Социология Карла

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:03, творческая работа

Краткое описание

Биографическая справка
Социология знания
Социальная реконструкция

Файлы: 1 файл

Лекция 15. Социология К.Маннгейма.pptx

— 87.93 Кб (Скачать)

        Лекция  15.  СОЦИОЛОГИЯ Карла МАННГЕЙМА (MANNHEIM)  
        (1893- 1947, Германия) 
         
         

    ПЛАН 

    1. Биографическая  справка
    2. Социология знания
    3. Социальная реконструкция

    - 2 –  
     

    1. Краткая биографическая справка
 
    • Карл  Маннгейм – выдающийся немецкий философ и социолог. 1-ю половину жизни прожил в Венгрии и Германии (до 1МВ – Австро-Венгрия), 2-ю – в Англии.
    • Образование получил в 4-х университетах: Будапештском, Фрайбургском, Гейдельбергском, Парижском.
    • Взгляды Маннгейма сформировались под влиянием Лукача, Вебера, Риккерта, Гуссерля, лекции которых он слушал в германских университетах в послевоенный период. До 1927 г.  - философские публикации, затем – работы по теоретической социологии.
    • В 1925 г. получает звание приват-доцента (лектора) в Гейдельбергском университете, в 1927 г. – должность профессора социологии и экономики во Франкфуртском университете. В 1933 г. переезжает в Англию. Работает лектором в Лондонской школе экономики, затем профессором в области культуры в Лондонском университете.
    • ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
    • «Консервативное мышление»
    • «Свобода, власть и демократическое планирование»
    • «Идеология  и утопия»
    • «Социология знания»
    • В последние годы – проявление интереса к психологии и психоанализу.

- 3 - 

    2. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

    • - новая, выделенная Маннгеймом область знания, изучающая взаимодействие мышления и общества. Эти взаимоотношения рассматривались в процессе изучения социальных структур.
    • Основные тезисы анализа:
    1. Мышление – это деятельность, связанная с социальной и образующая структурную систему (терминология Маннгейма).
    2. Социология рассматривает индивидуальную активность в контексте группового опыта (социального взаимодействия).
    • Теоретическая социология знания Маннгейма противоречива, подвержена многим влияниям. Он считал это нормальным для стадии становления области знания.
    • Методологически выделял 2 подхода к изучению культурных и интеллектуальных явлений:
    1. внутренний – понимание имманентных (внутренне присущих) значений исследователем изнутри;
    2. внешний – через понимание социального процесса, в который включен каждый индивид.

- 4 - 
 

    • Маннгейм развил тезис Маркса о зависимости системы идей от социальной и классовой принадлежности их приверженцев. Каждый мыслитель относится к какой-либо социальной группе, выполняет определенную роль, обладает социальным статусом. Эти параметры задают его интеллектуальный кругозор. Поэтому все идеи и истины относительны, т.к. определяются, в значительной степени, социальной и исторической ситуацией, в которой возникают.
    • Поэтому Маннгейм определяет социологию знания как теорию социальной или экзистенциальной обусловленности мышления. Это означает, что познание и идеи локализованы, находятся внутри социальной структуры или исторического процесса.
    • Т.е., общий объект можно видеть с разных позиций, с позиций различной социальной принадлежности – и придти к различным познавательным выводам. Следовательно, человеческое мышление зависит от ситуации, и процесс познания можно уподобить «описанию 7-ми слепцами слона».
    • Экзистенциальное определение познания предполагает, что социальным положением наблюдателя определяются не только ориентации, оценки и содержание идей, но и выбор проблемы, способ ее постановки и разрешения.

- 5 - 

    • Т.е., по существу, Маннгейм развивает одну из версий «концепции идеологии», в которой все уровни и аспекты познания связаны с социальной позицией участников. Мышление корректируется  в сторону определенной социальной группы. А иногда сами социальные силы целенаправленно порождают интеллектуальные результаты.
    • Маннгейм рассматривает параллели согласования типов исторических и социальных ситуаций с типами интеллектуальных продуктов – идей. Влияние среды не является прямым. Абсолютно лишь то, что возникновению определенных идей предшествует возникновение определенных социальных групп их носителей.
    • Группы идей в значительной степени определяются классовыми потребностями и предпочтениями.
    • Маннгейм выделяет мышление привилегированной знати, идеи среднего класса и т.д. Тот, кто обладает выгодой и привилегиями по своему социальному статусу -  защищает их  и теоретически на уровне идей, концепций, идеологий, законодательства.
    • В дополнение к классовому анализу, более широкому, чем у Маркса, Маннгейм привлекает и другие факторы – напр., отношение к идеям различных поколений или возрастных групп. Эти факторы также вписываются в рамки системно-структурного подхода.

