Социология Карла
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:03, творческая работа
Краткое описание
Биографическая справка
Социология знания
Социальная реконструкция
Файлы: 1 файл
- Биографическая
справка
- Социология
знания
- Социальная
реконструкция
- Краткая
биографическая справка
- Карл
Маннгейм – выдающийся
немецкий философ и
социолог. 1-ю половину
жизни прожил в Венгрии
и Германии (до 1МВ –
Австро-Венгрия), 2-ю
– в Англии.
- Образование
получил в 4-х университетах:
Будапештском, Фрайбургском,
Гейдельбергском, Парижском.
- Взгляды
Маннгейма сформировались
под влиянием Лукача,
Вебера, Риккерта, Гуссерля,
лекции которых он слушал
в германских университетах
в послевоенный период.
До 1927 г. - философские
публикации, затем –
работы по теоретической
социологии.
- В
1925 г. получает звание
приват-доцента (лектора)
в Гейдельбергском университете,
в 1927 г. – должность
профессора социологии
и экономики во Франкфуртском
университете. В 1933 г.
переезжает в Англию.
Работает лектором в
Лондонской школе экономики,
затем профессором в
области культуры в
Лондонском университете.
- ОСНОВНЫЕ
РАБОТЫ:
- «Консервативное
мышление»
- «Свобода,
власть и демократическое
планирование»
- «Идеология
и утопия»
- «Социология
знания»
- В
последние годы – проявление
интереса к психологии
и психоанализу.
-
3 -
- -
новая,
выделенная Маннгеймом область
знания, изучающая взаимодействие
мышления и общества. Эти
взаимоотношения рассматривались
в процессе изучения
социальных структур.
- Основные
тезисы анализа:
-
Мышление – это деятельность,
связанная с социальной
и образующая структурную
систему (терминология
Маннгейма).
-
Социология рассматривает
индивидуальную активность
в контексте группового
опыта (социального
взаимодействия).
- Теоретическая
социология знания Маннгейма
противоречива, подвержена
многим влияниям. Он
считал это нормальным
для стадии становления
области знания.
- Методологически
выделял 2 подхода к
изучению культурных
и интеллектуальных
явлений:
-
внутренний – понимание
имманентных (внутренне
присущих) значений
исследователем изнутри;
-
внешний – через понимание
социального процесса,
в который включен каждый
индивид.
-
4 -
- Маннгейм
развил тезис Маркса
о зависимости системы
идей от социальной
и классовой принадлежности
их приверженцев.
Каждый мыслитель относится
к какой-либо социальной
группе, выполняет определенную
роль, обладает социальным
статусом. Эти параметры
задают его интеллектуальный
кругозор. Поэтому все
идеи и истины относительны,
т.к. определяются, в
значительной степени,
социальной и исторической
ситуацией, в которой
возникают.
- Поэтому
Маннгейм определяет
социологию знания как
теорию социальной или
экзистенциальной обусловленности
мышления.
Это означает, что познание
и идеи локализованы,
находятся внутри социальной
структуры или исторического
процесса.
- Т.е.,
общий объект можно
видеть с разных позиций,
с позиций различной
социальной принадлежности
– и придти к различным
познавательным выводам.
Следовательно, человеческое
мышление зависит от
ситуации, и процесс
познания можно уподобить
«описанию 7-ми слепцами
слона».
- Экзистенциальное
определение познания
предполагает, что социальным
положением наблюдателя
определяются не только
ориентации, оценки
и содержание идей, но
и выбор проблемы, способ
ее постановки и разрешения.
-
5 -
- Т.е.,
по существу,
Маннгейм развивает
одну из версий «концепции
идеологии», в которой
все уровни и аспекты
познания связаны с
социальной позицией
участников. Мышление
корректируется
в сторону определенной
социальной группы.
А иногда сами социальные
силы целенаправленно
порождают интеллектуальные
результаты.
- Маннгейм
рассматривает параллели
согласования типов
исторических и социальных
ситуаций с типами интеллектуальных
продуктов – идей. Влияние
среды не является прямым.
Абсолютно лишь то, что
возникновению определенных
идей предшествует возникновение
определенных социальных
групп их носителей.
- Группы
идей в значительной
степени определяются
классовыми потребностями
и предпочтениями.
