2010 годы будет улучшена материально-техническая база сельского здравоохранения. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов здравоохранения и полное оснащение объектов ПМСП медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом будут осуществляться в соответствии с установленными нормативами, а также согласно методике определения потребности в развитии сети приоритетных организаций здравоохранения и источников финансирования их строительства и реконструкции, разрабатываемой Министерством здравоохранения Республики Казахстан.

В 2005-2007 годы должны быть построены 90 объектов здравоохранения  и отремонтированы 450. При этом должны быть полностью обеспечены все потребности  населения в лечении туберкулеза  и родовспоможении.

Будет продолжено распространение мобильной и телемедицины[1].

На селе будет  сохранена существующая система  оказания ПМСП.

Основным направлением совершенствования организации  медицинской помощи будет повышение  роли и расширение деятельности врача  общей практики. На него будет возложено руководство персоналом ФП и ФАПов (фельдшерами, акушерками, медсестрами), а также координация деятельности с социальными работниками. Для выполнения поставленных задач предусматривается углубленная подготовка фельдшерско-акушерского персонала по общей практике.

В 2005-2006 годы будет  завершен перевод СВА, СУБ/СБ и районных поликлиник в статус государственных  учреждений.

В связи с  новой схемой финансирования и четким разделением функций районные поликлиники  будут финансово и юридически отделены от центральных районных больниц.

На втором этапе  будет рассмотрен вопрос об изменении  организационно-правовой формы медицинских  организаций.

Особая роль на селе будет отводиться центральным  районным (районным) больницам.

В целях обеспечения  объектов сельского здравоохранения квалифицированными медицинскими и фармацевтическими кадрами будут разработаны действенные механизмы закрепления на селе специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, такие, как предоставление служебного жилья, выплата единовременных пособий, погашение государственных образовательных кредитов при условии трехлетней работы в сельской местности.

Областным исполнительным органам будет предоставлено  право выделения целевых грантов  за счет средств соответствующих местных бюджетов на подготовку специалистов с условием их дальнейшей работы на селе в течение трех лет[2].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Министерство  здравоохранения Республики Казахстан  является центральным исполнительным органом в составе Правительства  Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере охраны здоровья граждан, медицинского и фармацевтического образования.

В соответствии с Указом Президента, имеющим силу Закона, от 17 апреля 1995 года "О лицензировании" занятие медицинской, врачебной деятельностью, изготовление и реализация лечебных препаратов подлежат лицензированию. Поэтому все организации здравоохранения вправе заниматься медицинской деятельностью только при наличии лицензии, условия и порядок выдачи которой регулируются данным нормативным актом. Лицензии на медицинскую деятельность выдаются только Министерством. В дальнейшем предполагается передача полномочий по лицензированию подкомиссиям на местах при областных управлениях здравоохранения.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан  граждане имеют право на получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения. Но в действительности бесплатная медицинская помощь предоставляется только детям и лицам, страдающим определенными заболеваниями (сахарный диабет, цирроз печени и др.). Остальные категории граждан подлежат обязательному медицинскому страхованию, то, есть оказываемая им медицинская помощь оплачивается (работодателями, местными исполнительными органами, самими гражданами).

Таким образом, Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы показала свою эффективность и в целом выполнила задачи, поставленные на период ее реализации. За эти годы сформировалась определенная тенденция в показателях здоровья населения республики. Наряду с некоторым увеличением средней продолжительности жизни по республике происходит снижение показателя общей смертности. Отмечается снижение значений уровней смертности от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований, туберкулеза, материнской смертности. Выявлен не только рост заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями (за счет скринингов), но снижение заболеваемости злокачественными новообразованиями.

Оказание платных  медицинских и профилактических услуг населению производится лечебно-профилактическими  организациями при государственных органах здравоохранения, отделениями (кабинетами) при государственных организациях здравоохранения, а также частными лечебными организациями и лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля  2010 года № 922 «О стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года».
  2. Закон Республики Казахстан от 4 июня 2003 года
  3. Аканов А.А. Политика охраны здоровья населения в Казахстане: Опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010-2015 годы. Астана, 2006. 243 с. 
  4. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: Концепция, проблемы и перспективы. Алматы, 2001. 100 с.
  5. Аканов А.А., Кульжанов М.К., Камалиев М.А. Новое общественное здравоохранение в Казахстане //Центрально-Азиатский журнал по общественному здравоохранению. 2005. № 2-3. С. 14-20.
  6. Девятко В.Н., Аканов А.А. Здоровье народа и здравоохранение Казахстана в переходный период: Опыт, уроки, проблемы. Алматы, 1999. 140 с.
  7. Девятко В.Н., Кульжанов М.К., Аканов А.А. Здравоохранение мира: состояние, перспективы, развитие (опыт Казахстана). Алматы, 1995. 128 с.
  8. Организация здравоохранения Казахстана /Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Астана-Алматы, 2006. 231 с.
  9. Шарманов Т.Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). Алматы-Вашингтон-Женева, 2008. 184 с.

Информация о работе Система органов государственного управления здравоохранением