Шпаргалка по «Конфликтологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 16:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Конфликтологии»

Файлы: 1 файл

билеты по конфликтологии.docx

— 120.72 Кб (Скачать)

Вопрос 1Понятие конфликта, его признаки, причины

Конфликт  в переводе с латинского это столкновение  противоположно направленных целей, позиций, интересов, мнений, в том числе и просто субъектов соц. взаимодействия.

Конфликтология наука о конфликтах, путях и способах их разрешения. Конфликтология молодая наука,

 появилась в 20 веке, в 1990 году  в Санкт –Петербурге. Конфликт как явление действительности становится конфликтом лично для нас только тогда когда в нем сталкиваются противоречия личнозначимые для нас. До тех пор пока нет столкновения личностных смыслов и принципов, нет конфликта. Есть различные мнения по поводу того или иного предмета, события, явления. Существенные признаки конфликта: субъективность носителя противоречия ;личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов; обстоятельства или условия выявившие противоречия и столкнувшие интересы субъектов. Классическая форма конфликта:Конфл.ситуация(противоречия)+инцидент (эмоц.напряжен. реакция субъекта с высказыванием противоречий) = конфликт.Причины конфликта: неадекватная самооценка как следствие неадекватное представление о других людях; несоответствие выполнения соц. ролей в обществе; ограниченность моральных и материальных ресурсов подлежащих распределению; групповая дискриминация (национ. аспект)

 

 

Вопрос 2Структура конфликта

структура  конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность,  тождественность самому  себе, отличие от других явлений социальной жизни,  без которых он не может существовать как динамически  взаимосвязанная  целостная система и процесс.Каждая конфликтная  ситуация  имеет  объективное  содержание и субъективное значение.  Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.1. Участники конфликта.  В  любом  социальном  конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт,  основными действующими лицами являются люди.  Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт),  как официальные лица (конфликт по  вертикали)  или  как  юридические  лица (представители учреждений  и организаций).  Степень участия  в  конфликте  может  быть  различной:  от непосредственного противодействия до опосредованного  влияния  на ход конфликта.  Исходя  из этого выделяют:  основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.2. Предмет конфликта- это объективно существующая или  воображаемая  проблема,  служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.3. Объект  конфликта.  Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается.  Объект является ядром  проблемы.  Объектом конфликта может   быть   материальная   (ресурс),   социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.4. Микро-  и  макросреда - условия,  в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала. Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е.  те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.1.  Мотивы  сторон -  это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий,  вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов,  так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.2. Конфликтное  поведение  состоит из противоположно направленных действий оппонентов.  Этими  действиями  реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов.  Чередование взаимных реакций, направленных  на  реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.3. Информационные модели конфликтной ситуации. По-другому этот компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта.Степень соответствия образа конфликтной  ситуации  реальности может  быть  различной.  Исходя из этого выделяют четыре случая.-Конфликтная ситуация объективно существует,  но не осознается, не воспринимается участниками.  Конфликта как социально-психологического явления нет. -Объективная конфликтная ситуация  существует  и  стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).-Объективная конфликтная ситуация отсутствует,  но тем не менее отношение  сторон  ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).-Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно  воспринимается  участниками.  Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.

 

 

 

 

