Шпаргалка по «Конфликтологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 16:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Конфликтологии»

Файлы: 1 файл

билеты по конфликтологии.docx

— 120.72 Кб (Скачать)

 

 

 

Вопрос8 Динамика конфликта стадии и фазы. Основные стадии развития конфликта: 
А - Предконфликг, скрытый (латентный) этап развития конфликта. 
Б - Собственно конфликтное взаимодействие, открытый этап развития конфликта. 
В - Завершение (разрешение) конфликта. 
Г - Постконфликт, латентный этап конфликта.

А) Основные фазы конфликта на предконфликтном, скрытом (латентном) этапе развития:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации состоит в возникновении объективного противоречия, которое еще не осознано конфликтами, и они не предпринимают никаких действий конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут взаимно «сняты» субъектами конфликта в результате осознания ситуации в качестве объективной и требующей разрешения. 
2. Осознание субъектами («S») конфликта объективной конфликтной ситуации (К сит.) субъекты конфликта осознают конфликтную ситуацию, возникает потребность ее разрешения, но ее восприятие носит субъективный характер. Осознание объективной конфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным.

Неадекватное осознание объективной конфликтной ситуации, как правило, имеет двоякого рода последствия. А именно: 
1. Оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происходит в результате недооценки или преуменьшения опасности конфликтной ситуации. 
2. Оно может выступить катализатором явного конфликта, способствовать ускорению его перехода в открытую форму противоборства. Это происходит при преувеличении опасности противоречий на стадии осознания объективной конфликтной ситуации.

Адекватное осознание и оценка объективной конфликтной ситуации является важнейшим условием оптимального ее разрешения, выступает эффективным способом предотвращения возможного открытого конфликтного противоборства.

3. Попытки субъектов конфликта разрешить объективную конфликтную ситуацию (К сит.) неконфликтными способами происходят преимущественно коммуникационными способами, определением своей позиции, ее аргументированием. 
4. Предконфликтная ситуация - осознание конфликтантами угрозы своим интересам, попытки разрешить конфликт неконфликтными способами успеха не принесли.

Б) Основные фазы конфликта на этапе собственно конфликтного взаимодействия:

1 Инцидент (от лат. incidens - случай, случающийся) - действия субъектов конфликта, направленные на единоличное владение объектом конфликта и представляющие угрозу интересам друг друга. Осознание ими угрозы своим интересам и переход к активным формам противодействия друг другу.

Инцидент необходимо отличать от повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может быть и специально спровоцировано, но следует учитывать, что повод еще не конфликт. В отличие от повода, инцидент - это начало конфликта.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях субъектов конфликта. С одной стороны, возникает желание попытаться быстрее разрешить объективную конфликтную ситуацию в свою пользу, а с другой - давлеет страх неизвестности ее конечного исхода.

На этой фазе развития конфликта его субъекты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в соответствующие юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше сторонников и средств давления на другого. В ход пускаются не только общепринятые формы противоборства, но и формы, связанные с различными видами насилия, вплоть до вооруженного. Это, как правило, приводит к эскалации конфликта.

2. Эскалация (от латинского «scala» - лестница) - стадия развития конфликта, которая характеризуется резкой интенсификацией динамики противоборства субъектов конфликта. При этом последующие разрушительные их воздействия друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Если конфликт вошел в фазу эскалации, его деструктивные функции, как правило, преобладают над конструктивными. Эта фаза в своем развитии проходит ряд этапов: 
1-й этап - резкое сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности - переход к более примитивным, агрессивным формам противоборства; 
2-й этап - вытеснение адекватного восприятия оппонента образом «врага». Он становится доминирующим в информационной модели конфликта; 
3-й этап - рост эмоционального напряжения; 
4-й этап - переход от аргументов к претензиям и личным выпадам; 
5-й этап - рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов, их поляризация. Интересы оппонентов становятся биполярными; 
6-й этап - применение насилия в качестве аргумента, связанного с внутренней компенсацией утраченного престижа, снижением самооценки, возмещением ущерба; 
7-й этап - потеря первоначального предмета разногласий; 
8-й этап - расширение границ конфликта, его генерализация (переход к более глубоким противоречиям); 
9-й этап - вовлечение в конфликт новых участников.

Необходимо подчеркнуть, что это касается как межличностных, так и групповых конфликтов любого уровня. Так как инициаторы конфликта могут формировать и поддерживать эти процессы при помощи соответствующего манипулятивного воздействия как на индивидуальное, так и массовое сознание участников конфликта.

Необходимо учитывать, что в процессе эскалации происходит регрессия сознательной сферы психики участников конфликта. Этот процесс носит характер цепной реакции.

