Социология Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:45, реферат

Краткое описание

В связи с этим, по устоявшейся традиции в западной социологии марксистское понимание общества и его идею общественного развития относят к теории конфликта.

Целью данной работы является рассмотрение данной теории с исторической точки зрения формационного подхода.

Оглавление

Введение
1. Карл Маркс
1.1 Карл Маркс, как человек
1.2 Карл Маркс, как мыслитель
2. Идейно-теоретические истоки
3. Человек и общество
4. Материалистическое понимание истории
5. Социальное развитие и социальная революция
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

.Реферат

Социология Карла Маркса

 

 

                                                    Содержание

 

Введение

   1. Карл Маркс

      1.1 Карл Маркс, как человек

      1.2 Карл Маркс, как мыслитель

  2. Идейно-теоретические истоки

  3. Человек и общество

  4. Материалистическое понимание истории

  5. Социальное развитие и социальная революция

Заключение

 

Библиографический список

 

Введение

   В истории новоевропейской социально-экономической мысли марксистская школа социологии представляет явление необычное, экстраординарное. Используя лучшие достижения классической социально-философской мысли и французскую просветительскую философию, французский и английский утопический социализм, немецкую классическую философию и английскую политэкономию, марксизм в то же время резко порывал со всеми интеллектуальными традициями, предлагая свой, леворадикальный, проект переустройства общества. И Руссо, и Фурье, и Смит, и Гегель были исключительно реформистами, т. е. сторонниками мирного решения экономических проблем и трудовых конфликтов. И это, несомненно, отразилось на характере их учения.

 

Карл Маркс (1818-1883) и  Фридрих Энгельс (1820-1895) уже в 1844-1848 гг. декларировали принципиальный разрыв со всеми теоретическими традициями, провозгласили необходимость создания нового, коммунистического общества, еще не имея развернутого и эмпирически доказанного анализа существующего общества. По всей видимости, необходимость устранения старого и построения нового общества — сказалась на методологии исследования, содержании теоретических выводов и направленности практических рекомендаций.

 

Методология К. Маркса при  анализе социальных проблем общественного  труда, с одной стороны, исходила из натуралистических установок позитивизма (хотя сам Маркс в этом никогда не признавался), требовавшего рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по примеру естественных наук, с характерными для них причинно-следственным объяснением событий и индуктивным методом. Отсюда тезис о естественноисторическом развитии общества и конкретно-эмпирическая аргументация теоретических обобщений. С другой стороны, его методология сознательно ориентировалась на то, что позднее у М. Вебера получило название принципа отнесения к ценности, т. е. согласование эмпирических данных и теоретических выводов с «историческим интересом эпохи», под которым Маркс понимал исключительно интересы пролетариата.

 

В связи  с этим, по устоявшейся традиции в западной социологии марксистское понимание общества и его идею общественного развития относят к теории конфликта.

 

Целью данной работы является рассмотрение данной теории с исторической точки зрения формационного подхода.

1. Карл Маркс.

           1.1 Карл Маркс, как человек.

Карл Маркс - самый знаменитый и  влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.

 

Очевидно, что рассматривать Маркса как ученого чрезвычайно трудно, тем более что сам он не разделял в своей деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту науку необходимо. Но для того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого от Маркса - политика, пророка и идеолога.

 

Родился Карл Маркс 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвоката, потомка раввинов, принявшего в 1816 г. протестантство. Отец Карла был человеком либеральных взглядов, приверженцем идей французских просветителей. На формирование личности Маркса значительное влияние оказал его будущий тесть, Людвиг фон Вестфален, также сторонник идей Просвещения. После окончания в 1835 г. гимназии в Трире Маркс учился вначале на юридическом факультете Боннского университета, затем на юридическом факультете Берлинского университета, где занимался изучением права, истории и философии. В 1841 г. Маркс оканчивает университет и затем получает диплом доктора философских наук Иенского университета.

 

Первоначально Маркс хотел заняться научной деятельностью, намереваясь вступить в должность доцента в Боннском университете, но быстро понял, что его намерение неосуществимо: его взгляды находились в явном конфликте с феодально-репрессивным режимом тогдашней Пруссии..

 

Маркс становится журналистом, точнее, политическим публицистом. На протяжении многих лет он сотрудничает в качестве автора и редактора в различных газетах и журналах Европы и США, сочетая работу публициста с научной и политико-практической деятельностью.