- Маннгейм
выделяет мышление привилегированной
знати, идеи среднего
класса и т.д. Тот, кто
обладает выгодой и
привилегиями по своему
социальному статусу -
защищает их и теоретически
на уровне идей, концепций,
идеологий, законодательства.
- В
дополнение к классовому
анализу, более широкому,
чем у Маркса, Маннгейм
привлекает и другие
факторы – напр., отношение
к идеям различных поколений
или возрастных групп.
Эти факторы также вписываются
в рамки системно-структурного
подхода.
-
6 -
- Считал
, что его вклад
в развитие социологии
представлен 2-мя частями:
-
методологией эмпирического
и теоретического описания
влияния социального
взаимодействия на мышление;
- Во 2-й
половине творческой
деятельности сформулировал
тезис о том, что, хотя
все слои и группы общества
воспроизводят идеи
идеологического характера,
тем не менее, существует
особый тип людей –
социально обособленная
интеллигенция, способная
к глубокому, самостоятельному
и неискаженному мышлению.
- Она
отрекается от своих
корней, ее представители
вступают в диалог
друг с другом и достигают
вершин интеллектуального
Олимпа.
Утопическая вера в
социальную независимость
слоя интеллигенции,
способной в результате
обсуждений привести
действительность к
оптимальной системе
взаимодействия.
- Обращение
к истории дает нам основание
для заключения о
неправомерности такого
рода ожиданий (не Маннгейм!).
Это – позиция его оппонентов.
Получив такого рода
критику, Маннгейм уточняет:
мышление интеллигенции
не обязательно должно
быть неверным – ошибки
возникают в результате
«неполноты перспективы
видения».
-
7 -
- Т.е.,
что перспективное
мышление может представлять
«неполный взгляд».
Эта доктрина Маннгейма
получила название реляционизма.
- Разработана
в британский период.
После 1933 г. его позиция
становится активной
и публицистически выраженной.
Ощущал потребность
внести вклад в защиту
цивилизации от надвигающегося
фашизма.
- Ставит
диагноз социального
кризиса.
Он начинается с расширения
процессов «фундаментальной
демократизации». Элите
не удается дистанцировать
массы от политики. Растет
число социальных групп,
стремящихся к контролю
политической сферы
и разрешению посредством
политики своих личных
интересов.
- Но
подъем масс угрожает
не только элите, но
и всему обществу. Старая
элита, утрачивая власть,
уже не может быть лидером.
Индустриализация способствует
увеличению сложности
и дифференцированности
социальной жизни. Параллельно
нарастает и ее рационализация.
- Ситуация
кризиса, по Маннгейму, -
это проявление нарушения
действия рациональных
механизмов. Оно приводит
к растерянности, хаосу,
панике.
-
8 -
- Для
выхода из кризиса
необходима реконструкция
социальной системы,
основанная не на плохо
скоординированной
активности людей
в рыночных отношениях,
а на осознанном планировании. Только
такого рода плановая
социальная реконструкция
спасет западную цивилизацию.
- Достижение
этой цели предполагает
развитие и закрепление
нового стиля мышления
– планируемого мышления
для всех членов и руководителей
общества.
- По
Маннгейму,
для достижения оптимального
социального состояния
не требуется ничего,
кроме полной реконструкции
человеческого мышления
и воли.
- В
результате этих процессов
должна произойти вторичная
интеграция людей в
группы, оформленная
по разным основаниям.
Здесь под контролем
планирования должны
оказаться не только
материальные, но и духовные
аспекты жизни. Поэтому
он возвращается к идее
конструктивной роли
церкви, способствующей
единению и восстановлению
моральных ценностей.
-
9 -
- В
спланированном обществе
выбор лидеров
не может быть произвольным.
Лидеры должны конкурировать,
а процедуры выборов
должны быть усовершенствованы.
- Социальным
планированием должна
заниматься научная
элита. Элита социологов
должна быть ответственна
перед обществом за
нахождение механизмов
социальной стабилизации
– без навязывания своей
воли.
- Вопрос
о сопряжении лидерства
и демократии остается
не проясненным. Не задается
он и вопросом: кто должен
планировать плановиков?
Вместо этого он предлагает
различать случайную
и функциональную власть.
В планируемом обществе
должна быть представлена
только последняя. Проблема,
однако, заключалась
также и в том (не Маннгейм!),
что случайная власть
для одних могла быть
функциональной для
других, и наоборот.
Информация о работе Социология Карла