3.Сбалансированное противодействие характеризуется тем, что стороны продолжают противодействовать друг другу, но интенсивность противоборства снижается. Стороны осознают, что силовыми методами конфликт не разрешить, но действий, направленных на разрешение конфликта другими способами, не предпринимают.

В) Основные фазы конфликта на этапе его завершения (разрешения)

1. Прекращение активного противоборства. Характеризуется прекращением активных  форм противоборства и осознанием  обеими конфликтующими сторонами  необходимости перехода к коммуникативным  формам взаимодействия. Оно может  быть обусловлено как коренной  переменой ценностей субъектами  конфликта, так и появлением реальных  условий его прекращения, или  сил, способных это сделать. Прекращение  активного противоборства также  может быть обусловлено и тем, что обе стороны осознали безрезультатность  продолжения конфликтного взаимодействия. Таким образом, к факторам, способствующим прекращению активного противоборства, следует отнести: 
- явное ослабление одной или обеих сторон или истощение их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство; 
- очевидная бесперспективность продолжения конфликта и осознание этого его участниками; 
- преобладающее превосходство одной из сторон, позволяющее ей подавить оппонента или навязать ему свою волю; 
- появление в конфликте третьей стороны, ее способность и желание прекратить противоборство. Все это в определенной степени предопределяет поведение субъектов конфликта в фазе его разрешения (завершения).

2. Разрешение (завершение) конфликта. Стороны переходят к активному информационному, коммуникативному взаимодействию, переговорному процессу, направленному на разрешение конфликта, достижение взаимоприемлемого решения. Полный отказ от силовых методов и способов противоборства. Разрешение конфликта может быть обусловлено как факторами, вызывающими прекращение активного противоборства, так и «уничтожением» одного или обоих субъектов конфликта. Способы разрешения конфликта весьма разнообразны. К наиболее типичным из них относят: 
- устранение (уничтожение) одного или обоих субъектов противоборства; 
- устранение (уничтожение) объекта конфликта или его изменение; 
- изменение позиций обеих или одного из субъектов конфликта; 
- обращение субъектов конфликта к третьей стороне и завершение его при посредстве третейского судьи; 
- переговоры как наиболее эффективный способ разрешения конфликта.

Следует отметить, что в современной конфликтологической литературе разводятся понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта».

Под разрешением конфликта понимается одна из форм его завершения, выраженная в позитивном, конструктивном решении проблемы субъектами конфликта или с участием третьей стороны.

Но конфликт может завершиться и в других формах: 
- затухание (угасание) конфликта; 
- перерастание конфликта в конфликт другого уровня.

Г) Основные фазы постконфликтного этапа:

1. Частичное разрешение (нормализация) конфликта. Сохраняется эмоциональная напряженность в форме обоюдных обид, подозрительности и недоверия, переживаний, обусловленных понесенными потерями и неудачами. Осуществляется коррекция самооценок и притязаний, отношения к оппоненту. Обострение чувства вины, горечи. Отношения восстановлены, но обусловлены в большей степени функциональной зависимостью. При этом необходимо учитывать, что частичное разрешение конфликта, как правило, приводит к возникновению постконфликтного синдрома, выражающегося в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. При обострении противоречий постконфликтный синдром может стать источником нового конфликта, с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

2. Полное разрешение (нормализация) конфликта. Наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Полное преодоление негативных установок. Продуктивное участие в совместной деятельности, полное восстановление предконфликтных отношений, выход на новый уровень конструктивного взаимодействия.

Рассматривая варианты развития конфликта, следует подчеркнуть, что конфликты, развивающиеся по второму варианту (минующие фазу эскалации), как правило, менее длительны, более конструктивны, противоборство не выходит за пределы этических норм, что значительно облегчает и ускоряет его конструктивное разрешение.

 

Вопрос 9. внешние стратегии поведения в конфликте: Соперничество характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления. Избегание.Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.Приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени. Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

 

 

 

Вопрос10 Этапы развития конфликтологии в России Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие "конфликт" и его производные. Как самостоятельная наука конфликтология в России существует с начала 90-х годов. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П.О. Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам.

По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов.

1 период - до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются  как  практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период - 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук -  отраслей  конфликтологии. В  это  время  конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология),  а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.

 Второй период включает 4 этапа:

Первый этап - 1924-1934 гг.

Охватывает первую  "волну" публикаций.  Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.

Второй этап - 1935-1948 гг.

Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап - 1949-1972 гг.

Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии,  педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап - 1973-1989 гг.

Ежегодно публикуется  не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.

3 период - 1990 год - настоящее  время

Появляются первые междисциплинарные  исследования,  конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций  (от 60 до 250),  создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

Информация о работе Шпаргалка по «Конфликтологии»