Шпаргалги по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:33, шпаргалка

Краткое описание

ответы на вопросы по социологии для студентов

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

Виды наблюдения:

-включенное  и невкл.(участие или неучастие  исследователя в жизни объекта)

-полевое и  лабораторное

-структурированное  и неструктурированное  

2. Контент – анализ. Это метод сбора колич. данных об изучаемом явлении или процессе, котор. содержатся в документах

Контент – анализ направлен на выработку колич  описания, смыслового ( слово, тема, предложения, идеи, автор, соц. ситуация ), и символического содержания.

3. Опросный метод  – социологический опрос, включающий  информацию людей. Различают:  а) анкетированный опрос –  проводится заочно, нет прямого  контакта. б) интервью. в) экспериментный  опрос – инсочник информации  – компитентные люди.

4. Метод повторных экспериментных оценок или метод «дэльфи». Это многократный опрос одной и той же группе по одной и той же проблеме.

5. Метод очного  проведения опроса. «face to face». Различают:

а) Стандартизированное  интервью – есть жесткая заданность вопросов и варианты ответов.

б) Полустандартизированное  интервью – проводится на основе памятки, включ. перечень обязат. вопросов, не иск  обсуждения.

в) Фокусированное интервью – стандартным явл. первый вопрос.

Опросы одних  и тех же креспондентов через  определ. промежуток времен явл. панельным.16. Выборка в социологическом исследовании, ее виды, понятие репрезентативности.

Выборка – это  совокупность элементов объекта  социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.

На первом этапе  выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них  отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами  отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.

Довольно популярен  метод серийной выборки. В нем  генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Иногда социологи  используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения.

Также в исследованиях  применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного  массива и квотной выборки. Метод  стихийной выборки – обычный  почтовый опрос телезрителей, читателей  газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной  выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным.

Репрезентативность (представительность) - свойство выборки  отражать характеристики генеральной  совокупности.

17. Опрос  и наблюдение как методы сбора  социологической информации.

Опрос - метод  сбора первичной социологической  информации посредством вопросов к  определенной группе людей (респондентов).

Виды  опросов

- письменные (анкеты, тесты)

- устные (интервью)

- очные 

- заочные

Специфика опросов

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность  общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

психологическое состояние респондента в момент опроса;

ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

Различают вопросы:

- открытые

- закрытые (с  перечнем вариантов ответов)

- прямые, личные

- косвенные,  безличные

проблема достоверности  информации.

качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Социальная  и социологическая роль опросов

Задача опросов  в обществе - обеспечить двухсторонний  поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах  действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с  помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Использование метода

Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной  информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода

Они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

Наблюдение позволяет  помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.

Виды  наблюдения

Различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают  участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

Полевое или  лабораторное наблюдение (связаны с  местом проведения исследования)

Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано  с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов).

18. Анкета, ее структура, социальные показатели  и измерение.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид  опроса - анкетирование. Оно может  быть групповым или индивидуальным. Групповое предполагает присутствие  социолога и группы в 15-20 человек, обеспечивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкетирование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет.

Анкета - это  объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты; 2) завязку - психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть - блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспортичку - социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы  классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респондента.

Классификация по форме - это деление: а) на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); б) на прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

По функции  анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат  вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

Краткий комментарий  к данному этапу исследования:

Обработка информации осуществляется вручную или с  помощью ЭВМ, ее результат - социологические  данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении.

Обобщение информации идет путем группировки ответивших на вопросы и через ряды распределений (в том числе с помощью таблиц).

Анализ и интерпретация  данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего.

Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.

Использование результатов социологического исследования зависит от актуальности изучаемой  социальной проблемы, анализа достоверности  собранной информации и заинтересованности в ней общества.

19. Контент-анализ. Метод экспертных оценок и его виды.

Контент-анализ – это метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или  процессе, которые содержатся в документах.

Контент-анализ направлен на выработку количественного  описания смыслового символического содержания в документах. За смысловую единицу может быть принято слово, предложение, тема, идея, автор, социальная ситуация и персона. С помощью этого метода изучаются книги, газетные и журнальные статьи, фотографии, лозунги, различная символика, поп - песни и. т. д.

Информация о работе Шпаргалги по "Социологии"