Шпаргалги по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:33, шпаргалка

Краткое описание

ответы на вопросы по социологии для студентов

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

С точки зрения организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов и все социальные связи внутри этих институтов основаны на строго установленных предписаниях ( к ним относятся право, устав, инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия). Формальные институты играют огромную роль в современном обществе с точки зрения социальных связей. Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты. Например, если отношения в армии регламентируются уставом и правилами, то отношения в группе ровесников собравшихся провести досуг устанавливаются специфическими «правилами игры», т.е. нормами, позволяющими разрешать возникающие конфликты. Но правила во втором случае нигде не зафиксированы в виде правил и устава. В неформальных институтах социальный контроль осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном сознании, традициях, обычаях. Именно этим определяются связи между индивидами и группами в неформальных институтах, и часто это более эффективные средства, чем нормы права или другие формальные правила.

В разные исторические времена на передний план выходили разные социальные институты: в первобытнообщинном обществе — семья играла особую роль, в феодальном обществе базовым  институтом являлась религия, в советском обществе — полит. институты и прежде всего партия, в капиталистическом обществе ведущая роль принадлежит экон. институтам. Гармоничная и сбалансированная система социальных институт, обеспечивающих основные потребности общества и прежде всего в обеспечении необходимых связей и регулировании поведения людей — это важнейшее условие сохранения и развития общества. Во время революционных или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность либо адаптируются к новым условиям и задачам. Но формирование новых институтов требует времени, в итоге люди сталкиваются с трудностями неурегулированности новых социальных отношений и связей, поддержания общественного порядка в каких-то областях жизни. Такие переходные периоды когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных социальных институтов Дюркгейм назвал аномией.

32. Социальные  нормы и социальный контроль.

Соц. нормы –  правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в обществе потребность  в закреплении таких общих  норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот. ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Соц. контроль –  это способ саморегуляции соц. системы, обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие  людей и других структурных элементов  этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка  и стабильности.

1)Соц. контроль  – составная часть более общей  и многообразной системы соц.  регулирования поведения людей  и общественной жизни. Ее специфика  состоит в том, что такое  регулирование носит упорядоченный,  нормативный и категоричный характер  и обеспечивается соц. санкциями или угрозой их применения.

2)Соц. контроль  осуществляется и через социализацию  личности, и через взаимодействие  личности с первичной соц. группой,  ее культурой и через взаимодействие  личности, соц. группы с обществом  в целом.

3)Соц. контроль – процесс соц. взаимодействия, при котором не только личность испытывает воздействие соц. контроля, но и соц. контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности.

4)Характер, содержание  и направленность соц. контроля  определяются характером, природой, типом данной соц. системы.

В системе обеспечения  соц. контроля важное место принадлежит  соц. санкциям как реакции общества или соц. группы на поведение личности в соц. значимых условиях. Соц. нормы, выражающие требования, предписания  наряду с определением типа поведения обычно содержат соц. санкции, т.е. соц. последствия того или иного поведения, которые вытекают из установок данной социокультурной системы. Соц. санкции – это оперативное средство соц. контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения требований соц. норм и ролей.

По своему характеру  соц. санкции могут быть правовыми, моральными, религиозными и др.; по сфере  применения – политическими, экономическими, духовно-идеологичесикми и др.; по содержанию – позитивными и негативными; по форме закрепления – формальными, закрепленными в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международные и внутригосударственные.

Применение правовых санкций обеспечивается гос. принуждением, моральных – силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или соц. группы. Различные виды соц. санкций и норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга.

Роль и значение соц. контроля состоят в том, что  он вносит серьезный вклад в обеспечение  воспроизводства соц. отношений и соц. структуры и тем самым играет важную роль в стабилизации и интеграции соц. системы и укреплении соц. порядка. Соц. контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений соц. группы или всего общества. Особенна велика роль соц. контроля в предотвращении и пресечении соц. отклонений.

33. Культура: ее содержание, основные элементы, особенности социологического анализа.

соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

Общество как  большая соц. группа и культура как  способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Это  все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом.

Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности  всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

1.Культура служит  основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

2.Обеспечивая  единство ценностей, идеалов всех  членов общества, соответствующая  культура служит его важнейшей  сплачивающей силой, во многом  определяющая стабильность всей  общественной системы.

3.Культура –  важнейшая основа и фактор  организации, регулирования и  модернизации общественной жизни.  Особенно велика соц. роль культуры  проявляется в переходные эпохи  развития общества (Россия).

34. Образование  как социальный институт. Проблемы  развития системы образования в России.

Институт образования  имеет длительную историю от первичных  форм передачи знания от родителей  к детям. Через возникновение  первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру  (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

Главная функция  системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Чем больше усложнялось  общество в процессе развития и более  значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс  образования:

стали готовить учителей специально;

подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;

сама система  образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и  разветвленная система дополнительного  образования и повышения квалификации);

школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования  включает в себя определенную сферу  деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных  прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты  для школы должны приниматься  парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.

Гармоничная и  сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.

35. Семья  как социальный институт и  малая социальная группа. Функции  семьи.

Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная  роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

Семья выполняет  разнообразные важные соц. функции:

репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство  население;

социализация  детей, воспитательная, культурное воспроизводство  общества;

содержание детей  и престарелых членов.

Функции второго  плана:

коммуникационная  в разных аспектах — внутри семьи  и с внешним миром,

регулятивная  — регулирует поведение своих  членов,

накопление и  передача собственности и статуса,

рекреационная — материальные и моральные условия  отдыха.

Эти функции  в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

Информация о работе Шпаргалги по "Социологии"