Социология Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:45, реферат

Краткое описание

В связи с этим, по устоявшейся традиции в западной социологии марксистское понимание общества и его идею общественного развития относят к теории конфликта.

Целью данной работы является рассмотрение данной теории с исторической точки зрения формационного подхода.

Оглавление

Введение
1. Карл Маркс
1.1 Карл Маркс, как человек
1.2 Карл Маркс, как мыслитель
2. Идейно-теоретические истоки
3. Человек и общество
4. Материалистическое понимание истории
5. Социальное развитие и социальная революция
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

 

Необходимо отметить и влияние  естественных наук на формирование социологии Маркса. Это относится, в частности, к таким наукам, как геология(идея формации). и биология( понятие биологического организма, морфологических представлений в биологии, открытия клетки и создания клеточной теории строения организма, учение Дарвина). Маркс увидел в учении Дарвина некий биологический аналог и подтверждение своих социальных теорий, а также стимул для их дальнейшего развития.

 

3. Человек и общество.

Всякая значительная по масштабу теория общества предполагает явное или  неявное присутствие какой-то теории человека, его сущности и места  в мире. Иными словами, с теоретической социологией всегда соседствует определенная философская антропология. Так было и у Маркса. Его видение человека сформировалось под влиянием просветителей, Гегеля, Фейербаха, а также Гесса. Хотя Маркс не ставил перед собой задачи создать особую философскую антропологию, его концепция человека в целом отличалась глубокой оригинальностью.

 

Согласно Марксу, человек - это, прежде всего, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе.

 

Вместе с тем  труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя /

 

 У Маркса взгляд на человеческую природу таково: человек по природе своей - существо целостное, доброе. В оценке человеческой природы он непоколебимый рационалист: человек, в его понимании, существо изначально и, безусловно, разумное.

          Для того чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В будущем коммунистическом человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой ступени к своему исходному и в то же время подлинному состоянию.

Эта концепция человека, непосредственно  перерастающая в утопию, составляет своего рода постоянный фон научных изысканий Маркса, нуждались в менее абстрактных постулатах и категориях. Поэтому Маркс формулирует тезис о социальной сущности человека и обращается к ее изучению.

 

Таким образом, Маркс, как  и Конт, вносит важный вклад в  открытие социальной реальности и тем  самым - в онтологическое обоснование социологии как науки. Но понимает эту реальность он иначе, чем Конт. В отличие от Конта его нельзя считать социальным реалистом, как, впрочем, и социальным номиналистом. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой.

 

по Марксу : Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.

 

Будучи поклонником  Эсхила и Шекспира, Маркс, представлял  себе исторический процесс в виде драмы, в которой люди выступают  одновременно и как авторы и как  актеры. Люди - практически действующие существа, поэтому именно они создают социальные системы. Но создают они их в определенных социальных и природных условиях.

 

Личность, по Марксу, - не исходный пункт социально-исторического  развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.

 

4. Материалистическое  понимание истории.

Философский материализм  Маркс, считал основой своего научного мировоззрения. Этот материализм был прежде всего реакцией на идеализм Гегеля и младогегельянцев, стремлением противопоставить ему объяснение мира.

.

Принцип редукции, объяснение всей социальной жизни из материальных ее аспектов, дополняется в историческом материализме указанием на необходимость учета обратного воздействия сознания на бытие. В конце жизни Энгельс был вынужден подчеркивать, что экономические факторы лишь определяют социальную жизнь.

 

Главные постулаты материалистического  понимания истории  метафоричны, многозначны.

 

Даже такие базовые  понятия, чрезвычайно многозначны  и туманны. Рассмотрим, например, некоторые  из значений слов у Маркса.

 

1) Материальное как  экономическое. (производству средств жизнеобеспечения). Маркс иногда ставит рядом два слова так, что второе служит как бы уточняющим по отношению к первому.

 

2) Материальное как  природное.( природные факторы: биологические, климатические и т. п.). Здесь материалистическое объяснение сливается с натуралистическим, последнее отстаивали многие социологи натуралистических направлений, весьма далекие от исторического материализма.

 

3) Материальное как  реальное.( реальное в противоположность химерическому). При таком словоупотреблении материалистические объяснения не отличаются от позитивистских объяснений Конта или Спенсера.

 

Последнее значение, в  частности, присуще и Марксу, которое  рассматривается как жизни людей. И что отнести в таком случае к бытию, а что - к сознанию? Более  чем сомнительно полагать, что - это  экономика, а право, политика, мораль и т. д. отражает этот процесс. Во-первых, экономика не существует без экономического сознания, во-вторых, право, политика, мораль, наука и т. д. - это не менее практический процесс жизни людей, чем экономика.

 

В итоге тезис в  социальной философии Маркса можно  понимать трояким образом:

 

1) Одни реальные процессы  жизни людей определяют другие  реальные процессы; тезис столь  же бесспорный, сколь и банальный.

 

2) Реальные процессы  жизни людей определяют химерические; тезис столь же бесспорный, сколь  и бессмысленный.

 

3) Базис, производственные отношения определяют , т. е. политику, мораль, право и т. д.; тезис доказуемый в той же мере, что и противоположный.

