Социология Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:45, реферат

Краткое описание

В связи с этим, по устоявшейся традиции в западной социологии марксистское понимание общества и его идею общественного развития относят к теории конфликта.

Целью данной работы является рассмотрение данной теории с исторической точки зрения формационного подхода.

Оглавление

Введение
1. Карл Маркс
1.1 Карл Маркс, как человек
1.2 Карл Маркс, как мыслитель
2. Идейно-теоретические истоки
3. Человек и общество
4. Материалистическое понимание истории
5. Социальное развитие и социальная революция
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

 

Хотя главные постулаты  материалистического понимания  истории недоказуемы и неопровержимы  и носят метафорический характер, в нем содержалась очень важная для социологии установка на изучение глубинных социальных структур, скрытых за теми представлениями, которые общества и группы создают о себе.

 

Как и Конт, Маркс не проводил четкого различия между  обществом и человечеством, рассматривая последнее как просто расширенное  до предела общество. Все общества в его представлении в принципе развиваются по одним и тем же законам. Как и Конт, Маркс верил в социальный прогресс. Он внес важный вклад в исследование социального изменения, социальной и политической революции.

Вместе с тем он недооценивал позитивное значение социальной преемственности и склонен был смешивать социальную революцию с политической. Его трактовка социальных классов и социальных конфликтов стала парадигмой: вместе с социальным дарвинизмом заложила основы парадигмы социального развития.

С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

 

На понимание Марксом  социальной реальности сильнейшее влияние  оказали его радикализм, социально-политическая утопия, вера в повсеместное торжество  коммунизма и в освободительную  миссию пролетариата. Его научные исследования были, прежде всего, средством обосновать сформировавшиеся ранее идеалы. Отсюда деление истории, перерастание исследования революций в тезис о превращении изучения классовой борьбы в ее восхваление. В итоге пролетариат, устанавливающий, по Марксу, свою диктатуру, выступает уже не в роли самого пролетариата, а в роли господствующих классов.

 

В аспекте эпистемологии важное значение имеет сочетание у Маркса теоретического анализа с опорой на большой эмпирический материал. Как и Конт, Маркс исходит из представления о существовании законов исторического развития и исторической необходимости, что нередко приводит его к историческому провиденциализму и фатализму. В его методологии всегда присутствует стремление к выявлению всякого рода противоречий и конфликтов, к объяснению ими различных социальных процессов. Ряд отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах Маркса можно найти применение разнообразных социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального и др.

 

Научная этика Маркса носила двойственный характер. Вообще профессиональная этика социолога  предполагает, что он как ученый всегда готов поставить под вопрос существующие социальные институты. В этом отношении профессиональная этика Маркса, безусловно, была социологической.

Поиск социологической  истины неотделим от социальной критики, и этот элемент в марксистской социологии, несомненно, присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало в серьезный изъян.

Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать все и вся  приводили к тому, что из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем объяснить его. Он был нетерпим к своим научным оппонентам. Поэтому этика политического революционера в нем часто одерживала верх над этикой ученого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд.

 

2. Энгельс Ф. Письмо  Конраду Шмидту 5 августа 1890 г. // Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37.

 

3. Грамши А. Наш Маркс  // Грамши А. Избр. произведения. М., 1980.

 

4. Hess M. Die Folgen einer Revolution des Proletariats // Hess M. Philosophische und sozialistische Schriften. 1837-1850. Berlin, 1980.

 

5. Stein L. von. Sozialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs. Leipzig, 1842.

 

6. Энгельс Ф. Письма  из Лондона // Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

 

7. Маркс К. Письмо  Эдуарду Спенсеру Бизли, 12 июня 1871 г. // Там же. Т. 33.

 

8. Маркс К. Критика  политической экономии (черновой  набросок 1857-1858 годов) // Там же. Т. 46, ч. I.

 

9. Маркс К. Письмо  П. В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там же. Т. 27.

 

10. Маркс К. Восемнадцатое  брюмера Луи Бонапарта // Там  же. Т. 8.

 

11. Маркс К. Капитал.  Т. III // Там же. Т. 25, ч. I, П.

 

12. Маркс К Экономические  рукописи 1857-1859 годов // Там же. Т. 46, ч. I.

 

13. Маркс К Оправдание  мозельского корреспондента // Там  же. Т. 1.

 

14. Маркс К Экономическая  рукопись 1861-1863 годов // Там же. Т. 47.

 

15. Маркс К. Наброски  ответа на письмо В. И. Засулич  // Там же. Т. 19.

 

16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Там же. Т. 21.

 

17. Маркс К. К критике  политической экономии // Там же. Т. 13.

 

18. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов) // Там же. Т. 12.

 

19. Маркс К. Классовая  борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Там же. Т. 7.

 

20. Маркс К. Капитал.  Т. I // Там же. Т. 23.

 

21. Маркс К. Нищета  философии // Там же. Т. 4.

 

22. Маркс К. Письмо И.Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. // Там же. Т. 28.

 

23. Маркс К. Наемный труд и  капитал // Там же. Т. 6.


Информация о работе Социология Карла Маркса