Вопрос 3Тесты, диагностирующие  конфликтогенность личности

В принципе, любые практические категории работы с тестами конфликтогенности личности подразделяются на многосторонние и специально-ориентированные. К первым тестам конфликтогенности личности можно отнести разноплановые методики: MMPI 2- опросник, ориентированный на определение широкого круга характеристик, разработан для оценки структурных особенностей личности и уточнения характера эмоциональных расстройст,CPI- предмет тестирования:совокупность определенных особенностей или свойств личности, проявляемых ею в реальных ситуациях межличностного взаимодействия;Задачи тестирования: определение личностного типа и стиля межличностного взаимодействия; прогнозирование поведения в реальных ситуациях межличностного взаимодействия.FPI-Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Содержит 12 шкал, диагностирующих невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсию-интроверсию, эмоциональную лабильность, маскулинность-феминность. ДМО Лери-Назначение. Изучение представлений человека о себе и особенностей своих межличностных отношений с окружающими . Тест позволяет четко структурировать сложившуюся картину межличностных отношений, выявить реального лидера группы, определить зону конфликта и понять причины его возникновения, распознать антагонистически и коллегиально настроенные подгруппы, определить степень сплоченности коллектива. Такие тесты конфликтогенности личности позволяют осуществить моментальную интерпретацию сразу целого комплекса психологических компонентов респондента.Вторые - это узко-направленные тесты конфликтогенности личности нацеленные на диагностику определенных личностных компонентов, к примеру опросники: М.Рокича- применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами., Дж.Холланда- Данный опросник основан на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, и призванного помочь выбрать профессию с учетом, главным образом, личностных особенностей., 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла позволяет выяснить особенности  характера, склонностей и интересов личности., Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет узнать темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности,методика  предназначена  для  диагностики  акцентуаций  характера  и  темперамента.Выделенные Леонгардом 10 типов  акцентуированных  личностей  разделены  на  две группы:   акцентуации  характера   (демонстративный,   педантичный,   застревающий,  возбудимый)  и  акцентуации  темперамента  (гипертимический,    дистимический,  тревожнобоязливый,  циклотимический,   аффективный,   эмотивный).

 

 

 

Вопрос 4Конфликтология как наука. Связь с другими науками.

Конфликтология - "наука о конфликтах" - это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. 
Объект конфликтологии - конфликт как социальное явление. 
Предмет конфликтологии - исследование закономерностей генезиса, функционирования, развития, управления и разрешения социальных конфликтов. 
Цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, и их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях. 
Функции конфликтологии: 
1.теоретико-познавательная - разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. 
2. аналитическая - исследование на уровне теории среднего уровня обогащает социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. 
3. прогностическо-управленческая - изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им.

Изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров, можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником. Наиболее тесно современная конфликтология связана с социологией, которая, изучая общественное мнение по различным проблемам общества, делая по ним собственные выводы, может выявить болевые ее зоны, а так же проследить последствия этих явлений для обществ.

Поскольку конфликты всегда связаны с борьбой интересов людей или их взглядов, огромную роль играет психологический фактор. Через цикл психологических дисциплин конфликтология делает глубокое осмысление ния проблемных ситуаций, противоречий, драм и трагедий, способствует более умелой обращении с оппонентами, поиска психологических резервов личности для предотвращения проблемных ситуаций и выхода из них или й х решению, если конфликт уже началсяя.

Психодиагностика помогает конфликтологии проводить исследования по вопросам прогнозирования конфликтов Психокоррекция, психотерапия, психологическое консультирование помогают наладить взаимоотношения внутригрупп, а также и на межличностном уровне. Большое значение имеет опыт психологической науки в вопросах решения внутриличностных конфликтов.

Сама жизнь требует поиска взаимосвязи конфликтологии с педагогическими науками Сфера взаимосвязи может лежать в процессе воспитания ребенка как личности и будущего активного участника общественной жизни. а так же в наличии педагогического такта в ходе решения различных проблемных ситуациий.История, философия и современная философская мысль сформулировали общие принципы понимания конфликта как острой формы проявления противоречия, как столкновения и взаимодействия противоположностей

Связь с циклом математических наук, прежде всего, с прикладной математикой, представляется в виде абстрактных математических моделей, которые можно интерпретировать на реальных объектах. Связь конфликтологии с циклом правовых наук состоит в том, что они утверждают принципы и нормы, права и обязанности, в рамках которых должен находиться человек, группа и все общество Нарушение этих норм и прав приводит к конфликтным ситуациям, которые могут выливаться в конфликты. Цикл исторических наук дает конфликтологии богатый и разноплановый материал для анализа политических, социальных, военных и других конфликтов в обществе Исторический опыт показывает, какие потери несут в в себе конфликты, дает уникальную возможность найти способы их предотвращения, а учет негативного опыта в прошлом может дать возможность избежать его в будущем.

 

 

 

 

Вопрос 5.классификация конфликтов

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

  • «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

  • «случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие,утверждающие,активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами..

Информация о работе Шпаргалка по «Конфликтологии»