 

Если к этому добавить чрезвычайную многозначность термина  в указанном постулате, то научная  ценность исходного постулата материалистического понимания истории окажется еще более сомнительной. Не случайно Маркс и Энгельс были вынуждены, во-первых, подчеркивать необходимость изучения взаимодействия между различными сферами социальной реальности, во-вторых, указывать на то, что материалистическое понимание - это объяснение процессов. И то и другое было, по существу, бесполезно, так как вульгаризаторам исторического материализма это помочь не могло, а серьезные ученые и так всегда заняты исследованием взаимодействия различных факторов, а в объяснениях не нуждаются.

 

Вместе с тем материалистическое понимание истории заключало  в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что  общества и группы нельзя объяснять  теми представлениями, которые они  сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведение этой реальности к экономической подсистеме было, безусловно, ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были, несомненно, плодотворны. В ряде своих работ Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой. Тем не менее, экономика, а также политика всегда представлялись ему более практичными сущностями, чем, например, мораль, право или религия.

 

5. Социальное развитие  и социальная революция.

Динамика социального  развития, по Марксу, обусловлена постоянно  возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни.

 

Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается, и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т. д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после социальной революции элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.

 

Для понимания марксистского подхода к социальному развитию полезно сравнить его с контовским.

 

Что их объединяет?

 

1. Оба они верят  в универсальную эволюцию человеческого рода. Оба они - исторические эволюционисты, так как считают, что все общества развиваются согласно одним и тем же законам и проходят в своем развитии одни и те же стадии

 

2. Оба они верят  в прогресс, т. е. считают, что  социальная эволюция - это развитие от нисшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному..

 

3. Из первых двух  пунктов вытекает, что оба они  верят в конечное совершенное  состояние, в грядущий и уже  наступающий золотой век. По  Конту, это позитивное состояние  человечества; по Марксу - коммунизм.

 

4. оба они занимаются  предсказаниями, точнее, пророчествами  относительно грядущего состояния.

 

5. Пророчествуя о грядущем  золотом веке, они не могут  просто ожидать его, но чувствуют  себя призванными способствовать  его наступлению. Конт это делает посредством проповеди Религии Человечества; Маркс - посредством политико-организационной и революционной деятельности.

 

В чем различия между  контовским и марксовым подходами  к социальному развитию?

 

  1. Для Конта социальное развитие предполагает преемственность, опору на традицию, отсутствие резких скачков и сдвигов. Для Маркса, наоборот, социальное развитие - это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги.

Правда, Маркс признает существование застойных исторических эпох и

Слово имеет два значения: во-первых, всякое развитие вообще, независимо от того, как оно понимается; во-вторых, постепенное, непрерывное, медленное  развитие. Здесь слово используется в первом значении.

 

2. По Конту, социальный  прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Он, правда, признает критические фазы в социальном развитии, когда происходят революционные изменения и столкновение различных социальных сил, но это для него все-таки скорее патология, чем норма. Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития.

 

  1. Представление Маркса о характере и путях социальной эволюции, прогресса было более сложным и тонким, чем у Конта. Это было связано с тем, что Маркс был гораздо ближе Конта к фактам социально-исторической действительности.

 Проблематика революции занимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция в его истолковании - это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения Маркс считал исторически неизбежным так как он позволяет ускорить общественный прогресс.

 

Помимо  социальной, Маркс рассматривал экономическую, промышленную и политическую революции, сближая социальную революцию то с первой, то со второй, то с третьей. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической, т. е. с завоеванием государственной власти прогрессивным классом и установлением его революционной диктатуры для подавления других, реакционных классов.

 

Маркс, несомненно, различал социальную и политическую революции. Но последняя незаметно приобрела в его сознании самодовлеющее значение, превратившись из обязательного условия и элемента социальной революции в самоцель. Наоборот, социальная революция как объективно протекающий процесс стала интерпретироваться в его работах как условие и средство для революции политической, основанной на волевых устремлениях определенных групп. Когда Маркс пишет просто о революции, он имеет в виду именно революцию политическую.

 

Социальные и политические реформы представляются Марксу искусственным тормозом в социальном развитии, результатом вынужденных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал социального развития в общества, которое построено на частной собственности и эксплуатации человека человеком - это, постоянная революционизация общества для скорейшего наступления истории, коммунизма. В этом золотом веке, согласно одному из пророчеств Маркса, политических революций уже не будет.

 

Очевидно, что в теории социальной революции темперамент  политического борца и пророка, особенно сильно влиял на Маркса-ученого, и у него тесно переплеталось с мессианизмом и утопией. Но у Маркса была еще одна очень важная теория, в которой дело обстояло точно так же. Это его теория классов и классовой борьбы.

 

Заключение

В творчестве Маркса научные  и политико-практические аспекты  переплелись теснейшим образом. Хотя сам он считал себя ученым и  был им в действительности, наука  в его глазах была, прежде всего, не целью, а средством революционного преобразования общества. Поэтому при рассмотрении его социологии необходимо постоянно различать научные и вне научные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень велико. В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный характер, что породило множество разнообразных и взаимоисключающих его интерпретаций. Вместе с тем, несмотря на эти черты его творчества, а отчасти благодаря им, оно оказало стимулирующее воздействие на самые разные стороны социологического знания.

 

В онтологическом аспекте  Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и  отношений между индивидами, как  фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.

Информация о работе Социология Карла Маркса