- 6 - 

    • Считал , что его вклад  в развитие социологии представлен 2-мя частями:

             - методологией эмпирического и теоретического описания влияния социального взаимодействия на мышление;

             -    теоретическим анализом влияния этих взаимоотношений на действительность.

    • Во 2-й половине творческой деятельности сформулировал тезис о том, что, хотя все слои и группы общества воспроизводят идеи идеологического характера, тем не менее, существует особый тип людей – социально обособленная интеллигенция, способная к глубокому, самостоятельному и неискаженному мышлению.
    • Она отрекается от своих корней,  ее представители вступают в диалог  друг с другом и достигают вершин интеллектуального Олимпа. Утопическая вера в социальную независимость слоя интеллигенции,  способной в результате обсуждений привести  действительность к оптимальной системе взаимодействия.
    • Обращение к истории дает нам основание для заключения о  неправомерности такого рода ожиданий (не Маннгейм!).  Это – позиция его оппонентов. Получив такого рода критику, Маннгейм уточняет: мышление интеллигенции не обязательно должно быть неверным – ошибки возникают в результате «неполноты перспективы видения».

- 7 - 

    • Т.е., что перспективное мышление может представлять «неполный взгляд». Эта доктрина Маннгейма получила название реляционизма.

    3. Социальная реконструкция

    • Разработана в британский период. После 1933 г. его позиция становится активной и публицистически выраженной. Ощущал потребность внести вклад в защиту цивилизации от надвигающегося фашизма.
    • Ставит диагноз социального кризиса. Он начинается с расширения процессов «фундаментальной демократизации». Элите не удается дистанцировать массы от политики. Растет число социальных групп, стремящихся к контролю политической сферы и разрешению посредством политики своих личных интересов.
    • Но подъем масс угрожает не только элите, но и всему обществу. Старая элита, утрачивая власть, уже не может быть лидером. Индустриализация способствует увеличению сложности и дифференцированности социальной жизни. Параллельно нарастает и ее рационализация.
    • Ситуация кризиса, по Маннгейму, - это проявление нарушения действия рациональных механизмов. Оно приводит к растерянности, хаосу, панике.

- 8 - 

    • Для выхода из кризиса  необходима реконструкция  социальной системы, основанная не на плохо  скоординированной  активности людей  в рыночных отношениях, а на осознанном планировании. Только такого рода плановая социальная реконструкция спасет западную цивилизацию.
    • Достижение этой цели предполагает развитие и закрепление нового стиля мышления – планируемого мышления для всех членов и руководителей общества.
    • По Маннгейму, для достижения оптимального социального состояния не требуется ничего, кроме полной реконструкции человеческого мышления и воли.
    • В результате этих процессов должна произойти вторичная интеграция людей в группы, оформленная по разным основаниям. Здесь под контролем планирования должны оказаться не только материальные, но и духовные аспекты жизни. Поэтому он возвращается к идее конструктивной роли церкви, способствующей единению и восстановлению моральных ценностей.

- 9 - 

    • В спланированном обществе выбор лидеров  не может быть произвольным. Лидеры должны конкурировать, а процедуры выборов  должны быть усовершенствованы.
    • Социальным планированием должна заниматься научная элита. Элита социологов должна быть ответственна перед обществом за нахождение механизмов социальной стабилизации – без навязывания своей воли.
    • Вопрос о сопряжении лидерства и демократии остается не проясненным. Не задается он и вопросом: кто должен планировать плановиков? Вместо этого он предлагает различать случайную и функциональную власть. В планируемом обществе должна быть представлена только последняя. Проблема, однако, заключалась также и в том (не Маннгейм!), что случайная власть для одних могла быть функциональной для других, и наоборот.

Информация о работе Социология Карла