 

В 1843 г. Маркс женится на подруге  своего детства Женни фон Вестфален, которая всю жизнь вместе с ним стойко переносила огромные трудности и лишения. Многодетная семья Маркса постоянно бедствовала. Он постоянно скитался, меняя жилища и страны. С молодых лет Маркс жил в эмиграции и постоянно подвергался высылке: из Пруссии, Франции, Бельгии. В конце концов его второй родиной стала Англия, где он жил с 1849 г. до самой смерти, наступившей 14 марта 1883 г.

 

Еще в большей степени, чем Конт, Маркс был маргинальной личностью. Уверовав в неизбежный крах капитализма, он пророчил и готовил революцию в тех обществах, в которых жил; тем самым он автоматически становился для них чужим. Маркс находился на грани официальной академической науки: с одной стороны, он был так или иначе с ней связан и не мог, естественно, совсем без нее обойтись; с другой - резко критиковал ее как и противопоставлял себя ей, обосновывая веру в грядущий золотой век - коммунизм, он в то же время объявил себя богоборцем, отвергая все существующие религиозные верования.

 

Маркс находился в постоянной конфронтации с различными политическими движениями, причем не только буржуазными, но и рабочими и социалистическими. Наконец, он, безусловно, оказался маргиналом в классовом смысле: будучи выходцем из состоятельного социального слоя, он решительно выступил против него, провозгласив необходимость диктатуры пролетариата.

 

Политический  радикализм Маркса был тесно связан с такими особенностями его личности, как властность, безапелляционность суждений и нетерпимость по отношению  к чужим мнениям.

Неудивительно, что взаимоотношения  Маркса с друзьями и единомышленниками в основном делятся на два типа: это либо отношения учителя и учеников, либо отношения бывших единомышленников и друзей, ставших врагами из-за того, что одни не захотели стать или оставаться учениками другого.

Нетерпимость настолько соединилась с фигурой Маркса и методом его работы, что из личностной черты переросла в характерную черту его учения. Впоследствии эта особенность была усвоена В. И. Лениным, и в большевистской интерпретации считалась характерной для марксизма.

 

Исключением в отношениях Маркса с друзьями, впрочем, лишь подтверждающим отмеченное правило, составляла его дружба с Фридрихом Энгельсом (1820-1895).. Их дружба началась в 1844 г. и продолжалась всю жизнь.

 

. В известной мере  Энгельса можно считать соавтором  марксистской доктрины, но в целом он все-таки в большей мере был выдающимся ее пропагандистом и популяризатором.

 

В своей политической борьбе Маркс также постоянно  выступал вместе с Энгельсом. Маркс поставил перед собой цель вооружить пролетариат коммунистическим учением, так как именно в пролетариате он увидел материальную силу, призванную практически реализовать это учение. Поэтому его организационно-политическая деятельность разворачивается именно в сфере рабочего движения.

 

Учение  Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором научные и практические вопросы тесно переплетаются. Наука была для него не самоцелью, а прежде всего средством и частью практического революционного преобразования мира.

По-видимому, занятие  чистой наукой представлялось Марксу делом преходящим, которое в будущем обществе исчезнет вместе с исчезновением разделения труда и сольется с практической деятельностью. Он отрицательно относился к социальным ученым, ограниченным рамками академической науки и признанием существующих социальных институтов. Нежелание или боязнь признать необходимость революционного обновления этих институтов он считал не только проявлением аморализма, но и тормозом в поиске научной истины. По иронии судьбы, однако, он все-таки вошел в историю науки, той самой академической, науки, которую он ненавидел, презирал и третировал.

 

1.2 Карл Маркс, как  мыслитель.

Многие из знавших  Маркса отмечали его гениальность, колоссальную эрудицию, глубину и  широту его познаний в самых разных областях, а также чрезвычайную требовательность к себе в научных вопросах. Определить его научную деятельность непросто, как непросто отделить его научную деятельность от публицистической и политико-практической.. Его труды носят междисциплинарный характер. Но к какой бы научной дисциплине или жанру формально ни относилась та или иная его работа, ему было присуще социологическое видение исследуемой проблематики. Идеи, понятия, проблемы, которые он разрабатывал в своих философских, исторических, экономических, публицистических трудах, являются социологическими, по сути, и составляют вклад в развитие социологии как науки. Неразрывная связь научного поиска и практических устремлений вызывает необходимость выделения научного содержания его теорий. Междисциплинарный характер его творчества усложняет поиск социологических аспектов его научных исследований.

 

Его социологические  идеи рассеяны в самых разных произведениях. К тому же эти идеи очень часто  излагаются не в форме позитивного  развертывания, а в форме полемики с теми или иными оппонентами, иногда известными, иногда малоизвестными или безвестными.

 

В результате к настоящему времени существует такое множество  разнообразных интерпретаций и  трактовок его учения, иногда весьма причудливых, что правильнее говорить уже не о марксизме, а о марксизмах.

 

Итак, реконструкция при  истолковании социологии Маркса необходима и неизбежна, учитывая незавершенность  и многозначность его творчества, слияние в нем различных научных  дисциплин, а также научных и  вне научных компонентов. Но для того, чтобы эта реконструкция могла быть более или менее адекватной, важно постоянно различать и разделять:

1) доктрину Маркса, или  марксизм Маркса, с одной стороны,  и марксизм, точнее, марксизмы, возникшие  после Маркса, - с другой;

2) научные и вне научные компоненты творчества Маркса;

3) внутри научных компонентов:  социологические и вне социологические, относящиеся к другим социальным наукам;

4) социологию Маркса  и марксистскую социологию, т.  е. те социологические теории  и подходы, которые представляют  собой развитие, истолкование и применение его идей. Даже для того, чтобы понять взаимовлияние этих сторон, их необходимо различать.

 

Разумеется, осуществлять это различение и разделение далеко не просто, а иногда и невозможно, но стремиться к этому нужно, если мы хотим понять именно социологию Маркса.

 

2. Идейно-теоретические  истоки.

Существует известное  представление, идущее от Энгельса и  сформулированное В. И. Лениным в  статье, о том, что источники учения Маркса в целом - это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм.

 

Когда речь идет о немецкой классической философии, то следует подчеркнуть влияние двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель больше других мыслителей оказал влияние на стиль и метод научного, в том числе социологического, мышления Маркса; на его представление об объективных социальных законах, прокладывающих себе дорогу сквозь и через желания и действия отдельных людей; на его идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, в котором противоречия разрешаются в диалектическом синтезе (согласно гегелевской триаде ); на ряд идей частного характера у Маркса; наконец, на его теорию отчуждения.

 

Из социалистов, оказавших  наибольшее влияние, как на социологические, так и на политико-утопические взгляды Маркса, следует отметить Сен-Симона. В социологическом аспекте он оказал важное воздействие на оценку Марксом:

1) роли (т. е., по Сен-Симону, производства в широком смысле);

 

2) значения форм собственности  и классов, особенно пролетариата;

 

3) важности революционных  сдвигов. 

 

Вообще следует подчеркнуть, что идеалы Маркса сформировались раньше, чем он сосредоточился на научных изысканиях. Не наука привела его к идеалу коммунизма, а наоборот, уже утвердившемуся в его сознании коммунистическому идеалу он стремился найти научное обоснование.

 

Влияние Мозеса Гесса (1812-1875) на Маркса было достаточно велико, он увидел в нем величайшего философа человечества.

    Он первым соединил социализм с гегелевской философией. По Гессу, идеал социализма - реализация социальной сущности человека.. Он доказывал, что над человеком в отчужденной форме господствуют его собственные силы: бог - в религии, деньги - в экономике, государственная власть - в политике. Будущее социалистическое общество освободит человека от господства созданных им, но отчужденных от него сущностей. Во всех этих положениях легко просматривается та теория отчуждения, которую вслед за Гессом разрабатывал Маркс.

 

Вероятно, Гесс познакомил Маркса и  Энгельса с книгой известного немецкого историка и правоведа Лоренца фон Штейна (1842). Штейн был противником коммунизма, но он одним из первых, если не первым, засвидетельствовал, что этот бродит по Европе. Он предсказывал его слияние с рабочим движением, всеобщее распространение и последующее крушение.

 

Что касается уже упомянутых Гесса  и фон Штейна, то они оказали  на Маркса как положительное, так  и отрицательное влияние. Это  относится и к таким мыслителям и политическим деятелям, как Прудон, М. А. Бакунин, Ф. Лассаль..

 

В последние годы жизни Маркс обратился к изучению этнографических исследований первобытных культур, в частности, работ Льюиса Моргана.

Информация о работе Социология Карла Маркса